NBJ: Электронные финансовые услуги как путь к банку будущего
Электронный банкинг остается одним из основных инструментов повышения лояльности клиента. Развитие электронных финансовых услуг (ЭФУ) позволяет финансово-кредитным организациям не только экономить средства на открытии новых офисов и переоборудовании уже имеющихся, но и дает банкам возможность делать общение с клиентами максимально быстрым и комфортным для обеих сторон. Своими взглядами на перспективы развития рынка ЭФУ, на основные тенденции, сформировавшиеся на этом рынке к данному моменту, поделился с NBJ руководитель направления электронного банкинга ОТП Банка Антон МАКСИМОВ.
NBJ: Антон, как бы Вы охарактеризовали основные тенденции на рынке электронных финансовых услуг (ЭФУ) и технологий?
Антон Максимов: На сегодняшний день очевидны тенденции к упрощению предоставления услуг, к их доступности и понятности. На фоне снижения тарифов на обслуживание и совершение операций, а также стремления перевести в online максимальное количество услуг мобильный банк перестал восприниматься как инновация. Его развитие и доведение до уровня полноценного интернет-банка - задача каждой успешной финансово-кредитной организации.
Заметным стало направление игрофикация - использование элементов заигрывания с клиентом и переориентация стратегии развития на социальные сети.
NBJ: Как Вы оцениваете уровень развития российского рынка по сравнению с рынками других стран?
Антон Максимов: Нередко развитие российского рынка основывается на зарубежном опыте. Если взглянуть на многие российские финансовые стартапы, на ум сразу придут примеры популярных стартапов на Западе. В банковском секторе можно наблюдать схожую картину.
Возьмем один из самых, на мой взгляд, интересных глобальных трендов - биометрическую идентификацию личности. Суть ее проста: удобство, скорость и, разумеется, элемент престижа.
В Японии работают несколько банкоматов, устанавливающих личность клиента по приложенной к сенсорному устройству ладони. В Словакии и Великобритании достаточно широкое распространение имеет голосовая идентификация при звонке в контакт-центр и при совершении денежных переводов. В Финляндии пилотируется новая платежная система с распознаванием мимики при оплате товаров и услуг. В США относительно недавно анонсировано инновационное решение Coin Card - универсальное устройство в виде обычной кредитной карты, работающее в паре с мобильным устройством, способное заменить толстую пачку скидочных, кредитных или дебетовых карт, которые сегодня зачастую находятся в портмоне среднестатистического клиента.
Нельзя забывать о том, что российский рынок технологичных финансовых услуг исторически начал развиваться несколько позже. Несмотря на это, аналогичный путь к высоким технологиям он преодолевает быстрее. Во многом недооснащенность вызвана ограничениями регулятора и, наверное, неготовностью общества перейти на новый технологичный уровень. Тем не менее вряд ли кто сможет усомниться в высокой перспективности отечественного рынка. Наряду с другими странами у нас пытаются осваивать ту же биометрию, вводят карты-стикеры, а точки приема MasterCard PayPass и Visa payWave все быстрее охватывают территорию России.
NBJ: Насколько, с Вашей точки зрения, выгодно для банка переходить на предоставление финансовых услуг в электронном виде?
Антон Максимов: Открытие нового офиса дешевле не становится. Недвижимость, как и ее аренда, дорожает. Необходимо брендировать новое отделение, закупить оборудование, нанять сотрудников продаж, операционистов, кассиров, возможно, увеличить печать маркетинговых материалов. Затраты на логистику, на анализ доступности офисов относительно населенных пунктов, на бумажные выписки, рассылаемые по почте (печать крупных тиражей).
Электронный банк решает практически все эти задачи.
Клиент не идет в отделение, не тратит свое время на поездку. Если интернет-банк достаточно технологичен, то и открытие новых продуктов, таких как депозиты, кредитные и расчетные карты, операции с валютой совершаются быстро и легко.
Однако не следует забывать про клиентов, для которых пока еще чуждо пользование дистанционными сервисами. Для них развитие ДБО является немаловажным плюсом, поскольку сокращаются очереди как на линии телефона, так и в отделениях. Следовательно, растут скорость обслуживания и лояльность обеих категорий клиентов к банку.
NBJ: Как кредитные организации поддерживают непрерывность предоставления электронных услуг?
Антон Максимов: Непрерывность можно рассмотреть как минимум с двух точек зрения.
С точки зрения информационных технологий электронным банком будут пользоваться только тогда, когда клиент будет уверен: его поручение кредитной организации в электронном виде будет исполнено так же качественно, как если бы он пришел в отделение. Для достижения этой цели необходимы: круглосуточная комплексная поддержка online-банка, обеспечивающая бесперебойность работы и быстрореагирующая на возникающие проблемы; постоянное повышение скорости выполнения задач и эргономичности; простота и понятность использования.
С точки зрения бизнес-процессов клиент, подключивший online-банк, не должен быть забыт. С ним необходимо поддерживать постоянный контакт, предлагать новые, уникальные для него продукты, информировать его о наступлении даты платежа, анализировать его денежные расходы, подсказывать способы их оптимизации, сообщать о новшествах электронного банка и объяснять, чем это новшество может быть полезно именно ему. Стать для клиента личным бухгалтером и консультантом - одна из самых трудных задач в предоставлении электронных услуг.
NBJ: Какие требования к качеству ЭФУ сейчас предъявляются и каким образом контролируется уровень их качества?
Антон Максимов: Как я уже сказал, знакомство клиента с электронным банком начинается с посещения отделения. Правильные дистанционные услуги должны сразу подкупать: удобное и практически незаметное подключение к любому продукту банка, прозрачные условия обслуживания. Все необходимое должно быть предоставлено при первом посещении офиса. Кредитная организация должна максимально экономить время современного потребителя: второй раз клиент может уже не прийти.
Немаловажна бесперебойность электронных каналов. Даже хорошо предоставленный продукт станет неинтересным, если пользователь будет испытывать перманентные трудности при доступе к сервису. Поиск узких мест в работе online-услуг - это непрерывная и крайне важная работа. Удобство использования - несомненно. Вышеперечисленные требования формируют основное восприятие, однако сервис будет неполноценным, если не объяснить клиенту принцип работы с ним, причем на понятном для него языке. Любая услуга должна быть интуитивно понятной.
Говоря о качестве электронного банкинга, нельзя забывать о тарифах. Некоторые банки полностью перешли на бесплатное обслуживание. Бесплатное подключение, бесплатные денежные переводы - все это существенно повышает лояльность клиента и стимулирует его пользоваться вашим сервисом.
Обратная связь была и остается самым важным инструментом при контроле качества. В ОТП Банке ей уделяется особое внимание. Для пользователей нашего электронного банка в круглосуточном режиме доступен online-сервис (чат), где пользователь может задать вопрос и получить ответ от специалиста не в течение, скажем, трех рабочих дней или месяца, а через одну-три минуты. Для удобства клиента мы также избавили его от трудности вносить свои персональные данные для поиска ответа. Все, что ему нужно, - это кликнуть на иконку любой страницы интернет-банка и задать вопрос. Все ответы операторов модерируются группой контроля качества.
NBJ: Что мешает банкам развивать электронные финансовые услуги?
Антон Максимов: Однозначно ответить, какие факторы мешают банкам развивать ДБО, сложно. В первую очередь развитие электронных услуг зависит от целей и стратегии развития того или иного финансового игрока, его бизнеснаправленности и, разумеется, средств, которые он готов выделить на развитие дистанционных услуг.
Бесспорно, далеко не каждый банк может позволить себе построить с нуля полноценный электронный сервис. Все-таки это требует существенных финансовых вливаний. Возможно, именно поэтому мы видим, что на данном поприще соревнуются преимущественно кредитные организации, стоящие в авангарде, либо банки, строящие свое развитие и делающие ставку на online.
Однако подобных сложностей можно избежать, ведь запустить свой online-сервис сейчас намного проще, чем, скажем, десять лет назад. Предоставить дистанционные услуги своим клиентам и одновременно с этим максимально сократить расходы на них - более чем реально. Речь идет о компаниях, которые предоставляют так называемые коробочные решения интернет-банков, позволяющие в короткие сроки и при минимальных затратах получить свой электронный сервис.
NBJ: Каковы перспективы развития технологий в этой сфере?
Антон Максимов: Развитие ДБО - направление крайне перспективное. Технологии в сфере дистанционных услуг развиваются настолько стремительно, что порой невозможно их своевременно отследить. Общий рынок финансовых услуг движется именно в сторону online. Преимущества: сокращение издержек на открытие и обслуживание отделений, охват клиентов не только в городах присутствия финансово-кредитной организации, но и по всей России, недорогая и качественная поддержка клиентов круглосуточно семь дней в неделю в любой точке мира.
Мобильные технологии стремительно развиваются, и общение банка и клиента уже давно происходит в несколько касаний пальцев. Традиционные банковские карты уже стали платежным инструментом предыдущего поколения. Им на замену приходят технологии мобильной коммерции. Дистанционные платежи посредством iBeacon и последней операционной системы от Apple (iOS 7) открывают дорогу для оплаты по Bluetooth.
Также не стоит забывать про технологию NFC (Near Field Communication -коммуникация ближнего поля), на которую делают ставку некоторые банки. Она предполагает беспроводной обмен данными между устройствами, находящимися на достаточно малом расстоянии друг от друга.
Все это дает нам понять, что будущее за развитием электронного банкинга.
NBJ: Как обеспечивается безопасность предоставления электронных услуг?
Антон Максимов: С развитием электронных технологий растет число киберпресту-плений, поэтому крайне важно уделять особое внимание наращиванию безопасности дистанционных каналов. Ранее от вирусных взломов спасала виртуальная клавиатура: пользователь с помощью кликов мыши набирает логин и пароль. Но виртуальная клавиатура все больше напоминает атавизм, поскольку нынешние вирусы уже научились обходить данный тип защиты.
Многие банки сегодня продолжают использовать такой сервис защиты средств клиента, как одноразовые SMS-коды, но нельзя не признать тот факт, что популярность данного метода постепенно снижается. И неслучайно. Это довольно надежное средство защиты все же можно обойти. Злоумышленники, тем или иным способом заполучив логин и пароль от входа в систему, могут начать одновременную сессию с пользователем. В момент совершения расходной операции мошенник перехватывает SMS-код для подтверждения платежа от банка, формируя свой платежный документ с подложными реквизитами. Это так называемый метод «человек посередине», когда злоумышленник выступает посредником между кредитной организацией и клиентом. Поэтому крайне важно при получении SMS от банка и перед вводом кода читать текст входящего сообщения и проверять реквизиты получателя.
SMS далеко не единственный метод усиления безопасности. В качестве дополнительной защиты банки используют генераторы ключей, токены, скретч-карты. Есть и более инновационные способы, которые пока мало распространены: подтверждение операции по QR-коду, а также push-сообщения (без участия мобильного оператора).
Но даже самые современные способы защиты могут быть уязвимы. Речь пойдет снова о биометрии, которая на первый взгляд кажется непревзойденным способом защиты, но если биометрические данные будут повреждены или украдены, изменить вы их уже не сможете. Скажем, защита на основе отпечатка пальца при желании может быть взломана в разы быстрее, чем тот же подбор логина и пароля. Ведь куда бы вы ни отошли, поработав за компьютером, например выпить чашку кофе, вы везде можете оставить частицы вашего биометрического пароля. Именно поэтому немаловажен и человеческий фактор. Так, в некоторых российских банках предусмотрены исходящие звонки, совершаемые специалистом безопасности, сразу после проведения расходной операции со счета клиента. В этом случае кражу средств можно предотвратить практически мгновенно.
Зачастую основной причиной взлома является неосторожность самого клиента при пользовании дистанционными сервисами. При соблюдении простых правил пользования online-услугами опасаться кражи не стоит.
NBJ: Какие направления электронных услуг Вы считаете самыми перспективными в 2014 году?
Антон Максимов: Думаю, в этом году будет продолжаться развитие мобильного банкинга, электронной коммерции. Не будет ослабевать фокус на социальные сети и их интеграцию с online-банками. Будут наблюдаться усиление клиентоориентированности и поиск индивидуального подхода к каждому клиенту.
Беседовала Софья Мороз