Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Harvard Business Review: Присоединение региональных банков: от теории к практике

Как известно, развитие любой компании идет по одному из двух сценариев — либо путем органического роста, либо посредством слияний и поглощений. Стратегия органического роста консервативна, но менее рискованна. Путь M&A может быстро принести довольно ощутимый прирост бизнеса, но он гораздо более тернист и опасен.

В последние несколько лет все чаще и чаще поднимается тема неизбежной консолидации и в банковском секторе. Центральный Банк уже предпринял ряд шагов по упрощению процедуры присоединения кредитных организаций: так, документы для получения новой банковской лицензии и госрегистрации изменений в учредительные документы направляются теперь банками непосредственно в Банк России, минуя территориальные управления; сроки рассмотрения изменений в Банке России сокращены до одного месяца, а также предусмотрена работа с проектами документов на этапе до официальной подачи их в ЦБ.

Да, юридически осуществить присоединение банка стало легче, но как сделать так, чтобы приобретенный банк в реальности успешно заработал по новым правилам, чтобы сохранить и укрепить команду и чтобы при этом был достигнут желаемый синергетический эффект? Тем более, если речь идет о слиянии или поглощении региональных банков, у каждого из которых есть своя, ярко выраженная специфика. Таких примеров на российском рынке очень немного (причем не только в банковском секторе).

В настоящем цикле заметок я как раз и постараюсь ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с проблемами интеграции региональных банков. Дело в том, что у нас, и у меня в частности, такой опыт есть: российский ОТП Банк использовал в своем развитии обе модели развития — направления потребительского кредитования и кредитных карт были созданы с нуля, тогда как филиалы в Омске, Новороссийске и Ростове возникли посредством приобретения и последующего присоединения успешных региональных игроков. В 2006 году были присоединены «Омскпромстройбанк» и новороссийский «Промфинсервисбанк», а в феврале 2010 года — работающий в Ростовской и Воронежской областях «Донской народный банк». В стратегии М&A мы как шли целенаправленно на потенциально привлекательные рынки, то есть в города-миллионники, такие как Омск и Ростов, так и по пути поддержки клиентского бизнеса: в Новороссийске работает ряд компаний-клиентов банка.

В своих заметках я планирую поговорить об особенностях и этапах юридической и операционной интеграции; о том, как работать с клиентами в ходе интеграции; о работе с персоналом, о централизации как поиске синергии и децентрализации как внутреннем аутсорсинге процессов; о том, что делать разноформатными офисами и какие каналы продаж развивать. Также будут затронуты основные риски при интеграции и пути их минимизации.

Обычно каждая новая интеграция проводится по уникальному сценарию, но ряд общих правил выработать можно.

Итак, правило первое: не надо спешить с интеграцией продуктовой линейки. Бывает, что руководство интегрирующей компании среди первых задач видит стандартизацию продуктов. Чтобы продуктовый каталог был единым. Чтобы клиенту было проще выделять именно вашу компанию среди сотен подобных. Но иногда с водой можно выплеснуть и ребенка и разом потерять успешный, пусть и локальный на этом этапе, бизнес.

Так, интегрируя «Донской народный банк», мы решили не только оставить направление платежных терминалов, которого не было в ОТП Банке, но использовали ростовскую технологию и в других регионах. В чем состоял наш business case? На территории Ростовской области работало более сотни терминальных устройств «Донского народного банка» с функцией приема наличных для погашения кредитов и расчетов с провайдерами различных услуг, включая коммунальные платежи и сотовую связь. Перед ОТП Банком стоял выбор — установить вместо терминалов банкоматы, оставить терминальную сеть как локальное решение для Ростовской области или тиражировать технологию ростовчан по всей сети. Казалось бы, здравый смысл интеграции состоит в том, чтобы, так сказать, «не плодить сущности» и не создавать второй сети при наличии уже работающей сети банкоматов банка. Но мы решили не рубить сплеча, пошли на пилотный проект и не пожалели: платежные терминалы, поставленные в пилотном режиме в наших офисах в Липецке и Ярославле, работают более чем успешно.

Почему мы остановили свой выбор на дальнейшем тиражировании этой технологии? Во-первых, терминальная сеть позволит предоставить еще один простой канал погашения кредитов для клиентов банка. Терминалы дешевле, чем банкоматы, и за последние годы наше население вполне привыкло ими пользоваться. Во-вторых, по мере развития рынка финансовых услуг терминалы могут быть оснащены дополнительными — в частности, карточными — модулями. И наконец, команда нашего Ростовского филиала доказала, что способна построить прибыльный бизнес и надежно им управлять. Почему же тогда не отдать в Ростов функцию администрирования всей терминальной сети ОТП Банка?

Это лишь одно из подтверждений простого правила — к стандартизации продуктов при интеграции надо подходить очень взвешенно, и далеко не всегда полная унификация дает нужный результат.

Новости ОТП

95% процентов погашений идут через электронные каналы

95% процентов погашений идут через электронные каналы Аналитики ОТП Банка подвели итоги I полугодия 2021 года и отметили, что 95% погашений кредитов идут через электронные каналы. Это очень просто и значительно экономит время. Как показывает статистика, наиболее популярным способом являются погашения через карты других банков и с каждым кварталом эта доля растет. Такой способ выбирают 50% клиентов ОТП. Для 27% удобнее воспользоваться переводами по свободным реквизитам. Через партнерские каналы проводят операции по погашению лишь 12% клиентов. В офисы обращаются всего 5%. Мобильный банк один из самых удобных каналов для погашения кредитов – 70% клиентов регулярно его используют. Разработчики добавляют новый функционал в мобильный банк каждые 2 недели. А пользователи высоко оценивают удобство приложения.

OTP Group признана лучшей банковской группой в Центральной и Восточной Европе по версии Euromoney

OTP Group признана лучшей банковской группой в Центральной и Восточной Европе по версии Euromoney OTP Group, частью которой является ОТП Банк в России, получила премию Euromoney Awards for Excellence как лучшая банковская группа в Центральной и Восточной Европе. Euromoney Awards for Excellence — одна из самых престижных наград в мировой финансовой отрасли. Журнал Euromoney, который проводит награждение с 1995 года, отметил, что OTP Group стала единственным банком в регионе, показавшим двузначный доходность собственного капитала и впечатляющий рост кредитного портфеля на 9%. При этом, в 2021 году, OTP Group успешно завершила два крупных процесса по слиянию. «Мы также впечатлены успехами OTP Group в процессах интеграции новых приобретений в Болгарии и Черногории во время пандемии, в мае и декабре соответственно», - говорится в сообщении Euromoney. «Мы гордимся тем, что наша экспертиза позволяет нам совершать успешные сделки и интегрировать новые бизнесы в нашу структуру, и при этом, сохранять высокий уровень удовлетворенности наших клиентов", - прокомментировал получение награды Ласло Вольф, заместитель председателя Правления OTP Group.

Рефинансирование от ОТП Банка: 4 месяца без процентов и переплат

Рефинансирование от ОТП Банка: 4 месяца без процентов и переплат ОТП Банк представляет возможность рефинансировать кредиты других банков – теперь каждый клиент Банка может погасить задолженность по кредиты в любом российском банке картой «120 дней без процентов» и не платить проценты в течение 4 месяцев. Опция рефинансирования позволит клиентам комфортно распределить долговую нагрузку - к примеру, досрочно погасить взятый ранее кредит, существенно уменьшить ежемесячный платеж или значительно уменьшить процентную ставку по кредиту до 13,9%. Рефинансирование легко оформить в несколько кликов в мобильном приложении или интерфейсе интернет-банка ОТП. О закрытии кредита позаботятся специалисты ОТП Банка, а клиент сможет полностью увидеть процесс онлайн: от момента активации рефинансирования и перевода средств на счет другого банка без комиссии до проверки статуса закрытия кредита спустя 70 дней и получения справки по предыдущему кредиту в чате мобильного банка ОТП. «По результатам опросов наших клиентов, 90% клиентов были бы заинтересованы в возможности рефинансировать кредит, чтобы снизить ежемесячный платеж или существенно сократить финальную переплату по кредиту», - комментирует Денис Луковский, директор по развитию кредитных карт ОТП Банка, - «Мы предлагаем технологичное и понятное решение, которое доступно в мобильном банке ОТП в несколько кликов – в течение нескольких минут клиент Банка сможет перейти на более комфортные условия кредитования с 120-дневным беспроцентным периодом. По нашей оценке, каждый пятый клиент ОТП Банка воспользуется предложением по рефинансированию в течение года». Узнать больше о возможности рефинансирования можно на сайте: https://www.otpbank.ru/refinancing/ и в мобильном приложении ОТП Банка.

Контакты для СМИ

Продолжая просмотр сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые мы используем для удобства пользователей и персонализации сервисов. Вы можете отключить cookie в настройках Интернет-браузера. Подробнее о защите персональных данных можно узнать в нашем разделе. Закрыть