Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Банки.ру: Подозрительный паспорт — это и есть признак мошенника

— До того как стать руководителем службы безопасности ОТП Банка в России, вы занимали аналогичную должность в венгерском банке. Каковы основные различия в вашей работе у нас и в Венгрии?

— Сразу должен сказать, преступность есть и в Венгрии, и в России. При этом в вашей стране больше преступлений в интеллектуальной сфере. В Венгрии, к сожалению, очень часто мы встречаемся с грабежами, бывали случаи захвата заложников. Преступники выбирают в качестве своих мишеней те банки, где системы безопасности находятся на недостаточно высоком уровне. Для примера в OTP Bank в Венгрии с его более чем 1 200 отделениями по стране за 2009 год была всего одна попытка ограбления. В итоге благодаря системе охраны и хорошо обученному персоналу банка попытка ограбления кончилась неудачно для преступника. Ни жертв, ни ущерба банку не было.

Вообще меры безопасности — это комплексная работа. В первую очередь она должна быть направлена на предупреждение противоправных действий. В обеспечении безопасности банка очень важна роль персонала. Каждый наш сотрудник на своем участке должен отвечать за безопасность. Для этого нужны однозначные, ясные правила и лояльность к своему работодателю. На мой взгляд, на российском рынке мы пока уделяем недостаточно внимания рискам персонала.

— Как в ОТП Банке борются с потенциальными мошенниками?

— Прежде всего необходимо определить, кто является недобросовестным заемщиком, а кто — потенциальным мошенником.

Недобросовестные заемщики (мы их еще называем уклонистами) — это те, кто взял кредит, предполагая вернуть. При этом клиент представил все свои документы. Человек мог просто потерять работу, плохо рассчитать свои доходы или же просто оказаться недостаточно дисциплинированным. Как в жизни: один взял у другого в долг под расписку и не отдает. Отношения должника и банка регулируются банковским договором и российским законодательством.

Мошенниками же мы считаем тех, кто берет кредит, заведомо не собираясь его отдавать. Для этого используются фальшивые документы, клиент предоставляет ложные сведения о себе. Тут мы имеем дело уже с уголовными преступниками, отношения с такими лицами регулируются уголовным законодательством.

— А если клиент взял кредит на основании настоящих документов, но ни разу не делал выплат, поскольку изначально не собирался погашать заем, он мошенник или недобросовестный заемщик?

— По закону мошенничество — это завладение чужим имуществом (деньгами) путем обмана или злоупотребления доверием. В первом случае, если клиент не обманывает и предоставляет подлинные сведения о себе, он не мошенник. Во втором случае, если заемщик получил кредит, но изначально не собирался его возвращать, то это называется злоупотребление доверием. Однако доказать такой умысел практически нереально, это возможно, лишь если заемщик сам признается. Но если он это признает, то из неплательщика превратится в уголовника.

— У вас в банке часто бывают случаи, когда люди по поддельным документам пытаются получить кредит?

— Недавно в офис продаж ОТП Банка, расположенный в гипермаркете, обратился мужчина, пожелавший оформить потребительский кредит. Сотрудники банка заподозрили в нем потенциального мошенника, использующего поддельный паспорт. Чтобы окончательно убедиться в этом и принять совместно с милицией меры к его задержанию, ему направили SMS-сообщение с информацией о возможности получения кредитной карты с выгодными условиями. В сообщении указали, что для получения карты гражданину необходимо явиться в назначенное время в офис банка для оформления документов. Когда мошенник приехал в банк, сотрудники милиции его уже ждали, нарушитель был задержан, возбуждено уголовное дело. Как выяснилось, многие банки ждали встречи с этим гражданином. Теперь к уголовному делу будут приобщены и их материалы.

— Каким образом сотрудники банка пришли к выводу, что этот человек — мошенник?

— Подозрительный паспорт с признаками подделки — это и есть признак мошенника. Мы нашли настоящего владельца паспорта — другого человека, который потерял паспорт. А фото в этот утерянный паспорт мошенник вклеил свое.

— Каким еще образом банк выявляет мошенников?

— Мы скрупулезно анализируем все факты выявленных и разоблаченных случаев мошенничества. Сюда входит многое: тактика действий мошенников по отношению к банку, информация из личных документов, предъявляемых мошенниками при получении кредита, фото- и видеозаписи в точках продаж, аудиозаписи телефонных переговоров сотрудников контакт-центра и многое другое. Все эти данные впоследствии используются в качестве доказательств действий преступников.

Кроме того, мы постоянно проводим анализ проблемных, так называемых дефолтных кредитов. Если анализ показывает, что количество просрочек в том или ином городе растет, это может послужить поводом к расследованию. Так, например, в Йошкар-Оле после нашего анализа была поймана мошенническая группировка. Уже в ближайшее время преступники понесут наказание в соответствии с Уголовным кодексом.

Или недавно в Москве в одном из универмагов была задержана Наталья Е., которая пыталась оформить кредит на покупку ноутбука стоимостью около 16 тысяч рублей по паспорту другого человека, в который была вклеена ее фотография. Наша сотрудница в процессе оформления обратила внимание, что женщина похожа на клиентку, по которой разослана ориентировка с пометкой «мошенница». В итоге гражданку удалось оперативно задержать и привлечь к ответственности.

— Каковы методы работы банка с недобросовестными заемщиками?

— Лучший метод борьбы — предотвращение подобных ситуаций. Для этого мы активно взаимодействуем с другими банками — получаем от них информацию о недобросовестных заемщиках, используем всю доступную информацию из официальных источников: публикуемые данные Федеральной миграционной службы, данные из государственного реестра юридических лиц ЕГРЮЛ, информацию от бюро кредитных историй. И если у нас появляется информация о плохой финансовой дисциплине заемщика, это является поводом для отказа в выдаче кредита.

Но если все-таки просрочка по кредиту случилась, то мы безотлагательно связываемся с клиентом и пытаемся разобраться в причинах, вступить с человеком в диалог. Для такой работы у нас есть специальное подразделение. Часто такой диалог помогает заемщику пересмотреть свои, зачастую ошибочные, представления о сути нарушения и возможных последствиях и вернуться в нормальный график платежей.

Если же, несмотря на все предпринятые меры, заемщик сознательно уклоняется от выплат — тогда ему прямая дорога в суд.

— Выявляете ли вы случаи мошенничества среди сотрудников банка? Как они отслеживаются?

— Надо признать, что в большинстве случаев успех мошенников зависит от организации процесса получения кредита. Разбирая каждый такой случай, нередко сталкиваешься с фактами, когда сотрудник банка, принимавший документы на кредит, мог обратить внимание на явные признаки мошенничества и тем самым предотвратить нанесение ущерба банку. Бывает, что он поступает так по незнанию. Но если он намеренно решил связаться с потенциальным нарушителем, то этому уже есть юридическая квалификация: «соучастник преступления». Первоочередная задача банковской безопасности — предупреждать и контролировать внутреннее мошенничество.

Недавно один из сотрудников банка, имея пароль для входа в систему для оформления кредитов, совершил ряд противоправных действий. Мошенничество было раскрыто, банк через суд взыскал более 1 миллиона рублей, а сам мошенник осужден к 7 с половиной годам лишения свободы.

Мы бережно храним информацию обо всех нарушениях наших сотрудников и, по законам жанра, обязательно делимся ею со службами безопасности других организаций — «пятно» на репутации всегда будет «кочевать» за ним.

 


Новости ОТП

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности ОТП Банка на уровне ruА со стабильным прогнозом.

Агентство отмечает сильные конкурентные позиции Банка в сегменте беззалогового кредитовании физических лиц. Банк также занимает 7-е место среди российских банков по объему портфеля кредитных карт. В то же время стратегия банка подразумевает дальнейшую диверсификацию бизнеса за счет развития кредитования МСБ и автокредитования, дальнейшее совершенствование уровня диджитализации клиентских сервисов, а также запуск в 2019 году agile-трансформации, которая позволит усовершенствовать внутренние процессы банка и повысить эффективность деятельности. Отдельно рейтинговое агентство отмечает высокое качество корпоративного управления, базирующееся на опыте международной банковской группы. Агентство подчеркивает высокую значимость ОТП Банка для материнской структуры, OTP Bank Plc.: по итогам 2019 года по МСФО доля банка в активах Группы составляла порядка 5%, при этом на банк приходилось свыше 6% кредитного портфеля группы и около 7% чистой прибыли. Банк обладает значительным запасом ликвидности, а также, в случае любой кризисной ситуации на рынке, может использовать доступ к значительному пулу свободной ликвидности материнской компании. В качестве позитивных факторов агентство отмечает невысокую стоимость фондирования банка (4,7% за 1 квартал 2020 года), а также высокую оборачиваемость кредитного портфеля (в среднем 11% в месяц за период с мая 2019 по май 2020), что позволяет быстро аккумулировать ликвидность в случае необходимости. Показатели достаточности капитала банка находятся на высоком уровне: показатель Н1.0 по состоянию на 01 мая 2020 года составлял 13,9%, показатели Н1.1 и Н1.2 – 11,5%. По мнению агентства, несмотря на ожидающееся снижение потребительского спроса вследствие снижения доходов населения, банку удастся сохранить конкурентные позиции в ключевых сегментах его присутствия.

Контакты для СМИ