Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Rusbase: Банки не будут прежними. Главные тренды мобильных банков - 2019

2019 год ознаменовался громкими заявлениями разработчиков банковских приложений и крупнейшими утечками данных. О главных трендах мобильных банков 2019 года, с которыми мы подошли к рубежу 2020 года, рассказывает Денис Мавланов, глава дирекции дистанционных каналов и поддержки клиентов «ОТП Банка».

Упрощение клиентских сценариев

Все, что хочет сделать клиент, надо делать простым, убрав «под капот» техническую работу. Часто люди пользуются услугами нескольких банков, устанавливают мобильные приложения и сравнивают их между собой. Наиболее востребованным приложением предсказуемо будет самое понятное и простое в использовании: чем меньше кликов — тем лучше. Мы провели несколько фокусных исследований и usability-тестов на клиентах нашего и других банков, а также сотрудниках (всего в исследованиях было задействовано более пяти тысяч человек). В итоге мы убедились, что самыми легкоуправляемыми должны быть необходимые сервисы: денежные переводы, проверка счетов, операции с кредитом, оплаты коммунальных услуг. Плюс приложение должно содержать разумное количество полезных фич.

Смартфон становится основным инструментом доступа к банковским продуктам, но заполнять на нем громоздкие заявки или платежные формы неудобно. Можно решить эту задачу, разбивая сложные сценарии на несколько шагов или самостоятельно заполняя за клиента уже известные поля или те, которые можно заполнить из схожих запросов.

Наш банк незадолго до Нового года выпустил новое мобильное приложение, в котором полностью пересмотрел функциональность и клиентские сценарии.

Большинство важных функций, таких, как просмотр списков и остатков по продуктам, истории операций, уведомлений, пополнения или активации карты, можно выполнить в несколько кликов, причем по разным сценариям, удобным разным типам клиентов. Например, зарегистрироваться в приложении можно по номеру карты, счета или договора любого продукта.

Процедуры входа также стала вариативной: код или биометрические данные — отпечаток пальца, Face ID. Мы упростили возможности совершения платежей и операций с помощью гибких автоплатежей и подписок на начисления.

В будущем мы планируем отказаться от логинов, построив систему доступа в веб- и мобильную версию через единый авторизационный центр, и применять машинное обучение для помощи в заполнении форм переводов.

Фокус на безопасность

Этого хотят и клиенты, и сами банки, и регулятор. 2019 год стал настоящим вызовом для многих компаний с точки зрения обеспечения сохранности данных. Вопросы безопасности и противостояния киберугрозам сейчас стоят на первом месте, и их приоритетность будет расти вместе с развитием цифровых технологий.

Для банковской системы важно найти баланс между удобством и безопасностью клиентских данных и средств, поэтому сценарии получения и восстановления доступа реализуются таким образом, чтобы минимизировать риск мошеннических операций, но при этом не заставлять клиента запоминать по десять вариантов паролей и записывать логины.

Ключевым фактором становится наличие проверенного телефона и адреса электронной почты у клиента — с их помощью он может управлять регистрацией и доступом без помощи сотрудников банка.

Банки постоянно ищут новые безопасные пути, чтобы упростить регистрацию и вход в приложение. Но я бы сказал, что прорывных решений пока нет — механики у всех сходные. Наша новая платформа прошла серию тестов на проникновение, которые подтвердили ее защищенность от различных методов взлома. Это касается и попыток физического проникновения в контур системы, и всех известных методов компрометации учетных записей клиентов. Гибкая система лимитов на операции и логики их подтверждения ограничивает потенциальные убытки, а система фрод-мониторинга будет отслеживать подозрительную транзакционную активность по клиентским счетам. Кроме того, мы развиваем контроль устройств и инсталляций c помощью решений от Group IB, а в будущем планируем тестировать и внедрять PayControl, продолжая оперативно реагировать на новые угрозы.

Полностью мобильные сценарии

Мы видим, что с каждым годом возрастает доля сегмента клиентов mobile only, поэтому мобильный банк не должен уступать по функциональности веб-версии, реализуя возможности мобильной платформы — это средства аутентификации, использование камеры, геопозиции.

Поэтому в дополнение к возможностям старого приложения, таким, как просмотр информации по своим продуктам, платежи и переводы, открытие вкладов, в новое приложение мы добавили более 20 новых сервисов и функций, многие из которых кастомизируют его. Дальше мы сфокусируемся на реализации циклов управления любыми продуктами банка. Сегодня многие игроки думают о стратегии mobile only, останавливая развитие интернет-банков. Аудитория интернет-банков не растет, поэтому многие игроки уменьшают количество команд на этом направлении. Наша аудитория пока к этому не готова: есть и группы клиентов, которым удобнее использовать веб-версию, и сложные услуги, которые удобнее делать на десктопе (например, переводы в системе SWIFT). Так что полностью отказываться от интернет-банка мы пока не планируем, но совершенно точно все новые функции будем сначала внедрять в мобильной разработке.

Мобильные банки превращаются в социальные сети

Банки становятся медиа, генерируя развлекательный контент (сториз, заметки, открытки, посты), который не обязательно играет роль рекламы внутреннего продукта. Все делается для того, чтобы банковское приложение запускалось каждый день, и, желательно, по несколько раз. Появляются чаты между пользователями, в которые можно встроить платежные функции (перевести деньги другому пользователю, поздравить с днем рождения денежным переводом или скинуться за ужин). А возможности управления семейным бюджетом вовлекают в мобильный банк всех членов семьи, позволяя удобно анализировать траты и воспитывая финансовую ответственность у детей.

Мы только планируем тестировать такие функции: серьезно думаем над публикацией «сториз» и запуске чата между клиентами. Но вряд ли в ближайшем будущем банковские приложения составят серьезную конкуренцию мессенджерам или платформам соцсетей. Скорее, речь будет идти о переносе в приложения финансовых взаимоотношений.

Создание суперприложений

«Суперприложение» — платформа, сочетающая в себе функции, позволяющие пользователю в рамках одного приложения решать сразу несколько задач. Вокруг банковского приложения, как вокруг ядра, формируется несколько приложений для других повседневных нужд: здоровье, покупки, страхование, инвестиции, развлечения, путешествия.

Для клиента переход между ними бесшовный, используются зонтичные сервисы, такие, например, как единая учетная запись, платежные средства, программа лояльности. Недавно сразу несколько игроков заявили о своих планах по созданию «суперприложений», что навеяно тенденциями времени — нам всем удобно решать задачи парой кликов и без необходимости «засорять» память телефона десятками различных сервисов. Так что «суперприложения» потенциально станут инструментом удержания пользователей, и, как только несколько игроков выйдут с ними на рынок, конкуренты будут мериться пакетами сервисов и удобством использования.

При построении нашей новой платформы мы заложили архитектурные возможности для последующего развития по этому пути. Мы видим, что клиенты могут заинтересоваться партнерскими продуктами как в неавторизованной зоне, так и внутри личного кабинета. Уже сейчас есть мысли о запуске приложений для инвесторов и автовладельцев, тем более что сейчас можно быстро протестировать гипотезы на white label. У нас активно развивается работа с малым и средним бизнесом. Предпринимателям нужен единый мобильный банк для управления личными и бизнес-средствами. Имеется неплохой опыт продажи страховых и консультационных продуктов. Сейчас для нас главная задача — миграция наших пользователей на новую мобильную платформу и удовлетворение их повседневных финансовых задач. Вокруг этого уже можно будет выстраивать полноценную сервисную экосистему.

Новости ОТП

Покупательская активность во 2-м квартале

В период пандемии ОТП Банк уже замерял предпочтения клиентов и изменение потребительской активности в категориях товаров и услуг. Анализ покупок по кредитным картам показал резкое снижение спроса, по всем категориям, кроме Супермаркеты, Аптеки, Образовательные услуги и Товары для животных. В 1 квартале 2020 года, по карточным транзакциям был зафиксирован ощутимый рост в таких категориях, как Образовательные услуги (+101%), Аренда Авто (+81%), Сувениры (+60%) и Фаст Фуд (45%), в сравнении с 1 кварталом 2019 года. Во 2 квартале наблюдается совершенно другая картина потребления. По карточным транзакциям можно выделить увеличение спроса в таких категориях, как Членские взносы (+37%), внутри данной категории лидерами являются Автомобильные ассоциации, Благотворительные и общественные организации и Гражданские и социальные ассоциации. На втором месте, во 2-ом квартале, идет Музыка (+11%), динамика спроса на Образовательные услуги сократилась до +1%, относительно 2 квартала 2019 года. В сегменте POS-кредитования в 1 квартале 2020 увеличился спрос на Бытовую технику, Моб.телефоны, Компьютеры/ноутбуки, связано это с колебаниями валютного курса. Теплая зима снизила спрос в категории Меха в 2 раза, относительно 2019 года. Под влиянием карантинных мер продажи существенно снизились, но тем не менее все еще можно отметить сезонный рост потребительского интереса к таким категориям товаров, как Мототехника/автозапчасти. Продажи в категории Билеты и туры - исчезли, но доля продаж в категориях Бытовая техника и электроника (в динамике +5% против 2-го кв. 2019) и Компьютеры и ноутбуки (увеличение спроса в 2 раза) возросла, в том числе благодаря переходу на работу и учебу из дома. В 3-м квартале 2020 года ожидается увеличение спроса в категории Билеты и туры. Если в 1 квартале наблюдался рост покупательской активности +15% к показателям 2019 года, то во втором квартале покупательская активность клиентов снизилась -30%, относительно 2-го квартала 2019 года. После выхода из самоизоляции и отмены ограничительных режимов, ожидается увеличение объемов покупок. В целом объемы по транзакциям за 1 полугодие 2020г. показали снижение -10% относительно 2019 года.

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Контакты для СМИ