Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Маркер: Мы выиграли от разрыва с „Эльдорадо“

С момента покупки Инвестсбербанка стратегическим направлением венгерского ОТП Банка в России была розница. По оценке Frank Research Group, ОТП занимает 2-е место среди российских операторов экспресс-кредитования, а по остальным розничным направлениям входит в десятку. Однако летом этого года у респектабельной венгерской структуры в России начались неприятности. Крупнейшая сеть бытовой техники и электроники «Эльдорадо» исключила ОТП из числа своих партнеров, а ее разорившийся конкурент «Техносила» никак не отдаст банку $47,9 млн. Как сказалась на банке потеря крупнейшего клиента, как заставить покупателя чайника взять ипотечный кредит и почему экспресс-кредитование не будет быстро развиваться, в интервью «Маркеру» рассказал президент, председатель правления ОТП Банка Алексей Коровин.

— ОТП — один из лидеров в сфере POS-кредитования. экспресс-кредитование в розничных сетях Где еще вы планируете занять ведущие позиции?
— Для начала я объясню, чего мы в принципе хотим. Для нас стратегически важно стать для клиента домашним банком, нарастить кросс-продажи, то есть добиться того, чтобы потребитель приобретал у нас весь комплекс продуктов. Сперва он берет у нас POS-кредит (скажем, на чайник), затем получает кредитную карту, потом — кредит наличными, и в итоге — ипотеку.

— За какой срок вы рассчитываете выстроить вашу кредитную цепочку?
— От кредита на чайник до кредита наличными должно пройти 9–12 месяцев, от кредита на чайник до ипотеки — 2–3 года. У нас уже 1,5 млн постоянных клиентов — тех, кто обращается в наш банк не реже раза в месяц. Мы хотим удвоить это количество в течение ближайших двух лет.

— Какие сферы бизнеса вы еще намерены активно развивать?
— Кредитование наличными. Мы за год увеличили наши выдачи в пять раз, начав с 200 млн руб. в месяц, и в ноябре перевалим за 1 млрд руб. В следующем году мы планируем удвоить наши ежемесячные выдачи.

— А ипотека?
— Чтобы активно развивать ипотеку в России, нужны длинные рубли. Должна быть возможность занять деньги в местной валюте на 10–15 лет. Сейчас таких источников, которыми могут выступать и государство, и рынки капитала, нет.

— А автокредит? Вы вообще его не упоминали.
— Мы сейчас неплохо выдаем автокредиты. Но стратегически автокредитование — бизнес скорее не банка, а самих автопроизводителей. По большому счету, это война между крупными производителями автомобилей, в которой участвовать не хочется. Постепенно автокредитование станет инструментом продаж самих автоконцернов.

— ОТП позиционируется как универсальный банк. Но слышно только о его рознице.
— В течение полутора лет мы усилим кредитование МСБ и private banking, а к концу года запустим казначейство. Казначейская команда уже работает над привлечением в марте 2011 г. облигационного займа. До сих пор мы еще не работали с такими инструментами.

— Параметры уже известны?
− Предположительно порядка 2–2,5 млрд руб.

— В какую сумму вы оцениваете емкость российского рынка POS-кредитования?
— 99 млрд руб. на середину года. К концу декабря эта цифра, скорее всего, увеличится на 10–12%. Этот рынок не может быстро расти, так как его основу составляет портфель очень коротких кредитов, который за год полностью обновляется. Вероятно, в ближайшие 2–3 года рынок POS-кредитования останется в этих рамках, увеличиваясь вслед за инфляцией или незначительно ее опережая.

— Каковы ваши оценки рынка кредитных карт?
— Объем — около 250 млрд руб. Нашу долю мы оцениваем на нем в 5,5–6%. И вот этот рынок будет удваиваться и утраиваться. Полагаю, триллион мы очень скоро увидим.

— Недавно вам пришлось прекратить сотрудничество с «Эльдорадо». По сути, вас выгнали оттуда конкуренты. Оцените, пожалуйста, ваши потери. Ведь «Эльдорадо» обеспечивает более 12% от выдачи всех POS-кредитов в России.
— Безусловно, сотрудничество мы приостановили. Я не исключаю, что мы вернемся, если параметры сотрудничества будут интересны обеим сторонам, но пока мы не видим в этом целесообразности. Мы ушли из «Эльдорадо» в конце августа, и все агенты были в тот же день релокированы в другие точки. В результате сентябрьские продажи у нас оказались на 5% выше августовских, хотя традиционно бывает наоборот.

— Вы хотите сказать, что ничего не потеряли из-за разрыва с «Эльдорадо»?
— Даже выиграли. Мы переместились в небольшие, но крепкие региональные сети.

— Сколько вы платите сети, чтобы войти туда?
— Отношения банка и сети — интимное дело.

— ОТП Банк взыскал через суд с пяти структур ГК СВ (сеть «Техносила) $47,9 млн и заложенное имущество. Вы уже получили эти средства на свой баланс?
— Пока нет. Судимся.

— С внешними коллекторами вы работаете?
— У нас система структурирована так, что на первых этапах просрочки, до 30 дней, мы информируем должников о просрочке через наш контакт-центр. Затем подключается наш soft-collection, далее — наши «полевые» коллекторы в регионах, и на 150-й день мы передаем долг коллекторским агентствам. С нами одновременно работает 5–6 агентств на конкурсной основе. Каждые несколько месяцев из числа наших партнеров выбывает наименее эффективное агентство и на его место приглашается новое.

— Для имиджа иностранного банка не всегда хороши методы, которые используют в работе с должниками внешние коллекторы. Значит, жалоб не избежать?
— По каждой жалобе, которая касается коллекторов, мы проводим четкое служебное расследование. Вместе с агентством изучаем ситуацию. Поскольку разговоры записываются, мы можем восстановить всю картину происшедшего. Нам важно, чтобы с клиентом работали максимально корректно. Но с другой стороны, нам также важна эффективность.

— Какой недостаток вашего банка вы считаете главным?
— Что ни говори, мы розничный банк, и такие направления, как корпоративное кредитование, казначейство все-таки приживаются с трудом. Мы отдаем себе отчет, что хотим быть лидерами в POS-кредитовании и карточном бизнесе, сильным нишевым игроком в корпоративном. Но невозможно развивать все направления с одинаковой скоростью. Главное — четко формулировать цели и не обещать себе проглотить Луну.

— Скоро Новый год. Какое событие на финансовом рынке России, происшедшее в этом году, вы бы посчитали главным, принципиально важным для системы?
— Во-первых, во II квартале наконец-то на 4% увеличился розничный кредитный портфель. Это уже не точка преодоления кризиса, а точка выхода в новую реальность. Во-вторых, появление омбудсмена. Шесть совершенно разных банков объединились вокруг одной идеи без чьего-либо принуждения, кнута со стороны государства. Это абсолютно добровольное объединение, и его появление говорит о том, что банки готовы системно решать проблемы отрасли.

— То есть взаимоотношение с потребителями — это серьезная проблема отрасли?
— Безусловно. Это ключевой вопрос.

— Кого из нынешних функционеров финансового рынка России вы бы могли назвать звездой? На какой банк вы равняетесь?
— Я очень внимательно слежу за происходящем в Сбербанке, за тем, что делает команда Германа Грефа. И за другим банком, сумевшим гармонично примирить розничное и корпоративное направления, — «Альфой».

Юлия Полякова
Интервью Президента ОТП Банка

Новости ОТП

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности ОТП Банка на уровне ruА со стабильным прогнозом.

Агентство отмечает сильные конкурентные позиции Банка в сегменте беззалогового кредитовании физических лиц. Банк также занимает 7-е место среди российских банков по объему портфеля кредитных карт. В то же время стратегия банка подразумевает дальнейшую диверсификацию бизнеса за счет развития кредитования МСБ и автокредитования, дальнейшее совершенствование уровня диджитализации клиентских сервисов, а также запуск в 2019 году agile-трансформации, которая позволит усовершенствовать внутренние процессы банка и повысить эффективность деятельности. Отдельно рейтинговое агентство отмечает высокое качество корпоративного управления, базирующееся на опыте международной банковской группы. Агентство подчеркивает высокую значимость ОТП Банка для материнской структуры, OTP Bank Plc.: по итогам 2019 года по МСФО доля банка в активах Группы составляла порядка 5%, при этом на банк приходилось свыше 6% кредитного портфеля группы и около 7% чистой прибыли. Банк обладает значительным запасом ликвидности, а также, в случае любой кризисной ситуации на рынке, может использовать доступ к значительному пулу свободной ликвидности материнской компании. В качестве позитивных факторов агентство отмечает невысокую стоимость фондирования банка (4,7% за 1 квартал 2020 года), а также высокую оборачиваемость кредитного портфеля (в среднем 11% в месяц за период с мая 2019 по май 2020), что позволяет быстро аккумулировать ликвидность в случае необходимости. Показатели достаточности капитала банка находятся на высоком уровне: показатель Н1.0 по состоянию на 01 мая 2020 года составлял 13,9%, показатели Н1.1 и Н1.2 – 11,5%. По мнению агентства, несмотря на ожидающееся снижение потребительского спроса вследствие снижения доходов населения, банку удастся сохранить конкурентные позиции в ключевых сегментах его присутствия.

Контакты для СМИ