Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Banki.ru: ОТП Банк модернизирует технологическую основу розничного бизнеса

ОТП Банк, входящий в международную финансовую группу ОТП (OTP Group), которая работает на рынке финансовых услуг Центральной и Восточной Европы, объявил о завершении в начале 2009 г. интеграционного проекта, направленного на создание основы для дальнейшего развития розничного бизнеса. В ходе работ была внедрена новая автоматизированная банковская система (АБС) “Ва-Банк XL” компании “ФОРС — Банковские Системы” (“ФОРС-БС”).

Говоря о причинах, побудивших банк к реализации данного проекта, руководитель Дирекции информационных технологий ОТП Банка Вадим Мамаев отметил, что уже в начале 2008 г. стала очевидна необходимость усовершенствования используемых ИТ: “Перед нами встал вопрос и о смене АБС для розничного бизнеса. Наша старая система “Новая Афина” уже начинала сдерживать его развитие. Мы могли пойти по одному из двух путей: либо разрабатывать ИТ-решение “под себя”, либо выбрать промышленную АБС. Так как разработка индивидуальной системы заняла бы гораздо больше времени, мы остановились на варианте, предложенном “ФОРС-БС”. Не последнюю роль при этом играло наличие у компании портфеля успешных проектов в банках с иностранным участием”.

Реализация проекта заняла около года; в течение этого времени в новую систему была полностью переведена историческая база данных объемом свыше 5,5 Тб, а также 1,5 млрд. записей по операциям, 6 млн. клиентских досье и сотни кредитных и карточных продуктов. Для решения этой непростой задачи потребовалось оптимизировать программные коды подготовки миграционных данных, выделить отдельные серверные ресурсы, а механизм выгрузки был полностью автоматизирован и разделен на несколько десятков потоков.

Самой сложной проблемой здесь, по словам Вадима Мамаева, стало обеспечение непрерывности процесса обслуживания клиентов и работы бизнес-подразделений ОТП Банка. Усилиями специалистов банка и “ФОРС-БС” была разработана схема параллельной работы двух систем — АБС “Новая Афина” и АБС “Ва-Банк XL” — в зеркальном режиме.

В ходе проекта система “Ва-Банк XL” была интегрирована с более чем десятью разнородных программных комплексов, среди которых АБС “Ва-Банк+” (ядро расчетно-кассового обслуживания и корпоративный бэк-офис), розничный фронт-офис на базе CRM Oracle Siebel (версии 6 и 8), фронт-офис пластиковых карточек (UCS и Transmaster компании Tieto Enator), корпоративная система документооборота Lotus Notes, корпоративное хранилище данных на базе продуктов Oracle и SAS.

В результате внедрения системы “Ва-Банк XL” был достигнут четырехкратный запас производительности, позволяющий ОТП Банку обслуживать до 10 млн. клиентов. При этом благодаря тому, что целый ряд операций по работе с клиентами теперь проводится в онлайновом режиме, значительно повысилось качество их обслуживания. Увеличилась и быстрота запуска новых банковских продуктов, которая к сегодняшнему дню составляет не более двух дней. Кроме того, снизилась нагрузка на контакт-центр и появилась возможность использовать его преимущественно в целях дистанционных продаж. И наконец, благодаря новой АБС сократилось время закрытия операционных периодов. Теперь процедура закрытия месяца (а это предполагает подготовку порядка 2,5 млн. документов) занимает не более шести часов.

Все эти результаты, по утверждению представителей “ФОРС-БС”, были достигнуты благодаря особенностям системы “Ва-Банк XL”, в которой бэк-офисные функции отделены от фронт-офисных. Система в состоянии поддерживать не только большое количество филиалов, но и разные финансовые институты (то есть в единой базе можно разместить данные сразу нескольких институтов, объединенных в одну бизнес-группу). Учет в системе может вестись параллельно по нескольким стандартам, и с ней могут быть интегрированы разнообразные внешние компоненты, что особенно важно для транснациональных финансовых структур.

Как считают в “ФОРС-БС”, главной особенностью проекта стали огромные объемы данных и обилие интегрируемых программных компонентов. “При объемах в миллионы договоров никакие традиционные подходы к миграции не работают, — рассказывает заместитель генерального директора компании Геннадий Заманский. — Количество рассогласований в выгружаемых данных в любом случае измеряется тысячами. А это означает, что ничто не может быть исправлено вручную. Источники всех рассогласований должны быть выявлены и соответствующим образом учтены в миграционных скриптах. При этом сама процедура любого тестового прогона миграционных скриптов идет часами. В результате сам переход может быть осуществлён только в период протяженного перерыва в работе. В нашем случае таким перерывом стали новогодние праздники в январе 2009-го”.

Другая особенность проекта, по мнению представителей “ФОРС-БС”, — это отход от позиции, подразумевающей внедрение единой монолитной системы, все компоненты которой приобретаются у одного поставщика. Такой подход был очень популярен несколько лет назад, но сегодня ему на смену приходит компонентный подход, когда для каждой задачи выбирается лучшее решение в своем классе и эти решения затем интегрируются. Подобным образом в данном проекте в единый комплекс было объединено свыше десятка разных систем.

И еще одна особенность — реализация популярной сегодня на Западе концепции straight-through processing. Она подразумевает сквозную обработку операций практически без участия персонала. Поэтому перед ИТ-службой стоит задача обеспечить такой режим, чтобы любая операция могла переходить из фронт-офиса в бэк-офис и там подвергаться автоматической обработке. “При наличии нескольких систем это очень непростая задача. И она становится еще сложнее при переходе в онлайн. Здесь все бизнес-процессы должны быть очень четко организованы. Именно поэтому внедрение таких решений более успешно проходит в банках с иностранным участием капитала, поскольку их деятельность четко структурирована”, — подчеркнул Геннадий Заманский.

Чтобы выполнить проект в намеченные сроки и свести к минимуму его риски, была необходима, по словам Вадима Мамаева, четкая и слаженная совместная работа всех подразделений ОТП Банка и компании “ФОРС-БС”. Общее руководство работами осуществляла ИТ-дирекция банка, специалисты которой сформировали технические требования к системе, спроектировали и построили серверную платформу, а также создали механизмы проверки полноты и корректности миграционных данных. “Реализация данного проекта показала нам, что сделать можно всё, но успех в равной мере зависит от изначальных характеристик предлагаемого решения и от эффективности менеджмента, который должен понимать сравнительную приоритетность задач, обеспечивать расстановку ресурсов, налаживать взаимоотношения с заказчиком, постоянно вести поиск компромиссов”, — считает Геннадий Заманский.

Говоря о планах на будущее, Вадим Мамаев отметил, что в ближайшее время в рамках проекта планируется усовершенствовать характеристики выпускаемых банком кредитных карт — внедрить льготный период кредитования, добавить опции страхования жизни. Еще одно намечаемое нововведение — реализация интернет-банкинга, который позволит клиентам управлять своими счетами в онлайновом режиме и обеспечит мгновенное зачисление денег на их счета из платежных терминалов.

Отдельно следует отметить, что сегодня розничный и корпоративный бизнес ОТП Банка реализован на сходных платформах (АБС “Ва-Банк XL” и АБС “Ва-Банк+” соответственно); в перспективе это позволит построить единый бэк-офис для всех направлений бизнеса банка.


Новости ОТП

Покупательская активность во 2-м квартале

В период пандемии ОТП Банк уже замерял предпочтения клиентов и изменение потребительской активности в категориях товаров и услуг. Анализ покупок по кредитным картам показал резкое снижение спроса, по всем категориям, кроме Супермаркеты, Аптеки, Образовательные услуги и Товары для животных. В 1 квартале 2020 года, по карточным транзакциям был зафиксирован ощутимый рост в таких категориях, как Образовательные услуги (+101%), Аренда Авто (+81%), Сувениры (+60%) и Фаст Фуд (45%), в сравнении с 1 кварталом 2019 года. Во 2 квартале наблюдается совершенно другая картина потребления. По карточным транзакциям можно выделить увеличение спроса в таких категориях, как Членские взносы (+37%), внутри данной категории лидерами являются Автомобильные ассоциации, Благотворительные и общественные организации и Гражданские и социальные ассоциации. На втором месте, во 2-ом квартале, идет Музыка (+11%), динамика спроса на Образовательные услуги сократилась до +1%, относительно 2 квартала 2019 года. В сегменте POS-кредитования в 1 квартале 2020 увеличился спрос на Бытовую технику, Моб.телефоны, Компьютеры/ноутбуки, связано это с колебаниями валютного курса. Теплая зима снизила спрос в категории Меха в 2 раза, относительно 2019 года. Под влиянием карантинных мер продажи существенно снизились, но тем не менее все еще можно отметить сезонный рост потребительского интереса к таким категориям товаров, как Мототехника/автозапчасти. Продажи в категории Билеты и туры - исчезли, но доля продаж в категориях Бытовая техника и электроника (в динамике +5% против 2-го кв. 2019) и Компьютеры и ноутбуки (увеличение спроса в 2 раза) возросла, в том числе благодаря переходу на работу и учебу из дома. В 3-м квартале 2020 года ожидается увеличение спроса в категории Билеты и туры. Если в 1 квартале наблюдался рост покупательской активности +15% к показателям 2019 года, то во втором квартале покупательская активность клиентов снизилась -30%, относительно 2-го квартала 2019 года. После выхода из самоизоляции и отмены ограничительных режимов, ожидается увеличение объемов покупок. В целом объемы по транзакциям за 1 полугодие 2020г. показали снижение -10% относительно 2019 года.

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Контакты для СМИ