Финанс: У каждой компании есть миссия. Нашей стране тоже нужна такая идея. Большинству жителей просто не хватает идеи ощущения нужности
Мой приятель, живущий в подмосковном коттеджном поселке, на днях рассказал мне, что, несмотря на начало лета, его поселок начал медленно, но верно пустеть. Многие дома выставлены на продажу, потому что их хозяева уезжают за границу. Уезжают насовсем.
Всех нас поразили обнародованные недавно результаты опроса ВЦИОМ, свидетельствующие о том, что процентное соотношение россиян, психологически готовых к эмиграции, увеличилось за два последних десятилетия вчетверо.
Я говорил на тему «уехать или не уехать» со многими друзьями, знакомыми, коллегами и просто случайными попутчиками в самолете. Интересовался, в частности, почему одни из них отправляют своих детей учиться в иностранные школы и колледжи, а другие выбирают отечественное образование. Интересно, что те из моих собеседников, кто выбрал для своих детей «западный путь», прекрасно понимают последствия этого шага, включая возможную потерю контакта с ребенком, который вырастет в другой среде и навсегда в ней останется.
Эти люди зачастую отдают себе отчет в том, что сами не смогут найти хорошую работу за рубежом, а их дети, возможно, не скажут впоследствии спасибо родителям, решившимся на такой шаг. Очень часто решение уехать или отправить своих детей за границу принимается иррационально, просто потому, что «им там будет лучше». Потому, что люди не верят, что здесь будет лучше.
На учебе в Гарвардской школе бизнеса я познакомился с одним молодым индонезийцем. Готовясь к защите диссертации, он подрабатывал поваром в ресторане. Конечно, меня интересовали дальнейшие планы этого парня – ведь перед ним как гарвардским PhD открывались теперь в Америке головокружительные перспективы...
«Я планирую сразу же после защиты вернуться в Индонезию, – без колебаний ответил мне индонезиец. – Мне хочется, чтобы Индонезия стала сильным и уважаемым в мире государством».
У каждой крупной компании есть миссия и видение, заявляющие, что собой представляет эта компания, как она позиционирует себя для сотрудников, клиентов и общества и каких целей стремится достичь. Миссия и видение должны быть и у страны. «Россия – наш дом, где хорошо жить и куда хочется возвращаться» – чем это не вариант миссии? Пусть это прозвучит наивно, но россиянам сейчас не хватает именно этой простой уверенности, что они нужны стране. Что они, их дети и внуки могут получить в России хорошее образование. Создать и передать по наследству дело. Ходить в хорошие театры и музеи... И читать хорошие журналы.
*Алексей Коровин, Президент, Председатель правления ОТП Банка