Финанс: Инновации – они и в Африке инновации. Только у жителей Черного континента иногда получается, а у нас результаты могли бы быть лучше
Если вам придется в ближайшее время оказаться в цветочной лавке, полюбопытствуйте у флориста, из какой страны к нам привезли ну вот эти, к примеру, пурпурные розы или красующиеся рядом огненные орхидеи. Ответ вас удивит: вполне возможно, что эти цветы привезены в Россию из далекой Кении. Как подтвердил мой приятель из Австралии, Сидней и Канберра также наводнены цветами из Восточной Африки. В чем суть успеха Кении? А все дело в том, что благодаря теории гарвардского профессора Майкла Портера и практической помощи специалистов из Голландии кенийцам удалось создать в своей стране вполне конкурентоспособный цветочный кластер.
Кластерная теория Портера предлагает национальным и региональным властям фокусироваться на тех товарах или услугах, которые востребованы рынком и могут быть произведены при оптимальном соотношении цены, качества и логистики. На чем же фокусироваться России? Статистика заставляет задуматься: за последнее десятилетие доля экспорта топливно-энергетических товаров в общей структуре российского экспорта увеличилась с 50,3% в 2000 году до 70,3% в первом квартале 2011 года, ежегодно увеличиваясь на несколько процентных пунктов. При этом доля машиностроения, например, упала за эту же декаду вдвое – с 8,8 до 4,2%. Доля нефтегазового сектора в бюджетных доходах вот-вот преодолеет знаковый пятидесятипроцентный уровень.
Мне довелось недавно спросить у профессора Портера, в чем он видит конкурентное преимущество России. Ответ был краток: люди и наука. Ученые... Да, российская научная школа получила мировое признание: наши математики, физики и биологи занимаются научной деятельностью в ведущих международных корпорациях и преподают в лучших университетах мира. К счастью, многие из этих специалистов по-прежнему трудятся и в России. Но люди и наука – это не только исследования и технологии, меняющие мир, это также создание эффективных решений в экономике, юриспруденции, финансах.
В этой связи есть смысл присмотреться к российской банковской сфере. Несмотря на отсутствие централизованной базы данных о кредитных историях россиян, наши банки уверенно кредитуют граждан без залога и поручительств, опираясь на сложнейшие скоринговые модели, разработанные математиками, сотрудниками банковских подразделений по управлению рисками. Россия успешно миновала стадию банковских чеков, до сих пор столь популярных в США, «перепрыгнув» от наличных сразу к кредитным картам. Банки стремятся перещеголять друг друга инновационными решениями в карточном бизнесе и в области электронной коммерции. Карточные статистические модели не менее сложны, чем скоринговые, и над ними трудятся в банках лучшие математики и программисты. Эти решения конкурентоспособны, российские банки рассматривают их, в том числе, как свое конкурентное преимущество при международной экспансии. Так, может, начнем фокусироваться с финансового кластера?
*Алексей Коровин, президент, председатель правления ОТП Банка.