Банк, который всегда с тобой
Директор филиала «Санкт-Петербургский» ОАО «ОТП Банк» Александр Зотов и руководитель территориального управления «Северо-Запад» ОАО «ОТП Банк» Алексей Мятлик рассказали о планах региональной экспансии и запуске нового Express формата точек продаж, который позволит сократить дистанцию между клиентом и банком.
– ОТП Банку в Санкт-Петербурге 5 лет. Как развивался филиал в регионе?
– Александр Зотов: «Филиал развивался достаточно органично, на сегодняшний день у нас открыто пять универсальных офисов в Санкт-Петербурге и один дополнительный офис в Калининграде. Сейчас мы обслуживаем порядка 600 юридических лиц, речь идет именно об активных клиентах, которые пользуются несколькими продуктами банка и более 15 тысяч физических лиц. Это стабильная база клиентов, с которыми мы выстраиваем долгосрочные отношения».
– Алексей Мятлик: «Так как наш банк является розничным – основной продукт также розничный ориентированный на физических лиц. При этом мы не забываем и о юридических лицах, поскольку спрос на эти услуги есть, мы предлагаем хорошие условия, как для малого, так для среднего и крупного бизнеса».
– Какие планы в регионе? Будет ли развиваться сеть отделений?
– Александр Зотов: «В этом году была принята новая программа региональной экспансии. В рамках данной программы мы планируем открыть в России порядка 260-300 новых офисов в течение 2013-2014 годов. Из них в уже в 2013 году 60 новых офисов будет открыто в целом по России и 1 в Санкт-Петербурге.
С учетом того, что в настоящий момент акцент сделан именно на розничном бизнесе, в этом году мы утвердили новый формат офисов обслуживания – Express. За счет своего расположения в узловых транспортных развязках они позволяют обслуживать клиентов в удобных для них местах. Несмотря на небольшой размер – порядка 40 метров, за счет активного использования технических возможностей современного банковского бизнеса, офисы формата Express предоставляют полный спектр услуг. Это кредиты, кредитные карты, депозиты, счета, переводы и т.д. Основная задача офисов нового формата – максимальный комфорт и функциональность клиентской зоны.
Среди технологий, которые мы активно используем – многофункциональные аппараты roller cash, устанавливаемые в новых офисах формата Express (осуществление полного спектра операций с наличными без организации кассового узла) и ОТП-директ (дистанционное обслуживание интернет-счетов)».
– Раз уж вы упомянули банковские продукты, которые клиенты будут получать в новых отделениях, расскажите, какие новинки будут ждать ваших клиентов?
– Алексей Мятлик: «Мы понимаем, что наши продукты должны быть конкурентоспособными, так как банковский сектор не стоит на месте, он постоянно развивается, и каждый банк стремится предложить новый и интересный продукт. Мы в свою очередь пытаемся адаптировать наши продукты и наши предложения под каждый определенный сегмент потенциальных клиентов. Молодежи, которая приходит в наш офис, мы предложим молодежную кредитную карту, пенсионерам порекомендуем депозит и т.д. Мы постоянно работаем в этом направлении, развиваем новые продукты и предложения.
Что касается вкладов, то в нашей линейке каждый клиент сможет найти оптимальные для себя условия, как в отношении процентных ставок, так и способов пополнения, либо наоборот изъятия с депозита. Недавнее пополнение нашей продуктовой линейки – это доходная карта, позволяющая совмещать хранение денег на пластиковой карте с начислением процентов на остаток.
Наиболее интересные условия по кредитам наличными мы предлагаем нашим постоянным клиентам, которые уже являлись нашими заемщиками – мы постоянно извещаем их о появлении новых продуктов и чувствуем хорошую отдачу – клиенты готовы и с удовольствием откликаются на интересные предложения».
– Александр Зотов: «В ближайшее время планируется развитие таких направлений, как мульти-скоринг. Суть в том, что когда клиент приходит в банк у него уже есть некие ожидания в отношении получения кредита, которые не всегда совпадают с его возможностями. И если на первых этапах развития банковской системы такие клиенты получали отказ, то сегодня банк моделирует ситуацию, при которой он сможет спокойно, без дополнительных рисков обслужить данного клиента и предлагает более универсальные варианты по кредиту. Мульти-скоринг подразумевает несколько ответных предложений, которые могут варьироваться как по сумме, так и по срокам. В рамках этого направления действует система по выстраиванию ставки, при которой клиент с лучшей кредитной историей и лучшими возможностями получит более низкую ставку».
– Какие банковские продукты сейчас наиболее востребованы у петербуржцев?
– Алексей Мятлик: «В Петербурге наиболее востребованы кредитные карты, так как это та форма кредитования, которая позволяет перекридитоваться на короткий срок. У нас клиент может выбрать оптимальное предложение по кредитной ставке, по срокам, по льготному периоду».
– Александр Зотов: «Если же клиент имеет накопления, при обращении в банк ему будет предложена широкая линейка депозитов. По депозитам в последнее время мы наблюдаем рост долгосрочных накоплений со сроками размещения 1-2 года с дальнейшей пролонгацией».
– Чего ждать во второй половине 2013 года? Как будут вести себя кредитные и депозитные ставки?
– Алексей Мятлик: «С учетом того, что сейчас в правительстве и ЦБ идет активное обсуждение возможных мер по стимулированию экономического роста, в том числе снижению ставок по кредитам, логично предположить, что некоторое снижение мы увидим. Доминирует мнение, что инфляция во второй половине 2013 года существенно замедлится (в годовом исчислении в мае была 7,4%, в июне 6,9%), что позволит ЦБ снизить ставки. Это предоставит банкам более дешевое фондирование и даст дополнительную возможность для некоторого снижения ставок кредитования. В большей степени это будет заметно для корпоративных заемщиков.
Что касается потребительского кредитования некоторое снижения ставок также вероятно. В том числе по вышеописанным причинам. Кроме того Сбербанк несколько дней назад агрессивно снизил ставки по потребительским кредитам. Связано это, на мой взгляд, в первую очередь с его желанием укрепить свои позиции в сегменте потребительского кредитования в рамках рекламной акции, и массового значительно снижения ставок от других банков, скорее всего, не последует, но несколько скорректировать свое предложение, снизив ставки на 1-2%, думаю, многие банки сочтут целесообразным. Более значительное снижение ставки едва ли возможно в ближайшей перспективе, что объясняется сохраняющимися рисками потребительских кредитов».
– Александр Зотов: «Что касается прогнозов, то по большому счету, если не ожидать каких-то кризисных явлений, а в последнее время серьезных ожиданий по этому поводу на самом деле нет, я не думаю, что будет какая-то волатильность. Естественно необходимо учитывать, что Россия находится в макроэкономической среде – она интегрирована в мировую экономику, мы не можем не понимать, что в случае если какие-то явления негативные в Европе будут развиваться, то это повлияет и на нашу экономику».