Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

РБК: Банки проследят за клиентами в соцсетях

Банки будут оценивать кредитоспособность заемщиков с помощью социальных сетей. По данным РБК, до конца года скоринг по соцсетям запустит Альфа-банк. О запуске пилотных проектов в этой сфере РБК также сообщили представители банков «Хоум Кредит», «Тинькофф кредитные системы» и ОТП

 О том, что Альфа-банк тестирует систему оценки заемщиков с помощью соцсетей, РБК сообщил источник в компании, разрабатывающей этот проект, и подтвердил собеседник в Альфа-банке. «Банк заключил договор на скоринг в соцсетях летом этого года и сейчас завершает внедрение. Планируется запустить проект в промышленную эксплуатацию к концу 2014-го», – сказал источник в компании-разработчике проекта. Пресс-служба Альфа-банка не комментирует эту информацию.

Четверо смелых

И хотя банки неохотно рассказывают о своих планах по скорингу в соцсетях, опасаясь негативной реакции потенциальных заемщиков, представители еще нескольких банков также признались РБК о тестировании подобных проектов.

«В данный момент мы проводим пилотный проект скоринга заемщиков по информации в социальных сетях и адаптируем скоринговую модель под изменившиеся подходы банка к оценке клиентов», - заявил руководитель направления анализа кредитных рисков и процессов одобрения банка «Хоум Кредит» Александр Поляков.

ОТП Банк, как сообщил его зампред правления Сергей Капустин, активно участвует в тестировании новых методов, позволяющих улучшить качество принятия решений. «К таким методам относится и скоринг в социальных сетях», – уточнил Капустин.

Использует соцсети в своей работе с заемщиками также ТКС Банк, но пока только в случае, если клиент сам дает свой аккаунт кредитору. Принятие решений в ТКС Банке, говорят его представители, строится на анализе больших массивов данных, и для более точной настройки скоринговых моделей банк стремится максимизировать количество источников информации. По сведениям пресс-службы ТКС, сейчас кредитная организация может использовать социальные сети как инструмент скоринга, если потенциальный клиент сам в своей кредитной заявке указал свои контакты в соцсетях.

«Скоринг в соцсетях – одна из составляющих в оценке заемщиков. Мы не преувеличиваем его значение, но чем больше мы знаем информации о клиенте, тем легче нам принять кредитное решение, – сказал РБК председатель совета директоров ТКС Банка Олег Тиньков. – Изучаем, с кем дружит клиент, на что подписан, как давно создан аккаунт. Например, мы смотрим e-mail пользователя: чем длиннее адрес, тем выше кредитный риск. Если адрес короткий, значит, он создан потенциальным заемщиком давно, возможно, еще в студенческие годы, и не менялся последние лет десять».

Длина имеет значение

Тема сбора информации о заемщиках в соцсетях муссируется уже несколько лет, но пока ни один банк в полной мере не реализовал у себя эту идею. Теперь в ситуации, когда темпы роста розничного кредитования стремительно снижаются, банки готовы использовать любые ресурсы, чтобы узнать о клиенте как можно больше информации, которая говорит о его поведении в разных сферах жизни и может повлиять на принятие решения о выдаче кредита. По данным компании Sociohub (предоставляет аутсорсинговые услуги финансовым организациям по скорингу в соцсетях), опубликованным на ее сайте, благодаря соцсетям банк может получить анкетные данные клиента, включая данные о месте учебы и работы, информацию о его социальных связях, в том числе друзьях, интересах, путешествиях, активности как сетевого пользователя. При этом учитываются различные аспекты: сколько времени в день клиент проводит в соцсетях, его окружение (друзья), в каких группах он состоит, где проводит отпуск и другое.

«Мы в первую очередь смотрим на фундаментальные вещи: проверяем, существует ли такой аккаунт, смотрим, насколько он давно зарегистрирован, сколько у него друзей, насколько пользователь активен, – отметили в пресс-службе ТКС Банка. – Если аккаунт зарегистрирован достаточно давно, у пользователя много друзей, он довольно активен, это дает нам основания полагать, что это реальный человек, который вряд ли является мошенником».

По словам Сергея Капустина из ОТП Банка, в процессе тестирования скоринга с помощью соцсетей изучается, возможно ли анализировать таким образом платежеспособность потенциального заемщика на основании информации о том, кто формирует круг его общения, как долго он присутствует в соцсетях. «Например, если в числе друзей и знакомых человека есть люди с положительной кредитной историей и безупречной платежной дисциплиной, это может стать дополнительным плюсом при принятии решения», – пояснил Капустин.

Все эти факторы, по мнению банкиров, могут влиять на платежную дисциплину заемщика. Скажем, если человек отдыхает на дорогих курортах, то это при получении кредита является плюсом, так как подтверждает его высокие доходы. Если же весь день клиент постоянно оставляет комментарии в соцсети – это минус, поскольку может означать, что он мало времени отдает работе. На решение о выдаче кредита, если верить Sociohub, может даже повлиять то, использует ли клиент в онлайн-общении ненормативную лексику или тюремный жаргон.

Соцсети могут быть пригодиться и с точки зрения защиты от мошенничества. Например, с их помощью можно установить, есть ли связь между банковским работником, выдавшим кредит, и должником по этому займу.

Как объяснил гендиректор компании Double Data (предоставляет финансовым организациям решения в сфере обработки большого объема данных, в том числе скоринг по соцсетям) Максим Гинжук, банк получает информацию из соцсетей в течение нескольких секунд после запроса. Найти удается около 60% из числа запрошенных клиентов – это те, кто есть в соцсетях и чьи профили полностью не закрыты от посторонних (система работает только с открытыми данными и не имеет доступа к закрытой информации). При этом точность найденных сведений составляет, по словам Гинжука, 99,8%.

Соцсети – не панацея

Банкиры рассчитывают, что информация из социальных сетей позволит расширить объем анализируемых данных при выдаче кредита и более эффективно управлять процессом одобрения заявок, по возможности минимально снижая уровень одобрения кредитов. Чем больше информации о заемщике, тем ниже риски невозврата кредита и процент ошибки банка в оценке платежеспособности клиента.

«В текущих условиях повышенной закредитованности оценка заемщиков по информации из его анкеты и бюро кредитных историй позволяет снизить риски кредитования, только снизив уровень одобрения, – комментирует Поляков из «Хоум Кредита». – Поэтому банки разрабатывают новые инструменты для построения скоринговых моделей, которые основываются на косвенной информации о заемщике».

Но соцсети – не панацея. Это скорее дополнительный способ. В первую очередь банкиров интересует возможность подключения к государственным базам данных, таких как база Пенсионного фонда России и Федеральной налоговой службы, которые содержат информацию о реальном финансовом положении заемщика и его платежной дисциплине.

Но пока доступ, к примеру, к базе ПФР имеет ограниченное число кредитных организаций, в первую очередь Сбербанк. Так, в пресс-службе ТКС Банка сказали, что если бы банк имел доступ к этим базам, анализ профилей в соцсетях был бы не нужен. «К сожалению, в отличие от ряда крупных государственных банков у нас отсутствует доступ к базам данных ПФР и налоговой службы, которые позволяют получать самую объективную информацию о финансовом состоянии клиентов. Отсутствие такого доступа делает наши процедуры скоринга более дорогими», – пояснили в пресс-службе ТКС Банка.

Кроме того, объем информации, которую банк может получить через соцсети, ограничен, отмечают в ТКС Банке. «Во-первых, часто такая информация ограничена личными настройками доступа, во-вторых, иногда она не отражает реальное положение дел», – заключил официальный представитель ТКС Банка. 

РБК, Юлия Полякова

Новости ОТП

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности ОТП Банка на уровне ruА со стабильным прогнозом.

Агентство отмечает сильные конкурентные позиции Банка в сегменте беззалогового кредитовании физических лиц. Банк также занимает 7-е место среди российских банков по объему портфеля кредитных карт. В то же время стратегия банка подразумевает дальнейшую диверсификацию бизнеса за счет развития кредитования МСБ и автокредитования, дальнейшее совершенствование уровня диджитализации клиентских сервисов, а также запуск в 2019 году agile-трансформации, которая позволит усовершенствовать внутренние процессы банка и повысить эффективность деятельности. Отдельно рейтинговое агентство отмечает высокое качество корпоративного управления, базирующееся на опыте международной банковской группы. Агентство подчеркивает высокую значимость ОТП Банка для материнской структуры, OTP Bank Plc.: по итогам 2019 года по МСФО доля банка в активах Группы составляла порядка 5%, при этом на банк приходилось свыше 6% кредитного портфеля группы и около 7% чистой прибыли. Банк обладает значительным запасом ликвидности, а также, в случае любой кризисной ситуации на рынке, может использовать доступ к значительному пулу свободной ликвидности материнской компании. В качестве позитивных факторов агентство отмечает невысокую стоимость фондирования банка (4,7% за 1 квартал 2020 года), а также высокую оборачиваемость кредитного портфеля (в среднем 11% в месяц за период с мая 2019 по май 2020), что позволяет быстро аккумулировать ликвидность в случае необходимости. Показатели достаточности капитала банка находятся на высоком уровне: показатель Н1.0 по состоянию на 01 мая 2020 года составлял 13,9%, показатели Н1.1 и Н1.2 – 11,5%. По мнению агентства, несмотря на ожидающееся снижение потребительского спроса вследствие снижения доходов населения, банку удастся сохранить конкурентные позиции в ключевых сегментах его присутствия.

Контакты для СМИ