Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Биржа НН: В 2011 году рынок банковских услуг вырастет на 20%

Финансовое состояние населения улучшилось, но не все сегменты показывают высокий рост. К примеру, интерес к кредитованию малого бизнеса у банков, возможно, появится в 2012 году, когда состояние экономики вернется к докризисному, считает Президент и Председатель правления ОТП Банка Алексей Коровин.
— С середины прошлого года у нас наблюдается устойчивый рост ВВП, так что можно сказать, что из кризиса как такового мы уже вышли. Естественно, это сказалось на банковском секторе — спрос вырос. Так, например, наш банк выдал в прошлом году на 57% больше потребительских кредитов, чем в 2009-м. В общем же по банковской системе рост составил 30—35%.

— В 2009—2010 гг. говорили, что клиенты стали осторожнее, кредиты берут крайне неохотно. Сейчас эти последствия кризиса прошли?

— Я бы сказал, что снизился спрос на предметы роскоши. Сейчас мы почти не видим таких случаев, когда клиент, снимающий квартиру, брал себе кредит на два айфона. До кризиса такие заявки мы получали. Пожалуй, можно сказать, что сейчас заемщики более ответственно относятся к кредитованию, и поэтому вырос спрос на товары долговременного использования: холодильники, стиральные машины, пластиковые окна. Необходимо также отметить, что, несмотря на то, что безработица во многих регионах в кризис возросла, правительство и владельцы бизнеса довольно быстро предприняли необходимые меры. Предприятия переходили на новый вид продукции, государство создавало новые рабочие места. Это позволяет людям с уверенностью смотреть в будущее, рассчитывать на то, что даже в сложной ситуации они смогут остаться на плаву. Поэтому сейчас люди не опасаются брать длинные кредиты.

— Как обстоит ситуация с корпоративным бизнесом?

— В корпоративном секторе все не так просто — здесь наблюдается сильное расслоение. С одной стороны, существует рынок крупных заемщиков, за которыми банки, можно сказать, охотятся. Для таких компаний снижаются ставки и изменяются условия. Здесь клиент выбирает банк.

По другую сторону баррикад находится малый и средний бизнес, который пока еще не полностью перестроился по отношению к новым экономическим реалиям, поэтому этот сегмент переживает не лучшие свои времена. Во-первых, сейчас не так много банков работают с МСБ, да и предложения для таких компаний не столь привлекательны — сейчас довольно сложно получить кредит под товары в обороте, требуется твердый залог. Я думаю, что работа с малым бизнесом — это вопрос будущего, скорее всего, следующего года. Тогда у банков вернутся аппетиты к кредитованию этого сектора, и вновь будут условия, приближенные к докризисным.

— Раз уж заговорили о малом бизнесе и новой реальности — скажите, нет ли у банка негативных ожиданий из-за того, что в этом году повысилась налоговая нагрузка на бизнес?

— Мы видим очень большую дискуссию, в том числе и на уровне Министерства финансов РФ, и в правительстве и насчет справедливости введения таких налогов, и по поводу последствий для бизнеса. Пока рано оценивать результаты. Но, безусловно, нагрузка стала выше, и предприятиям стало сложнее работать.

— Какие отличия российского банковского бизнеса от европейского Вы бы выделили?

— Я бы, пожалуй, выделил интернет-банкинг. У нас сейчас им пользуется примерно 27—29% населения. По ряду стран Европы этот показатель составляет 50, 60 и даже 70%. С другой стороны, перспективы у этого направления весьма хорошие. Россияне все более активно пользуются Интернетом. Так, наша страна уже вышла на первое место в мире по пользованию социальными сетями. К тому же, как показывает практика, в нашей стране некоторые новинки приживаются очень быстро. Можно вспомнить ситуацию с кредитными карточками — Россия сразу перешла к “пластику”, миновав этап чеков, которые до сих пор в ходу в Америке и Великобритании.

Еще одно существенное, на мой взгляд, отличие — это отсутствие длинных пассивов у банков. Это накладывает определенный отпечаток на рынок. В частности, наша ипотека. Если брать общий объем розничного кредитования, то в России на долю ипотеки приходится около 20%, тогда как в некоторых развитых странах доходит до 80% — рынок с огромным потенциалом. Но для этого у банков должны появиться долгосрочные деньги — средства пенсионных фондов, страховых компаний, с рынков капитала.

— А как насчет комиссионных доходов? Многие говорят, что на Западе они составляют 50-60% от общих, и нашим банкам неплохо было бы работать так же.

— Тут необходимо учитывать специфику использования тех или иных банковских продуктов россиянами. В Европе основой банковского бизнеса является текущий счет, который открывается едва ли не с самого рождения. И этим счетом человек пользуется на протяжении всей своей жизни. В России все иначе. У нас первое знакомство с банком происходит либо в магазине, где человек берет кредит на чайник или стиральную машину, либо с зарплатной карты. На этом нередко оно и заканчивается. Также наши граждане неохотно пользуются денежными переводами, что, честно говоря, удивительно, учитывая протяженность нашей территории. Так, по данным систем денежных переводов, доля внутренних платежей составляет всего 15—20%, все остальное — заграничные переводы (из России в другую страну).

Сами видите, в нашей стране пока еще очень невысок объем безналичных платежей. Как только он будет расти, будет расти и комиссионный бизнес. То, как быстро это произойдет, будет зависеть от ряда факторов. Я бы в первую выделил субъективный — то есть все будет зависеть от того, сколько клиент будет готов платить за свое удобство. Что выберет — из дома через Интернет перевести 600 рублей на оплату секции сына и заплатить комиссию 10 рублей, или он дойдет до спортзала и отдаст тренеру эти деньги из рук в руки. Но есть и объективные причины. Например, банкам интересно, чтобы клиенты совершали покупки с помощью пластиковых карт, так как с каждой транзакции банк получает с торговой точки небольшую комиссию. Но для того, чтобы люди расплачивались “пластиком”, прежде всего в магазинах должны принимать карты к оплате. Нужна инфраструктура, которая пока не очень развита в нашей стране. Поэтому рынок пока растет не очень большими темпами. В этом году рынок комиссионных продуктов, по нашим оценкам, вырастет на 10—15%, не более.

— Во сколько Вы оцениваете этот промежуток?

— Нашему материнскому банку — 60 лет, а большинство российских банков появились 15—20 лет назад. Сравните сроки. Можно привести пример и из российской практики. Возьмем наш омский филиал. Он был образован как Омская контора Стройбанка еще в 1932 году. Там некоторые сотрудники работают по 30—40 лет. В этом филиале у нас комиссионные доходы превышают средний уровень по банку раза в полтора. Филиалу играет на руку традиция расчетов через определенную площадку. Вообще комиссионный бизнес — это время, это постоянное нахождение банка рядом, это стабильность жизни. Как только возникает скрещение этих величин, то комиссионный бизнес начинает расти. Хотя это и не означает увеличение комиссионных доходов — этот показатель диктует рынок.

— Как Вы считаете, что ожидает банковский сектор в 2011 году?

— Опираясь на оценку экспертов, в частности, Frank Research Group, мы в целом полагаем, что весь рынок вырастет на 18—20% и составит до 5 трлн рублей. Предполагаем, наибольший рост покажет сектор кредитов наличными — более 20%, что неудивительно, если учесть, что на этот сегмент приходится 40—45% всего розничного бизнеса банков. 12—13% прибавит потребительское кредитование в торговых точках, порядка 10—12% — автокредитование. Так что на 2011 год мы смотрим с оптимизмом, во всяком случае, результаты первого квартала оправдывают наши ожидания.

Александра Елина, Биржа НН

Новости ОТП

Покупательская активность во 2-м квартале

В период пандемии ОТП Банк уже замерял предпочтения клиентов и изменение потребительской активности в категориях товаров и услуг. Анализ покупок по кредитным картам показал резкое снижение спроса, по всем категориям, кроме Супермаркеты, Аптеки, Образовательные услуги и Товары для животных. В 1 квартале 2020 года, по карточным транзакциям был зафиксирован ощутимый рост в таких категориях, как Образовательные услуги (+101%), Аренда Авто (+81%), Сувениры (+60%) и Фаст Фуд (45%), в сравнении с 1 кварталом 2019 года. Во 2 квартале наблюдается совершенно другая картина потребления. По карточным транзакциям можно выделить увеличение спроса в таких категориях, как Членские взносы (+37%), внутри данной категории лидерами являются Автомобильные ассоциации, Благотворительные и общественные организации и Гражданские и социальные ассоциации. На втором месте, во 2-ом квартале, идет Музыка (+11%), динамика спроса на Образовательные услуги сократилась до +1%, относительно 2 квартала 2019 года. В сегменте POS-кредитования в 1 квартале 2020 увеличился спрос на Бытовую технику, Моб.телефоны, Компьютеры/ноутбуки, связано это с колебаниями валютного курса. Теплая зима снизила спрос в категории Меха в 2 раза, относительно 2019 года. Под влиянием карантинных мер продажи существенно снизились, но тем не менее все еще можно отметить сезонный рост потребительского интереса к таким категориям товаров, как Мототехника/автозапчасти. Продажи в категории Билеты и туры - исчезли, но доля продаж в категориях Бытовая техника и электроника (в динамике +5% против 2-го кв. 2019) и Компьютеры и ноутбуки (увеличение спроса в 2 раза) возросла, в том числе благодаря переходу на работу и учебу из дома. В 3-м квартале 2020 года ожидается увеличение спроса в категории Билеты и туры. Если в 1 квартале наблюдался рост покупательской активности +15% к показателям 2019 года, то во втором квартале покупательская активность клиентов снизилась -30%, относительно 2-го квартала 2019 года. После выхода из самоизоляции и отмены ограничительных режимов, ожидается увеличение объемов покупок. В целом объемы по транзакциям за 1 полугодие 2020г. показали снижение -10% относительно 2019 года.

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Контакты для СМИ