Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Коммерсант-Деньги: «Проценты против центов»

Пиетет россиян по отношению к иностранной валюте на прошлой неделе подвергся серьезному испытанию. Крупнейший банк страны — Сбербанк России — впервые в отечественной истории установил ставки по валютным кредитам выше, чем по рублевым. Этим он показал, что не верит в рост курса доллара к рублю. Захочет ли, а главное, сможет ли банковское сообщество поддержать Сбербанк в его походе против валюты — вопрос, на который пока нет ответа даже у самих банкиров.

На прошлой неделе впервые в российской истории ставки по потребительским кредитам в валюте превысили ставки по аналогичным кредитам в рублях. В царской России это историческое событие было бы невозможно, поскольку из-за сильного рубля и соответствующей политики государства иностранная валюта хождения в стране не имела, а значит, не было и валютных кредитов. В СССР таких кредитов для граждан также, как известно, не существовало. И только в Российской Федерации благодаря денежным реформам, гиперинфляции и постоянной девальвации рубля доллар стал резервной валютой не только для Банка России, но и для простых граждан. В результате зарплаты многих россиян были номинированы в долларах, в них же граждане хранили и свои сбережения, причем вовсе не обязательно доверяя их банкам. Тогда же и сложилась практика, по которой ставки по вкладам и кредитам в валюте были заметно ниже, чем в рублях: все компенсировало постоянное обесценивание национальной валюты.

И естественно, что, когда ситуация развернулась на 180 градусов, изменение процентной политики банков стало вполне ожидаемой мерой. В первую очередь банки стали корректировать процентные ставки по вкладам таким образом, чтобы разница между валютными и рублевыми депозитами была минимальной. В результате, например, в Сбербанке эта разница по целому ряду вкладов не превышает 1%. При этом стоит заметить, что Сбербанк играет на рынке вкладов особую роль: прочие банки не скрывают, что при определении процентов по депозитам ориентируются на Сбербанк даже в большей степени, чем на ставку рефинансирования ЦБ. 

И вот теперь именно Сбербанк выступил инициатором радикального пересмотра кредитных ставок. С прошлого понедельника ставки по его потребительским кредитам в валюте стали выше ставок по потребкредитам в рублях. Для этого банк почти в полтора раза поднял ставки по валютным кредитам (с 11 до 15,5-17,5% годовых), снизив ставки по рублевым всего на 1-2% (с 16-19 до 15-17% годовых). Казалось бы, вот оно, очевидное начало новой тенденции на рынке потребительского кредитования: крупнейший игрок меняет правила игры. Тем более что в пресс-релизе, посвященном этому событию, Сбербанк ссылается на общие для всей банковской системы причины: «учитывая текущие макроэкономические условия, характеризующиеся снижением инфляции, стабильностью национальной валюты по отношению к ведущим мировым валютам, переходом к свободной конвертируемости рубля».

Однако в этом случае все далеко не однозначно. Действительно, в абсолютных величинах и по доле рынка потребительского кредитования Сбербанк вне конкуренции. Но при этом он далеко не самый агрессивный игрок и не он постоянно выходит на рынок с новыми предложениями, формируя на нем конкурентную среду. Кроме того (и это, пожалуй, наиболее важный момент), максимального значения доллар достиг еще 1 января 2003 года (31,88 руб./$) и с тех пор планомерно снижался, опустившись 11 августа до своего минимума (26,67 руб./$). Возникает естественный вопрос: чего же Сбербанк России ждал три с половиной года?

Можно предположить, что Сбербанк, будучи очень большой структурой, медленно реагирует на изменение ситуации. Но тогда почему же его не опередили другие, более мобильные банки, активно развивающие потребкредитование? Ведь при падающем долларе (в среднем на 4,7% в год) валютные кредиты должны, казалось бы, быть невыгодны или как минимум менее выгодны, чем рублевые…

А дело в том, что если банк привлекает средства в долларах и размещает их в той же валюте, то его может совершенно не волновать поведение этой валюты относительно других: он все равно получает свой процент.

И судя по всему, решение Сбербанка о снижении процентов по кредитам в рублях и повышении ставок по кредитам в валюте связано исключительно с изменением внутренней структуры его пассивов, а не с рыночной тенденцией. Другими словами, спрос на дешевые валютные кредиты начал превышать поступающие в банк средства в иностранной валюте. А покупать валюту на рынке, чтобы за счет этого выдавать валютные потребительские кредиты, в банке, видимо, сочли невыгодным.

А это значит, что демарш Сбербанка вовсе не обозначил какую-то новую и сильную тенденцию на рынке потребительского кредитования. Ведь у каждого банка собственная уникальная ситуация в части привлечения пассивов. «Сбербанк повысил ставки по валютным кредитам, исходя из собственной стратегии, а это не совсем то же самое, что ситуация на банковском рынке в целом,- уверена аналитик Альфа-банка Наталья Орлова.- Честно говоря, у меня ощущение такое, что они принимали это решение потому, что у банка была такая ситуация, когда для ограничения спроса на валютные кредиты абсолютно естественным стало повышение ставки. Повышение Сбербанком ставки по валютным кредитам не говорит о том, что их могут повысить другие банки. Если у вас есть банк, который привлекает доллары, и у него есть валюта, нет никаких проблем, чтобы выдавать валютные кредиты, и, если банк готов взять на себя валютные риски (пусть он привлекает рубли, но готов выдавать валюту), совершенно не факт, что за Сбербанком кто-то последует».

Действительно, у ряда банков эффективная ставка по потребительским кредитам столь высока, что они могут и при падающем долларе оставаться в плюсе. При этом стоит отметить, что сейчас наибольшую активность на российском рынке потребкредитования проявляют «дочки» крупных иностранных банков. А им не составит ни малейшего труда сохранить ставки по валютным кредитам на низком уровне, ведь они в любой момент могут получить необходимое количество дешевой валюты. «Доллар в России очень дорого обходится, то есть дешевые кредиты могут себе позволить только ’дочки’ нерезидентов,- считает начальник управления денежных рынков банка ’Союз’ Александр Спиридонов.- Остальные, по сути, борются за этот рынок. И каждый банк позиционирует себя в какой-то определенной нише. А в каждой этой нише есть круг банков-конкурентов. Сбербанк несколько над всеми стоит, мало кто себя с ним сравнивает. Поэтому банки будут ориентироваться именно на своих конкурентов и смотреть, какие шаги станут предпринимать они. И если банки уровня двадцатки, тридцатки начнут повышать ставки, то, наверное, процесс тронется. Но я думаю, что в ближайшее время вряд ли что-то произойдет».

Другое дело, что, ориентируясь на Сбербанк, банки могут начать повышение ставок по валютным кредитам, «чтобы не отстать от рынка». Но при этом они вполне могут «забыть» о снижении ставок по рублевым кредитам. Однако и это вряд ли примет массовый характер, поскольку большинство банков из числа активно работающих с потребительскими кредитами скорее постараются использовать возможность увеличить свою долю на рынке, а не получаемую с него маржу.

Таким образом, из демарша Сбербанка следует только то, что у него либо проблемы с привлечением валюты, либо он нашел для нее куда лучшее применение, чем потребкредитование. Для потенциальных же заемщиков, по сути, ничего не изменилось, поскольку на рынке немало банков, готовых предоставить валютный кредит по ставкам ниже установленных Сбербанком. А размеры и репутация банка важны лишь в том случае, когда доверяешь ему деньги. Когда же их берешь, главное — условия выдачи кредита.

Что теперь будет со ставками?

Константин Богомазов, первый заместитель председателя правления Инвестсбербанка: — Экономическая причина действий Сбербанка проста: сейчас на финансовых рынках доллары стоят дороже, чем рубли, поэтому логично, что кредитовать надо как минимум по тем же самым ставкам. Связано это с постепенным падением курса доллара относительно рубля и евро. Можно сделать предположение и по поводу политических причин: доллар становится все менее модным, употреблять это слово даже запрещают официальным лицам.

Что же касается остальных банков, то сначала все постараются прощупать рынок, понять тренд, поскольку любые резкие решения могут привести к потере какой-то части клиентской базы. Но тенденция выравнивания ставок по рублям и по валюте — как по кредитам, так и по депозитам — наблюдается абсолютно определенно. И то, что крупнейший российский банк такой шаг сделал, в том числе сподвигнет банки быстрее уравнять эти ставки. Я думаю, что банки будут и дальше выравнивать ставки и по депозитам физлиц, и по кредитам физлиц.

Новости ОТП

Покупательская активность во 2-м квартале

В период пандемии ОТП Банк уже замерял предпочтения клиентов и изменение потребительской активности в категориях товаров и услуг. Анализ покупок по кредитным картам показал резкое снижение спроса, по всем категориям, кроме Супермаркеты, Аптеки, Образовательные услуги и Товары для животных. В 1 квартале 2020 года, по карточным транзакциям был зафиксирован ощутимый рост в таких категориях, как Образовательные услуги (+101%), Аренда Авто (+81%), Сувениры (+60%) и Фаст Фуд (45%), в сравнении с 1 кварталом 2019 года. Во 2 квартале наблюдается совершенно другая картина потребления. По карточным транзакциям можно выделить увеличение спроса в таких категориях, как Членские взносы (+37%), внутри данной категории лидерами являются Автомобильные ассоциации, Благотворительные и общественные организации и Гражданские и социальные ассоциации. На втором месте, во 2-ом квартале, идет Музыка (+11%), динамика спроса на Образовательные услуги сократилась до +1%, относительно 2 квартала 2019 года. В сегменте POS-кредитования в 1 квартале 2020 увеличился спрос на Бытовую технику, Моб.телефоны, Компьютеры/ноутбуки, связано это с колебаниями валютного курса. Теплая зима снизила спрос в категории Меха в 2 раза, относительно 2019 года. Под влиянием карантинных мер продажи существенно снизились, но тем не менее все еще можно отметить сезонный рост потребительского интереса к таким категориям товаров, как Мототехника/автозапчасти. Продажи в категории Билеты и туры - исчезли, но доля продаж в категориях Бытовая техника и электроника (в динамике +5% против 2-го кв. 2019) и Компьютеры и ноутбуки (увеличение спроса в 2 раза) возросла, в том числе благодаря переходу на работу и учебу из дома. В 3-м квартале 2020 года ожидается увеличение спроса в категории Билеты и туры. Если в 1 квартале наблюдался рост покупательской активности +15% к показателям 2019 года, то во втором квартале покупательская активность клиентов снизилась -30%, относительно 2-го квартала 2019 года. После выхода из самоизоляции и отмены ограничительных режимов, ожидается увеличение объемов покупок. В целом объемы по транзакциям за 1 полугодие 2020г. показали снижение -10% относительно 2019 года.

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Контакты для СМИ