Журнал "7": Опытный банк ставок не меняет
Меня давно мучал вопрос: почему российские банки не могут снизить процентные ставки по кредиту до принятых во многих странах Европы 2-3 процентов? Кажется, все просто – банкиры должны лишь принять соответствующее решение. Но оказалось, что это не так. О том, как работают банки, почему нельзя снизить процент и о том, ждать ли нам дефолта, рассказал директор филиала «Омский» ОАО «ОТП Банк» Андрей Камионко.
Андрей Михайлович, вы вступили в новую для себя должность 15 июля этого года. У руля филиала «Омский» ОТП Банка вы уже около семидесяти дней. Что-нибудь планируете менять в работе местного отделения?
Сегодня я не вижу необходимости и причин в глобальных изменениях, хотя вопросы и процессы, которые нужно совершенствовать, есть. Дело в том, что для меня работа в ОТП Банке не нова. С 2007 года я в должности заместителя директора курировал работу розничного бизнеса и сети филиала.
Но сейчас полномочий стало больше…
Не столько полномочий, сколько обязанностей и зон ответственности. Появились новые направления деятельности и организационно-управленческие вопросы, требуется более глубокое участие в работе некоторых подразделений.
Если не касаться вопросов бизнеса и управления сетью, то мы фокусируемся на нескольких проектах. Во-первых, это переход на новое программное обеспечение, которое поможет решить множество вопросов, связанных с эффективностью и централизацией. Во-вторых, занимаемся реконструкцией наших офисов продаж. За счет изменения формата обслуживания мы станем более современными, технологичными, улучшится качество обслуживания клиентов.
Кроме того, реализуем большие проекты по расширению в Омске площадки контакт-центра и коллекторской службы, которые уже сегодня работают на всю сеть банка в России.
Ну хорошо. А какие ваши личные ощущения от новой должности? Вы ее ждали, стремились к ней, сомневались?
Предложение руководства занять этот пост, конечно, было для меня приятным. Но пришло и понимание, что ответственность и задачи теперь более серьезные. В одной книге я прочитал, что человек в процессе карьерного роста идет к собственному несовершенству. Расширяется круг вопросов, меняется угол оценки – и возрастает цена ошибки. А не каждый человек к этому готов. В каком-то смысле наступает предел, и сотрудник в новой должности становится неэффективным. Ему может не хватать профессиональных навыков, опыта, характера.
Думаю, что в этой должности я буду эффективен. За время работы мне удалось получить хороший разносторонний опыт и учиться у профессионалов. Думаю, что с командой, которая у нас сегодня есть, удастся сделать многое.
Омский филиал ОТП Банка – самый крупный. На ваш взгляд, почему?
Это сложилось исторически. Омский филиал ОТП Банка – бывший крупный региональный банк. За время его работы создана серьезная база, сложилась хорошая команда, есть доверие со стороны жителей города. И за очень короткий срок мы из крупного корпоративного регионального банка превратились в крупный филиал с акцентом на розничный бизнес.
Что сейчас происходит с банковским рынком в Омске? Почему местные, региональные банки надолго не задерживаются?
Не знаю, насколько верно утверждение о том, что региональные, местные банки не могут развиваться. Есть очень динамично развивающиеся региональные банки. Например, недавно в Омске зарегистрировали новый местный банк. Ряд банков только входят на наш рынок, некоторые существенно увеличивают сеть офисов продаж.
На мой взгляд, региональная экспансия как федеральных, так и более мелких банков еще продолжается. С другой стороны, идет процесс централизации – региональные филиалы переходят в статус операционных офисов. Цель – сохранить в регионе только бизнес-подразделение, а все учетные операции и сопровождение бизнеса собрать в специализированном подразделении.
Еще одна особенность – даже классически корпоративные банки начинают развивать сегодня розничный бизнес. Пришло понимание того, что необходимо выстраивать эффективную бизнес-модель. И в рамках построения такой модели применяются разные способы. На смену классическим банковским процессам приходят новые технологичные решения: математические модели, например, скоринг. Применяются новые IT-решения, интернет-банкинг, мобильный банкинг.
На мой взгляд, все эти процессы направлены на создание более эффективной, сбалансированной, централизованной модели работы.
Конкуренция среди банков высока или каждый уже занял свою нишу?
Возьмем, например, розничное кредитование. Рынок розничного кредитования сегодня представлен классическим розничным кредитованием в офисах банка и рынком POS-кредитования в торговых сетях. Сегмент POS-кредитования активно развивается, и расклад сил может меняться. ОТП Банк – один из лидеров на этом рынке, но появляются и новые игроки, в том числе среди госбанков.
Если же говорить о классическом кредитовании, то здесь конкуренция очень серьезная. Борьба идет в двух направлениях: маркетинг и продукты. В последнем направлении банки стараются максимально разнообразить свои предложения – предлагают продукты для разных категорий населения, для различных клиентских сегментов.
Посмотрите рекламу на улицах города, на телевидении и в интернете – для продвижения своих продуктов банки все чаще применяют нестандартные технологии. Кроме всего этого, во главу угла ставятся вопросы качества.
Что вы подразумеваете под качеством?
То, что человек видит, что чувствует, когда приходит в отделение банка, как проходит процесс обслуживания, насколько велико время ожидания, качественны ли консультации, с какой скоростью осуществляются операции.
Мы стараемся сегментировать и систематизировать процессы по видам операций, по способам обслуживания, по различным точкам контакта клиентов с банком. Всему этому мы дали оценку, структурировали и в рамках этой структуры пытаемся процессы совершенствовать.
Какими качествами должен обладать бизнес, чтобы получать поддержку банков?
Для банков во всех аспектах взаимодействия с бизнесом, а особенно при рассмотрении вопросов кредитования юридических лиц и предпринимателей, важна их открытость. Предприятия, которые строят свой бизнес на открытости, законности, эффективности и прибыльности, банкам интересны.
И, конечно, определяющим является возвратность кредитов. Мы ведь хотим не просто удовлетворить потребности наших партнеров в заемных средствах, а быть консультантами и помощниками. Мы заинтересованы, чтобы бизнес заемщика развивался.
Хотя бы для того, чтобы вернуть деньги и развить свой банковский бизнес?
Да. Если бизнес развивается, то мы и как банк растем вместе с партнером. Здесь взаимный интерес. Мы стараемся давать полезные советы, обращаем внимание на какие-то тонкости, на нашу практику. Стараемся находиться в диалоге с юридическими лицами и предпринимателями – участвуем в семинарах и круглых столах по различным темам, предлагаем разные инструменты инвестирования. Сегодня кроме рынка кредитования активно развивается и рынок банковских гарантий, где мы можем быть очень полезными.
Тем не менее бизнесмены, да и простые граждане кредитуются с опаской. Например, в Европе кредитуют под 2–3 процента. У нас же это 10–15 плюс скрытые проценты. Почему российские банки не могут снизить процентную ставку?
Нельзя рассматривать этот вопрос только с точки зрения кредитования. Давайте рассмотрим комплексно.
Давайте.
По сути, что делает банк? Он привлекает ресурсы с различных рынков – это рынок розничных депозитов, рынок ресурсов корпоративных партнеров, межбанковское кредитование, какие-то внешние заимствования. Привлеченные с этих рынков ресурсы направляются на кредитование хозяйствующих субъектов и физических лиц. Но банк, как любая другая коммерческая организация, должен зарабатывать прибыль. А стоимость размещения ресурсов (заемных средств банка) зависит от стоимости привлечения ресурсов.
Если рассматривать в совокупности, то ставки привлечения в той же Европе совершенно другие. Там ставки по вкладам колеблются от 1 до 3 процентов. В России – 8–10 процентов. Поэтому, когда банки устанавливают процентные ставки по кредитованию, они как раз исходят из того, как обеспечить доходность для своих партнеров по привлеченным ресурсам и получить маржу для обеспечения собственной прибыльной работы.
Не нужно забывать и о различных программах субсидирования и грантов, которые позволяют сократить расходы на обслуживание заемных средств. Считаю, на этом этапе в России все сбалансировано.
Осенью традиционно происходит изменение процентных ставок. Чего ждать омичам в этом году?
Четвертый квартал – пик деловой активности. Хозяйствующие субъекты и розничный рынок испытывают дополнительную потребность в ресурсах. Если банк активно кредитует, но не имеет достаточной ресурсной базы, возникает необходимость дополнительных источников финансирования. Ставки по вкладам увеличиваются, и мы являемся свидетелями агрессивных рекламных кампаний и различных подарочных акций.
Все это направлено на одно – привлечь дополнительные средства, в данном случае физических лиц. Соответственно увеличивается и процентная ставка по кредитованию.
Каждая кредитная организация принимает собственную стратегию на этот период, исходя из ожиданий и прогнозов. На сегодня ОТП Банк имеет хорошую подушку ликвидности. Поэтому наш уровень ставок меняться не будет, сохранится до конца года.
Еще по Омску ходят слухи, да и в соседнем Казахстане забеспокоились, что в России будет дефолт. Так ли это?
Я бы не хотел быть категоричным в данном вопросе. Мы с вами часто были свидетелями того, что аналитики давали прогнозы, которые далеко не всегда сбывались. Но отмечу, что сегодня не все так хорошо, как хотелось бы. Колебания на рынках, рост курса иностранной валюты и разговоры, которые ведутся правительством о сокращении отдельных расходных статей бюджета, оптимизма, конечно, не вселяют.
Надеюсь, что мы не уйдем в период стагнации. Но нужно учитывать опыт, который мы все приобрели в 1998 и 2008 годах.
Опыт того, что многие потеряли свои деньги?
В какой-то мере. Но если мы будем качественно подходить к оценке своих доходов и расходов и прогнозам на перспективу, то ничего страшного не произойдет. Все это относится к финансовой культуре, финансовой грамотности.
До конца 2008 года в России был явно выраженный рынок потребления, все основные потребности реализовывались за счет заемных средств. После известных событий пришло другое понимание, и какой-то период преобладал рынок накопления, то есть стали задумываться о сбережениях, о сокращении расходов. В последнее время эти ощущения как-то притупились – ухудшается ситуация с обслуживанием долга, растет просроченная задолженность.
В кризис всегда кто-то серьезно проигрывает, кто-то выигрывает. Конечно, в первую очередь страдают малообеспеченные люди. Я ни один из вариантов с большой долей уверенности выбрать не решусь.
Но повторюсь – нужно правильно рассчитывать свои силы, жить не по запросам, а по возможностям. Тогда ничего ужасного не произойдет. И главное – не впадать в панику.