Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Harvard Business Review: Обеспечьте преемственность процессов

Правило второе: обеспечьте преемственность процессов

Блог Алексея Коровина, Президента ОТП Банка, на сайте Harvard Business Review

Продолжая тему интеграции региональных банков, хотелось бы поговорить об основных рисках подготовительного этапа.

Конечно, мы будем исходить из допущения, что потенциальная сделка рассмотрена и получила принципиальное одобрение у акционеров присоединяющей компании, успешно закончены финансовая (financial due diligence) и юридическая проверка (legal due diligence). На этом этапе встает один очень важный вопрос — кто именно со стороны интегрирующей структуры будет отвечать за ход процесса. Особенность сделок M&A, насколько я могу судить по своей практике, состоит в том, что команда, отвечающая за поиск объекта приобретения, согласование на уровне совета директоров и проведение необходимых проверок, очень невелика и выделена из общей структуры организации как некое обособленное подразделение, подотчетное только первым лицам компании. Это, безусловно, оправданно, поскольку зачастую успех при проведении сделок по слиянию и поглощению зависит от дней, а иногда — часов. На высококонкурентных рынках, таких, как ряд стран Центральной и Восточной Еворопы, включая Украину и Румынию, в середине 2000-х годов бывали случаи, когда пять и более банков участвовали в различного рода официальных и клубных тендерах на приобретение акций местных финансовых институтов. В таких ситуациях было особенно важно уметь быстро и гибко принимать решения при соблюдении строжайшей конфиденциальности переговорного процесса. Однако часто случается, что переговорами по приобретению банка и дальнейшей интеграцией этого банка занимаются разные люди, никак не соприкасавшиеся до момента подписания SPA (договора купли-продажи акций). В этом и состоит опасность — команда, отвечающая за интеграцию, может не вполне разделять цели, поставленные акционерами при приобретении компании.

Отсюда я бы вывел второе правило — в присоединяющей компании должны существовать согласие и преемственность при проведении переговоров по приобретению другой компании, при согласовании финальных условий сделки и дальнейшей интеграции приобретенной структуры. Поясню с помощью примера: на момент приобретения «Донского народного банка» акционерами «ОТП Банка» все акценты были четко расставлены — после приобретения долей участия в ООО «Донской народный банк» венгерским банком OTP Bank plc. планировалось преобразование ООО в ЗАО с дальнейшим присоединением ЗАО «ДНБ» к ОАО «ОТП Банк» и созданием на базе присоединенного банка филиала, что и было успешно реализовано к февралю 2010 г. Руководство как присоединяющего банка, так и присоединяемой структуры — будущего ростовского филиала — хорошо знало задачи и основные временные вехи; также заранее были согласованы все существенные кадровые решения. Процесс присоединения управлялся из Москвы с помощью и при поддержке ростовского руководства, при этом в совете директоров присоединяемой кредитной организации на этапе трансформации работали только менеджеры из Москвы. Это позволило создать эмоциональную вовлеченность и повысить ответственность московского руководства за работу своего будущего филиала, обеспечило должный уровень поддержки для ростовчан.

Интеграция — процесс небыстрый. По мнению профессора кафедры лидерства Гарвардской школы бизнеса Джона Коттера, полный цикл изменений занимает от трех до десяти лет. Таким образом, вовлечение руководителей, которые в дальнейшем будут отвечать за интеграцию по возможности на ранней стадии переговорного процесса, поможет устранить многие шероховатости, наладить правильный рабочий процесс и сократить сроки интеграции.

В следующей заметке я хочу обсудить, вероятно, одну из самых важных проблем, с которой сталкиваются в начале интеграционного процесса: совместимость (или, напротив, несовместимость) культур организаций.

Новости ОТП

Покупательская активность во 2-м квартале

В период пандемии ОТП Банк уже замерял предпочтения клиентов и изменение потребительской активности в категориях товаров и услуг. Анализ покупок по кредитным картам показал резкое снижение спроса, по всем категориям, кроме Супермаркеты, Аптеки, Образовательные услуги и Товары для животных. В 1 квартале 2020 года, по карточным транзакциям был зафиксирован ощутимый рост в таких категориях, как Образовательные услуги (+101%), Аренда Авто (+81%), Сувениры (+60%) и Фаст Фуд (45%), в сравнении с 1 кварталом 2019 года. Во 2 квартале наблюдается совершенно другая картина потребления. По карточным транзакциям можно выделить увеличение спроса в таких категориях, как Членские взносы (+37%), внутри данной категории лидерами являются Автомобильные ассоциации, Благотворительные и общественные организации и Гражданские и социальные ассоциации. На втором месте, во 2-ом квартале, идет Музыка (+11%), динамика спроса на Образовательные услуги сократилась до +1%, относительно 2 квартала 2019 года. В сегменте POS-кредитования в 1 квартале 2020 увеличился спрос на Бытовую технику, Моб.телефоны, Компьютеры/ноутбуки, связано это с колебаниями валютного курса. Теплая зима снизила спрос в категории Меха в 2 раза, относительно 2019 года. Под влиянием карантинных мер продажи существенно снизились, но тем не менее все еще можно отметить сезонный рост потребительского интереса к таким категориям товаров, как Мототехника/автозапчасти. Продажи в категории Билеты и туры - исчезли, но доля продаж в категориях Бытовая техника и электроника (в динамике +5% против 2-го кв. 2019) и Компьютеры и ноутбуки (увеличение спроса в 2 раза) возросла, в том числе благодаря переходу на работу и учебу из дома. В 3-м квартале 2020 года ожидается увеличение спроса в категории Билеты и туры. Если в 1 квартале наблюдался рост покупательской активности +15% к показателям 2019 года, то во втором квартале покупательская активность клиентов снизилась -30%, относительно 2-го квартала 2019 года. После выхода из самоизоляции и отмены ограничительных режимов, ожидается увеличение объемов покупок. В целом объемы по транзакциям за 1 полугодие 2020г. показали снижение -10% относительно 2019 года.

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Контакты для СМИ