Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

КоммерсантЪ: На рынке POS-кредитования назрели перемены

Темпы роста рынка POS-кредитования замедляются третий год подряд. В 2012 году объем товарных кредитов увеличился лишь на 18,1%, в то время как объем кредитов наличными и карточных кредитов — на 49,4 и 90% соответственно. Рост POS-кредитования сдерживает привязка к приобретению конкретных продуктов, в то время как граждане все больше предпочитают универсальные кредиты. На этом фоне лидер кредитования в торговых сетях — ХКФ-банк — сменил приоритеты и уже в этом году может уступить пальму первенства ОТП-банку.
Агентство Frank Research Group (FRG) подвело итоги рынка экспресс-кредитования в торговых сетях (POS-кредитование) за 2012 год. За прошлый год суммарный объем POS-кредитов увеличился на 18,1%, до 228 млрд руб., в то время как в 2011 году прирост составлял 24,5%, а в 2010-м — 43,5%. По мнению экспертов, замедление темпов роста POS-кредитования закономерно. "Это объясняется исчерпанием отложенного кризисного спроса: в 2010-2011 годах потребители уже совершили большинство покупок, которые не смогли позволить себе в кризис,— отмечает старший аналитик ИФК "Солид" Артур Ахметов.— В следующем году можно ожидать дальнейшего падения темпов роста POS-кредитов, вероятно, они не превысят 15%, в частности, из-за ужесточения ЦБ требований к резервированию и оценке рисков". По прогнозам старшего вице-президента Альфа-банка Дмитрия Жиздюка, прирост рынка POS-кредитования в 2013 году может составить до 12%. "Этот рынок имеет ограниченную емкость, идет постепенное его насыщение, на замедление темпов влияет и тот факт, что рост происходит от большей базы,— поясняет господин Жиздюк.— Кроме того, рост POS-кредитования напрямую связан с ростом продаж тех товаров, на приобретение которых выдаются кредиты (бытовая техника и электроника, шубы, мебель.— "Ъ"), а пока мы не видим предпосылок роста продаж в этих сегментах более чем на 10%". Хотя у POS-кредитования есть дополнительный фактор роста за счет развития кредитование услуг — туристических, медицинских и других,— это молодой сегмент, возможности роста в нем практически неограниченны, добавляет он.
Еще одним сдерживающим фактором для развития POS-кредитования является его целевая ориентированность. "POS-кредиты выдаются на приобретение определенных товаров или услуг, и возможность их использования ограниченна,— говорит Дмитрий Жиздюк.— Поэтому мы видим опережающий рост кредитных карт и кредитов наличными, имеющих универсальную сферу применения, и некоторое замедление темпов роста POS-кредитования". По данным FRG, объем задолженности по карточным кредитам в 2012 году увеличился на 90%, до 781,8 млрд руб., по кредитам наличными — на 49,4%, до 4,07 трлн руб.
Смена приоритетов в розничном кредитовании в целом в ближайшее время может привести к смене лидера на рынке POS-кредитования. По итогам прошлого года в тройку лидеров на нем, по данным FRG, входили ХКФ-банк (доля рынка — 22,3%), ОТП-банк (22,2%), Альфа-банк (16,5%). При этом ХКФ-банк в прошлом году показал темпы роста ниже рыночных —14,1%. "Основной потенциал роста мы видим на рынке кредитов наличными, именно он был в фокусе нашего внимания в 2012 году",— пояснил председатель правления ХКФ-банка Иван Свитек. В то же время его ближайший конкурент в торговых сетях — ОТП-банк — рос быстрее рынка (на 28,5%). В результате портфели POS-кредитов этих банков по итогам года оказались практически равны: 50,6 млрд руб.— у ХКФ-банка и 50,5 млрд руб.— у ОТП-банка. По словам председателя правления ОТП-банка Золтана Иллеша, для ОТП-банка POS-кредитование остается стратегическим направлением, и в 2013 году банк планирует расти быстрее рынка. Учитывая это, ОТП-банк уже в ближайшее время может окончательно отвоевать первое место, заключает Артур Ахметов. В прошлый раз смена лидеров в POS-кредитовании совпала с кризисом — по итогам 2008 года занимавший первое место "Русский стандарт" свернул масштабы бизнеса в этом сегменте и уступил пальму первенства ХКФ-банку.
Ксения Дементьева

Новости ОТП

Покупательская активность во 2-м квартале

В период пандемии ОТП Банк уже замерял предпочтения клиентов и изменение потребительской активности в категориях товаров и услуг. Анализ покупок по кредитным картам показал резкое снижение спроса, по всем категориям, кроме Супермаркеты, Аптеки, Образовательные услуги и Товары для животных. В 1 квартале 2020 года, по карточным транзакциям был зафиксирован ощутимый рост в таких категориях, как Образовательные услуги (+101%), Аренда Авто (+81%), Сувениры (+60%) и Фаст Фуд (45%), в сравнении с 1 кварталом 2019 года. Во 2 квартале наблюдается совершенно другая картина потребления. По карточным транзакциям можно выделить увеличение спроса в таких категориях, как Членские взносы (+37%), внутри данной категории лидерами являются Автомобильные ассоциации, Благотворительные и общественные организации и Гражданские и социальные ассоциации. На втором месте, во 2-ом квартале, идет Музыка (+11%), динамика спроса на Образовательные услуги сократилась до +1%, относительно 2 квартала 2019 года. В сегменте POS-кредитования в 1 квартале 2020 увеличился спрос на Бытовую технику, Моб.телефоны, Компьютеры/ноутбуки, связано это с колебаниями валютного курса. Теплая зима снизила спрос в категории Меха в 2 раза, относительно 2019 года. Под влиянием карантинных мер продажи существенно снизились, но тем не менее все еще можно отметить сезонный рост потребительского интереса к таким категориям товаров, как Мототехника/автозапчасти. Продажи в категории Билеты и туры - исчезли, но доля продаж в категориях Бытовая техника и электроника (в динамике +5% против 2-го кв. 2019) и Компьютеры и ноутбуки (увеличение спроса в 2 раза) возросла, в том числе благодаря переходу на работу и учебу из дома. В 3-м квартале 2020 года ожидается увеличение спроса в категории Билеты и туры. Если в 1 квартале наблюдался рост покупательской активности +15% к показателям 2019 года, то во втором квартале покупательская активность клиентов снизилась -30%, относительно 2-го квартала 2019 года. После выхода из самоизоляции и отмены ограничительных режимов, ожидается увеличение объемов покупок. В целом объемы по транзакциям за 1 полугодие 2020г. показали снижение -10% относительно 2019 года.

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Контакты для СМИ