Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Банки.ру: Подозрительный паспорт — это и есть признак мошенника

— До того как стать руководителем службы безопасности ОТП Банка в России, вы занимали аналогичную должность в венгерском банке. Каковы основные различия в вашей работе у нас и в Венгрии?

— Сразу должен сказать, преступность есть и в Венгрии, и в России. При этом в вашей стране больше преступлений в интеллектуальной сфере. В Венгрии, к сожалению, очень часто мы встречаемся с грабежами, бывали случаи захвата заложников. Преступники выбирают в качестве своих мишеней те банки, где системы безопасности находятся на недостаточно высоком уровне. Для примера в OTP Bank в Венгрии с его более чем 1 200 отделениями по стране за 2009 год была всего одна попытка ограбления. В итоге благодаря системе охраны и хорошо обученному персоналу банка попытка ограбления кончилась неудачно для преступника. Ни жертв, ни ущерба банку не было.

Вообще меры безопасности — это комплексная работа. В первую очередь она должна быть направлена на предупреждение противоправных действий. В обеспечении безопасности банка очень важна роль персонала. Каждый наш сотрудник на своем участке должен отвечать за безопасность. Для этого нужны однозначные, ясные правила и лояльность к своему работодателю. На мой взгляд, на российском рынке мы пока уделяем недостаточно внимания рискам персонала.

— Как в ОТП Банке борются с потенциальными мошенниками?

— Прежде всего необходимо определить, кто является недобросовестным заемщиком, а кто — потенциальным мошенником.

Недобросовестные заемщики (мы их еще называем уклонистами) — это те, кто взял кредит, предполагая вернуть. При этом клиент представил все свои документы. Человек мог просто потерять работу, плохо рассчитать свои доходы или же просто оказаться недостаточно дисциплинированным. Как в жизни: один взял у другого в долг под расписку и не отдает. Отношения должника и банка регулируются банковским договором и российским законодательством.

Мошенниками же мы считаем тех, кто берет кредит, заведомо не собираясь его отдавать. Для этого используются фальшивые документы, клиент предоставляет ложные сведения о себе. Тут мы имеем дело уже с уголовными преступниками, отношения с такими лицами регулируются уголовным законодательством.

— А если клиент взял кредит на основании настоящих документов, но ни разу не делал выплат, поскольку изначально не собирался погашать заем, он мошенник или недобросовестный заемщик?

— По закону мошенничество — это завладение чужим имуществом (деньгами) путем обмана или злоупотребления доверием. В первом случае, если клиент не обманывает и предоставляет подлинные сведения о себе, он не мошенник. Во втором случае, если заемщик получил кредит, но изначально не собирался его возвращать, то это называется злоупотребление доверием. Однако доказать такой умысел практически нереально, это возможно, лишь если заемщик сам признается. Но если он это признает, то из неплательщика превратится в уголовника.

— У вас в банке часто бывают случаи, когда люди по поддельным документам пытаются получить кредит?

— Недавно в офис продаж ОТП Банка, расположенный в гипермаркете, обратился мужчина, пожелавший оформить потребительский кредит. Сотрудники банка заподозрили в нем потенциального мошенника, использующего поддельный паспорт. Чтобы окончательно убедиться в этом и принять совместно с милицией меры к его задержанию, ему направили SMS-сообщение с информацией о возможности получения кредитной карты с выгодными условиями. В сообщении указали, что для получения карты гражданину необходимо явиться в назначенное время в офис банка для оформления документов. Когда мошенник приехал в банк, сотрудники милиции его уже ждали, нарушитель был задержан, возбуждено уголовное дело. Как выяснилось, многие банки ждали встречи с этим гражданином. Теперь к уголовному делу будут приобщены и их материалы.

— Каким образом сотрудники банка пришли к выводу, что этот человек — мошенник?

— Подозрительный паспорт с признаками подделки — это и есть признак мошенника. Мы нашли настоящего владельца паспорта — другого человека, который потерял паспорт. А фото в этот утерянный паспорт мошенник вклеил свое.

— Каким еще образом банк выявляет мошенников?

— Мы скрупулезно анализируем все факты выявленных и разоблаченных случаев мошенничества. Сюда входит многое: тактика действий мошенников по отношению к банку, информация из личных документов, предъявляемых мошенниками при получении кредита, фото- и видеозаписи в точках продаж, аудиозаписи телефонных переговоров сотрудников контакт-центра и многое другое. Все эти данные впоследствии используются в качестве доказательств действий преступников.

Кроме того, мы постоянно проводим анализ проблемных, так называемых дефолтных кредитов. Если анализ показывает, что количество просрочек в том или ином городе растет, это может послужить поводом к расследованию. Так, например, в Йошкар-Оле после нашего анализа была поймана мошенническая группировка. Уже в ближайшее время преступники понесут наказание в соответствии с Уголовным кодексом.

Или недавно в Москве в одном из универмагов была задержана Наталья Е., которая пыталась оформить кредит на покупку ноутбука стоимостью около 16 тысяч рублей по паспорту другого человека, в который была вклеена ее фотография. Наша сотрудница в процессе оформления обратила внимание, что женщина похожа на клиентку, по которой разослана ориентировка с пометкой «мошенница». В итоге гражданку удалось оперативно задержать и привлечь к ответственности.

— Каковы методы работы банка с недобросовестными заемщиками?

— Лучший метод борьбы — предотвращение подобных ситуаций. Для этого мы активно взаимодействуем с другими банками — получаем от них информацию о недобросовестных заемщиках, используем всю доступную информацию из официальных источников: публикуемые данные Федеральной миграционной службы, данные из государственного реестра юридических лиц ЕГРЮЛ, информацию от бюро кредитных историй. И если у нас появляется информация о плохой финансовой дисциплине заемщика, это является поводом для отказа в выдаче кредита.

Но если все-таки просрочка по кредиту случилась, то мы безотлагательно связываемся с клиентом и пытаемся разобраться в причинах, вступить с человеком в диалог. Для такой работы у нас есть специальное подразделение. Часто такой диалог помогает заемщику пересмотреть свои, зачастую ошибочные, представления о сути нарушения и возможных последствиях и вернуться в нормальный график платежей.

Если же, несмотря на все предпринятые меры, заемщик сознательно уклоняется от выплат — тогда ему прямая дорога в суд.

— Выявляете ли вы случаи мошенничества среди сотрудников банка? Как они отслеживаются?

— Надо признать, что в большинстве случаев успех мошенников зависит от организации процесса получения кредита. Разбирая каждый такой случай, нередко сталкиваешься с фактами, когда сотрудник банка, принимавший документы на кредит, мог обратить внимание на явные признаки мошенничества и тем самым предотвратить нанесение ущерба банку. Бывает, что он поступает так по незнанию. Но если он намеренно решил связаться с потенциальным нарушителем, то этому уже есть юридическая квалификация: «соучастник преступления». Первоочередная задача банковской безопасности — предупреждать и контролировать внутреннее мошенничество.

Недавно один из сотрудников банка, имея пароль для входа в систему для оформления кредитов, совершил ряд противоправных действий. Мошенничество было раскрыто, банк через суд взыскал более 1 миллиона рублей, а сам мошенник осужден к 7 с половиной годам лишения свободы.

Мы бережно храним информацию обо всех нарушениях наших сотрудников и, по законам жанра, обязательно делимся ею со службами безопасности других организаций — «пятно» на репутации всегда будет «кочевать» за ним.

 


Новости ОТП

95% процентов погашений идут через электронные каналы

95% процентов погашений идут через электронные каналы Аналитики ОТП Банка подвели итоги I полугодия 2021 года и отметили, что 95% погашений кредитов идут через электронные каналы. Это очень просто и значительно экономит время. Как показывает статистика, наиболее популярным способом являются погашения через карты других банков и с каждым кварталом эта доля растет. Такой способ выбирают 50% клиентов ОТП. Для 27% удобнее воспользоваться переводами по свободным реквизитам. Через партнерские каналы проводят операции по погашению лишь 12% клиентов. В офисы обращаются всего 5%. Мобильный банк один из самых удобных каналов для погашения кредитов – 70% клиентов регулярно его используют. Разработчики добавляют новый функционал в мобильный банк каждые 2 недели. А пользователи высоко оценивают удобство приложения.

OTP Group признана лучшей банковской группой в Центральной и Восточной Европе по версии Euromoney

OTP Group признана лучшей банковской группой в Центральной и Восточной Европе по версии Euromoney OTP Group, частью которой является ОТП Банк в России, получила премию Euromoney Awards for Excellence как лучшая банковская группа в Центральной и Восточной Европе. Euromoney Awards for Excellence — одна из самых престижных наград в мировой финансовой отрасли. Журнал Euromoney, который проводит награждение с 1995 года, отметил, что OTP Group стала единственным банком в регионе, показавшим двузначный доходность собственного капитала и впечатляющий рост кредитного портфеля на 9%. При этом, в 2021 году, OTP Group успешно завершила два крупных процесса по слиянию. «Мы также впечатлены успехами OTP Group в процессах интеграции новых приобретений в Болгарии и Черногории во время пандемии, в мае и декабре соответственно», - говорится в сообщении Euromoney. «Мы гордимся тем, что наша экспертиза позволяет нам совершать успешные сделки и интегрировать новые бизнесы в нашу структуру, и при этом, сохранять высокий уровень удовлетворенности наших клиентов", - прокомментировал получение награды Ласло Вольф, заместитель председателя Правления OTP Group.

Рефинансирование от ОТП Банка: 4 месяца без процентов и переплат

Рефинансирование от ОТП Банка: 4 месяца без процентов и переплат ОТП Банк представляет возможность рефинансировать кредиты других банков – теперь каждый клиент Банка может погасить задолженность по кредиты в любом российском банке картой «120 дней без процентов» и не платить проценты в течение 4 месяцев. Опция рефинансирования позволит клиентам комфортно распределить долговую нагрузку - к примеру, досрочно погасить взятый ранее кредит, существенно уменьшить ежемесячный платеж или значительно уменьшить процентную ставку по кредиту до 13,9%. Рефинансирование легко оформить в несколько кликов в мобильном приложении или интерфейсе интернет-банка ОТП. О закрытии кредита позаботятся специалисты ОТП Банка, а клиент сможет полностью увидеть процесс онлайн: от момента активации рефинансирования и перевода средств на счет другого банка без комиссии до проверки статуса закрытия кредита спустя 70 дней и получения справки по предыдущему кредиту в чате мобильного банка ОТП. «По результатам опросов наших клиентов, 90% клиентов были бы заинтересованы в возможности рефинансировать кредит, чтобы снизить ежемесячный платеж или существенно сократить финальную переплату по кредиту», - комментирует Денис Луковский, директор по развитию кредитных карт ОТП Банка, - «Мы предлагаем технологичное и понятное решение, которое доступно в мобильном банке ОТП в несколько кликов – в течение нескольких минут клиент Банка сможет перейти на более комфортные условия кредитования с 120-дневным беспроцентным периодом. По нашей оценке, каждый пятый клиент ОТП Банка воспользуется предложением по рефинансированию в течение года». Узнать больше о возможности рефинансирования можно на сайте: https://www.otpbank.ru/refinancing/ и в мобильном приложении ОТП Банка.

Контакты для СМИ

Продолжая просмотр сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые мы используем для удобства пользователей и персонализации сервисов. Вы можете отключить cookie в настройках Интернет-браузера. Подробнее о защите персональных данных можно узнать в нашем разделе. Закрыть