Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

РБК-Недвижимость: «АИЖК станет российским аналогом Fannie Mae?»

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию начнет выпуск ипотечных ценных бумаг до конца этого года. Спустя 10 лет после создания, АИЖК получило реальный шанс оправдать возложенную на него задачу — завести постоянный механизм рефинансирования ипотеки, обеспечив тем самым снижение ставок по кредитам. Кроме того, привлекая государственные гарантии АИЖК способно стать первым и самым крупным оператором на вторичном ипотечном рынке. В результате чего, занять свободную нишу на рынке, поставив рыночными методами государственные гарантии на службу ипотечной индустрии.

В свое время обязанности АИЖК, 100% акций которого принадлежат государству в лице Минимущества, были определены государственной концепцией развития ипотеки. Предполагалось, что за счет средств уставного капитала АИЖК будет выкупать у банков-кредиторов закладные, формировать первичные ипотечные активы, заниматься выпуском и размещением ипотечных ценных бумаг на рынке. Средства, полученные от продажи ипотечных ценных бумаг, направлять на выдачу новых кредитов, и за счет оборота снижать процентные ставки. Отметив 10-летие своего существования, АИЖК в настоящий момент только скупает у региональных банков ипотечные кредиты и рефинасирует их, выпуская на рынок собственные облигации. Гарантом их надежности служит государство. Все выданные и приобретенные АИЖК кредиты «висят» на балансе агентства. Для выпуска ипотечных ценных бумаг АИЖК планирует привлекать специальные финансовые структуры. Подобного рода сложная система рефинансирования ипотеки довольно широко распространена и успешно работает на Западе.

К примеру, в США крупнейший оператор на рынке вторичной недвижимости Fannie Mae до сих пор находится под патронажем государства и в качестве бонуса имеет ряд существенных налоговых послаблений. Компания была создана еще в тридцатые годы прошлого века как госагентство, а впоследствии выкуплена частными инвесторами. Необходимость создания Fannie Mae в свое время была продиктована, с одной стороны, появлением американского нацпроекта «свой дом каждой семье», а с другой — неспособностью и нежеланием частных банков гарантировать единые стандарты ипотеки по всей стране. Свою первичную задачу компания выполняет и сегодня: Fannie Mae скупает у банков портфели ипотечных кредитов и выпускает под них ипотечные ценные бумаги. В США Fannie Mae имеет максимальный кредитный рейтинг, поэтому компания способна размещать бумаги на гораздо более выгодных условиях, нежели сами банки. В результате американские банки постоянно получают необходимые финансовые ресурсы для кредитования большего числа заемщиков и снижения процентных ставок. Покупая ценные бумаги, выпущенные агентством Fannie Mae, инвестор автоматически берет на себя риски по ним. Теоретически АИЖК могло бы стать своего рода аналогом Fannie Mae в России, однако, как отмечают опрошенные «РБК-Недвижимость» эксперты рынка, этот вопрос останется открытым до тех пор, пока не станет не понятно, в каком качестве государство желает видеть АИЖК: серьезным игроком ипотечного рынка или проводника нацпроектов для отдельных категорий граждан.

Пилотный выпуск ипотечных ценных бумаг от АИЖК будет обеспечен рублевыми кредитам: госагентство работает только с национальной валютой, а выпускаемые компанией ипотечные ценные бумаги планируется размещать на российской бирже. «Сейчас одно из ведущих мировых агентств проводит рейтиногование бумаг. Мы планируем, что эта процедура будет завершена в самое ближайшее время», — уточнила директор департамента коммуникаций АИЖК Анна Ярцева.

К пионерским новациям АИЖК игроки ипотечного рынка отнеслись с настороженным интересом. «На начальном этапе развития рынка любой положительный опыт полезен», — дипломатично отметил начальник управления ипотечных продуктов Росбанка Янис Канестри. Более категоричны в суждениях представители Внешторгбанка 24. «Безусловно, факт эмиссии будет использоваться АИЖК как значимый информационный повод, что абсолютно оправданно — ведь выпуск ипотечных ценных бумаг на сегодняшний день является одной из наиболее конъюнктурных тем. Однако, на мой взгляд, никакого влияния, которое можно будет оценить как заметное, на рынок данное событие не окажет», — полагает начальник управления разработки кредитных продуктов и партнерских программ департамента ипотечного кредитования «ВТБ-24» Мария Серова. Иного мнения придерживается начальник отдела методологии и развития «КИТ Финанс Инвестиционный банк» Антон Карелин: «Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что инициатива АИЖК позитивно скажется на всем рынке, поскольку позволит создать полноценный рынок рефинансирвоания ипотечных кредитов. А это в свою очередь повлияет на объемы выдаваемых кредитов коммерческими банками». По его словам, этого события все участники рынка ждут уже давно и с большим нетерпением.

Несмотря на то, что закон «Об ипотечных ценных бумагах» был принят Госдумой еще в 2003 году, банки не торопились с их выпуском. Мешали как законодательные недоработки, так и отсутствие достаточного объема кредитных портфелей. Лето-2006 принесло банкирам приятные вести: президент Путин подписал изменения в закон «Об ипотечных ценных бумагах», а ударные темпы роста объемов ипотечного кредитования, позволили банкам существенно нарастить свои ипотечные портфели.

По мнению заместителя председателя правления Инвестсбербанка Евгения Егорова, примеру АИЖК все всякого сомнения в обозримом будущем последует большинство российских банков. «Полагаю, что среди покупателей ипотечных ценных бумаг АИЖК порядка 80% составят банки как российские, так и иностранные, действующие в России через своих „дочек“. Оставшиеся 20% приобретут фонды и финансовые компании», — заключает Егоров. Социально-политическая значимость проекта позволяет предположить, что вопрос с потенциальными покупателями ипотечных ценных бумаг АИЖК уже проработан. «Думаю, что на момент выпуска покупатели уже будут известны», — добавляет Янис Канестри.

Новости ОТП

Покупательская активность во 2-м квартале

В период пандемии ОТП Банк уже замерял предпочтения клиентов и изменение потребительской активности в категориях товаров и услуг. Анализ покупок по кредитным картам показал резкое снижение спроса, по всем категориям, кроме Супермаркеты, Аптеки, Образовательные услуги и Товары для животных. В 1 квартале 2020 года, по карточным транзакциям был зафиксирован ощутимый рост в таких категориях, как Образовательные услуги (+101%), Аренда Авто (+81%), Сувениры (+60%) и Фаст Фуд (45%), в сравнении с 1 кварталом 2019 года. Во 2 квартале наблюдается совершенно другая картина потребления. По карточным транзакциям можно выделить увеличение спроса в таких категориях, как Членские взносы (+37%), внутри данной категории лидерами являются Автомобильные ассоциации, Благотворительные и общественные организации и Гражданские и социальные ассоциации. На втором месте, во 2-ом квартале, идет Музыка (+11%), динамика спроса на Образовательные услуги сократилась до +1%, относительно 2 квартала 2019 года. В сегменте POS-кредитования в 1 квартале 2020 увеличился спрос на Бытовую технику, Моб.телефоны, Компьютеры/ноутбуки, связано это с колебаниями валютного курса. Теплая зима снизила спрос в категории Меха в 2 раза, относительно 2019 года. Под влиянием карантинных мер продажи существенно снизились, но тем не менее все еще можно отметить сезонный рост потребительского интереса к таким категориям товаров, как Мототехника/автозапчасти. Продажи в категории Билеты и туры - исчезли, но доля продаж в категориях Бытовая техника и электроника (в динамике +5% против 2-го кв. 2019) и Компьютеры и ноутбуки (увеличение спроса в 2 раза) возросла, в том числе благодаря переходу на работу и учебу из дома. В 3-м квартале 2020 года ожидается увеличение спроса в категории Билеты и туры. Если в 1 квартале наблюдался рост покупательской активности +15% к показателям 2019 года, то во втором квартале покупательская активность клиентов снизилась -30%, относительно 2-го квартала 2019 года. После выхода из самоизоляции и отмены ограничительных режимов, ожидается увеличение объемов покупок. В целом объемы по транзакциям за 1 полугодие 2020г. показали снижение -10% относительно 2019 года.

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Контакты для СМИ