Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Harvard Business Review: Объективность оценки и ясность коммуникаций как залог успеха при интеграции

Возвращаюсь к циклу заметок об особенностях интеграции в банковской сфере. Сегодня поговорим о ключевом факторе успеха любой интеграции – о мотивации сотрудников, участвующих в интеграционных процессах.
Считается, что особенно важно удержать команду при приобретении инвестиционной компании – специалистов в таких компаниях работает, как правило, не так много, но каждый из них при увольнении может забрать с собой к новому работодателю всех клиентов, с которыми за время работы в приобретенной компании у него успели возникнуть доверительные отношения.
Однако это правило действует не только в отношении инвестиционного бизнеса. Предположим, приобретается успешный розничный банк. Разве не важна команда, управляющая розничными рисками? Ведь именно благодаря этим специалистам розничные кредитные продукты стали приносить прибыль. Разве не важны разработчики программного обеспечения и системные администраторы? Благодаря им банк сумел внедрить новую систему продаж и получить конкурентное преимущество. А розничные «продуктовики»? А специалисты в контроллинге, которые сумели выявить наиболее значимые тренды и предложили сфокусироваться на наиболее прибыльных продуктах? А маркетологи, а юристы?..
Любой успешный бизнес появляется не сам по себе на голом поле, он создается командой профессионалов – поэтому кадровая политика при интеграции не менее, а в большинстве случаев даже более важна, чем политика в области управления рисками или ИТ.
На рынке известны три в разной степени эффективных подхода к нефинансовой мотивации руководителей, задействованных при интеграции в банковской сфере.
Первый подход состоит в том, что все точки над i расставляются задолго до юридической интеграции двух банков. Менеджмент интегрирующей компании проводит детальный кадровый аудит, HR due diligence, и формирует новую организационную структуру будущей компании. При этом руководящие позиции в тех областях, в которых исторически силен интегрируемый банк, отдаются именно менеджменту интегрируемого банка.
Пожалуй, единственным недостатком этого подхода является возможность ошибки, связанной с недооценкой того или иного амбициозного менеджера, который не сможет пережить «хождения в замах» своего более удачливого конкурента из другой компании и уволится на раннем этапе интеграции.
Второй подход предполагает открытую конкуренцию за каждую позицию между менеджментом интегрирующего и интегрируемого банков. Создается единый управленческий орган с двумя руководителями каждого направления, отвечающими за разные задачи. Скажем, в рознице деление проходит по продуктовому принципу или по принципу — продукты-продажи. В области информационных технологий один руководитель отвечает за разработку, а второй – за поддержку и т.д.
Сам по себе подход внешне выглядит логично, однако собственникам интегрирующей компании бывает трудно адекватно оценить возникшую при таком подходе конкуренцию между сотрудниками, справиться с эмоциями и объективно оценить кандидатов из приобретенной компании. Когда начинают появляться любимчики и действовать субъективные предпочтения, руководители из интегрируемой организации разочаровываются в справедливости конкуренции, производительность их труда падает, а сами они начинают искать себе иного приложения на рынке труда.
При использовании этого метода крайне важна прозрачность критериев отбора финального кандидата и ясность внутренних коммуникаций.
Есть и третий подход, состоящий в том, что на все ключевые позиции расставляются руководители из банка-интегратора. При этом в случае, если у интегрирующей компании отсутствует управленческая экспертиза в том или ином направлении, руководителем этого направления временно назначается менеджер из интегрируемой компании, однако в «помощь» ему делегируется молодой и агрессивный зам, который при необходимости сможет заменить своего начальника с минимальным ущербом для бизнеса.
Такой подход, безусловно, малосимпатичен, он редко декларируется в открытую и в основном используется для поглощения конкурента, потому что синергетический эффект от такой «интеграции» минимален.
Насколько мне известно, на российском рынке банковских слияний и поглощений использовалось все три подхода. По скудной информации из прессы (все-таки такие сделки малопубличны) и отзывам сотрудников, участвовавших в интеграционных процессах, можно сделать вывод, что наиболее продуктивен первый подход. Среди главных факторов успеха кадровой интеграции – справедливость, а также ясность и своевременность внутренних коммуникаций. Не только высшему менеджменту, но и рядовым сотрудникам приобретенной организации – важна предсказуемость кадровой политики нового собственника.
Отдельно остановлюсь на взаимоотношениях внутри компании-интегратора. В ходе любой интеграции особое внимание следует уделять работе с менеджментом интегрирующей компании. Важно избежать обеих крайностей – в одной стороны, не дать этим руководителям ощутить на своей стороне «право силы», позволяющее безапелляционно диктовать свою волю «побеждённым». С другой стороны, эти руководители, прошедшие с собственниками интегрирующей компании большой и сложный путь, не должны почувствовать, что им уделяется меньше внимания, что им перестали доверять. Руководителю процесса интеграции следует показать своим «старичкам», что они стали частью бóльшей семьи, и уделять общению с ними ещё больше времени, чем раньше.
Безусловно, есть ещё и финансовая составляющая мотивации при интеграции, о ней также следует поговорить особо.
Чтобы сделка была успешно закрыта, а руководящие сотрудники – финансово защищены от последствий кадровой политики нового владельца, собственники приобретаемой компании часто предлагают менеджменту «золотые парашюты» - выплаты при вынужденном увольнении из компании после завершения сделки.
Безусловно, руководство интегрирующей компании должно хорошо знать все детали таких соглашений еще до подписания сделки купли-продажи и исходя из этих деталей планировать кадровую политику: кого-то из менеджеров удерживать будет бесполезно, а за кого-то – следует и побороться.
Очень эффективно в этом отношении работает программа-выплата интеграционного бонуса. По нашей практике, проверенной при интеграции Донского Народного Банка, наиболее оптимален годовой срок соглашений; причем финансовые и нефинансовые цели программы должны взаимоувязывать сотрудников и интегрирующей, и интегрируемой компаний.
Если за год новый собственник не сумел показать руководству и сотрудникам присоединённой компании достоинства работы в более крупной организации, едва ли он сумеет это сделать впоследствии. Если же сумел – интеграционный бонус будет воспринят как приятное дополнение к уже состоявшемуся сотрудничеству.

Алексей Коровин — президент и председатель правления ОТП Банка специально для HBR

Новости ОТП

Каждый второй клиент ОТП банка регулярно пользуется мобильным приложением

Аналитики ОТП Банка оценили активность пользователей в мобильном приложении – каждый второй клиент выбирает приложение как основной канал взаимодействия с банком и регулярно использует его. Самые активные пользователи мобильного приложения Банка живут в Новосибирске, Краснодаре, Казани, Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге. Чаще всего клиенты банка пополняют счета карт, погашают потребительские кредиты, оплачивают коммунальные услуги, а также услуги сотовой связи и интернета. В 2020 году ОТП Банк сделал ставку на развитие эффективного дистанционного обслуживания – за 10 месяцев здесь появились платежи через СБП, оплата широкого спектра товаров и услуг, удобный чат, в котором обрабатывается до 6,5 тысяч обращений в день, возможность оформить заявку на кредит и открыть вклад. В приложении можно активировать карту, сменить или установить пин-код карты. В скором времени в меню появятся выписки по кредитным картам, сервис по частично-досрочному погашению кредита и обновленный интерфейс пополнения с карт других банков без перехода на сторонние сервисы, а также появится возможность обновить паспортные данные в приложении. Создание удобного цифрового пространства в мобильном интерфейсе помогает клиентам банка распоряжаться финансами, не выходя из дома, что особенно важно в период эпидемиологических ограничений. Push-уведомления ненавязчиво напомнят о предстоящих оплатах услуг и кредитов, а раздел специальных предложений всегда подскажет о новых финансовых инструментах ОТП Банка. Приложение ОТП Банк входит в топ-10 лучших приложений в категории Финансы в App Store и Google Play. Узнать больше о возможностях приложения ОТП Банк можно здесь: https://www.otpbank.ru/online

ОТП Банк начинает выдачу автокредитов по программе «Свои люди»

ОТП Банк начинает выдачу автокредитов по программе «Свои люди» ОТП Банк представляет новую программу автокредитования «Свои люди». Программа предлагает одинаковые условия по ставкам на новые автомобили и автомобили с пробегом. Процентная ставка по кредиту не будет меняться в зависимости от того, какой автомобиль захочет приобрести клиент – новый или подержанный. Кредит можно оформить на срок до 5 лет со ставкой от 10% и первоначальным взносом в 10%. Максимальная сумма кредита составляет 4 млн рублей. Подать заявку на кредит можно по двум документам без подтверждения дохода и занятости, а срок принятия решения составляет менее 1 часа. Программа «Свои люди» доступна и водителям с минимальным стажем от 3 месяцев. Продукт можно будет оформить в более чем 200 дилерских центрах на территории РФ. ОТП Банк также предоставляет клиентам дополнительные преимущества в рамках обновленной программы госсубсидирования автокредитования. Условия предполагают увеличенную стоимость автомобиля, расширенный список доступных моделей и комплектаций, а также скидки для медицинских работников и клиентов, использующих трейд-ин. Кроме того, скидка на автомобиль доступна семьям с одним несовершеннолетним ребёнком. «Отрасль автокредитования активно идет к показателям прошлого года, и мы видим, что сейчас люди возвращаются к отложенному решению о приобретении автомобиля», - комментирует Александр Васильев, заместитель председателя Правления ОТП Банка, - «Снижение спроса на автокредиты в этом году дало нам дополнительный стимул пересмотреть наше кредитное предложение и создать оптимальную программу, которая дает равные возможности и ставки по кредитам для тех, кто хочет приобрести новый автомобиль или автомобиль с пробегом». _________________ ОТП Банк (Россия) входит в международную финансовую Группу ОТП (OTP Group). Один из 50 крупнейших банков России («ИНТЕРФАКС-100» на 1 апреля 2020 г.), ОТП Банк входит в число лидеров рынка по ряду направлений: занимает 3 место на рынке POS-кредитования и 7 место на рынке кредитных карт (Frank Research Group на 1 октября 2019 г.).

Доход на следующий день: ОТП Банк представляет вклад «Проценты сразу»

С 5 октября клиентам ОТП Банка доступен новый формат вклада – «Проценты сразу». Основное преимущество продукта – выплата процентов по сумме вклада на следующий день после его открытия. Клиентам больше не нужно ждать получения средств целый год – деньги сразу появятся на счете, и ими можно будет свободно распорядиться. Вклад можно открыть в любом отделении ОТП Банка. Минимальная сумма открытия вклада – 300 000 рублей, а процентная ставка составляет 4%. Специальное предложение по вкладу будет действовать до конца 2020 года. «С конца июля мы фиксируем рост интереса к вкладам и накопительным счетам среди наших клиентов, и активно развиваем это направление», – отметила Мария Филимоненко, Директор по развитию ежедневного банковского обслуживания ОТП Банка, – «Мы понимаем, что в условиях неопределенности людям нужно видеть, что их деньги «работают», и иметь быстрый доступ к собственным доходам в случае необходимости. Поэтому мы создали продукт, где выгода ощутима сразу, безотносительно срока вклада». Более подробную информацию по открытию вклада «Проценты сразу» можно найти на сайте Банка: www.otpbank.ru/retail/deposit _________________ ОТП Банк (Россия) входит в международную финансовую Группу ОТП (OTP Group). Один из 50 крупнейших банков России («ИНТЕРФАКС-100» на 1 апреля 2020 г.), ОТП Банк входит в число лидеров рынка по ряду направлений: занимает 3 место на рынке POS-кредитования и 7 место на рынке кредитных карт (Frank Research Group на 1 октября 2019 г.).

Контакты для СМИ