Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Коммерсантъ-Банк: «Дают — бери»

Покупать в кредит стало выгодно

Из $40 млрд кредитов, выданных российскими банками физическим лицам в прошлом году, почти 80% приходится на беззалоговые кредиты. И самые популярные — кредиты в магазинах. Их, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), оформляет 59% россиян, взявших кредит, а в офисах банков кредит берут лишь 38%. Однако эксперты полагают, что в скором времени кредиты в магазинах будут вытеснены пластиковыми картами с возобновляемым кредитным лимитом.

Сейчас уже подзабылось, что рынок потребительского кредитования — один из самых молодых в России: он появился в начале 2002 года. В 2004-м начали говорить о том, что грядет бум потребкредитования. Если бумом можно называть удвоение объемов потребительского кредитования, то он произошел. По данным Центробанка, к началу 2005 года объем потребительских кредитов составил 618,9 млрд руб., а уже через год он вырос до 1,2 трлн руб. (около $40 млрд). Если учесть, что доля ипотечных кредитов в этом объеме составляет, по оценкам банкиров, около $3 млрд, а доля автокредитов — чуть больше $5 млрд, то $30 млрд с лишним приходится на беззалоговые кредиты. «Это кредиты в магазинах, кредиты на неотложные нужды в банках, экспресс-кредиты наличными и кредитные карты»,- объясняет генеральный директор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников.

По количеству явно лидируют кредиты в точках продаж. К ним, по данным исследования общественного мнения, проведенного ВЦИОМом, прибегают 59% берущих кредиты. 43% покупателей приобретают в кредит аудио-, видео- и бытовую технику, 13% покупают мебель, 6% — компьютеры и комплектующие. По словам старшего вице-президента банка «Русский стандарт» Георгия Горшкова, на кредиты в магазинах в прошлом году приходилось $4,9 млрд, или 12,5% рынка, «по сравнению с 2004 годом рынок вырос более чем в два раза (с $2,2 млрд)». Но, по его прогнозам, рост замедлится и уже в этом году не превысит 20%, а с 2008-2009 годов будет составлять меньше 10% в год.

«Доля отдельных банков на этом рынке может снижаться,- говорит вице-президент Инвестсбербанка Георгий Чесаков,- но из-за возрастающей конкуренции количество выданных в магазинах кредитов только увеличивается». Люди берут кредиты в магазинах, несмотря на то что по отдельным программам эффективная ставка, по оценкам банкиров, может доходить до 60% годовых в рублях. Дело в том, что магазины заинтересованы в увеличении объемов продаж, им не важно, насколько надежен заемщик. «Торговые сети предъявляют требования к банкам, чтобы процент отказов не превышал 10-15% от обратившихся»,- рассказывает директор департамента продаж розничных банковских продуктов банка «Абсолют» Эмиль Юсупов. Поэтому, по его прогнозам, ставки на этом рынке будут снижаться медленно.

Начальник департамента розничного бизнеса банка «Зенит» Алексей Розоренов считает, что банки зарабатывают на эмоциях клиентов. Ставки высоки не только из-за риска невозврата, но и потому, что «банки играют на эмоциях граждан: цена на моментальное исполнение прихоти выше, чем на обдуманное решение». Правда, начальник управления по работе с торговыми сетями Банка Москвы Олег Вялухин утверждает, что доля «дорогих» кредитов не превышает 15%: «В основном люди пользуются специальными предложениями, например беспроцентными программами, по которым переплата составляет 0%».

К разряду «прихотей» относится и относительно новый вид кредитования — экспресс-кредитование наличными. По мнению банкиров, это самый рисковый из потребительских кредитов, потому что «не обеспечен ничем, даже купленной вещью». Поэтому и тут суммы кредита небольшие, 30-100 тыс. руб., а эффективные ставки не ниже, чем по кредитам в магазинах. По словам заместителя департамента розничного кредитования Промсвязьбанка Маргариты Кондиди, спрос на эту услугу довольно большой: «Людям не всегда нужны товары, иногда нужны деньги на решение срочных вопросов — на лечение или крупные покупки на рынке, ремонт».

По мнению госпожи Кондиди, кредиты, выданные наличными, в объеме занимают больше, чем кредиты, выданные на покупки, «притом доминируют кредиты на неотложные нужды, а не экспресс-кредиты, ведь суммы по ним больше». По оценкам национального банка «Траст», доля кредитов на неотложные нужды составила в прошлом году 57,6%, или более $23 млрд. Но спрос на эти кредиты, по данным ВЦИОМа, меньше. Исследование показало, что 14% берущих кредит берет его на неотложные нужды. «Портрет тех, кто берет кредит на неотложные нужды, несколько иной, чем тех, кто берет деньги на покупку техники»,- говорит Георгий Чесаков из Инвестсбербанка. Это, как правило, люди с большим доходом и, соответственно, большими тратами, и они более тщательно планируют свой бюджет. Из-за того что решения по кредиту на неотложные нужды принимаются банком за два-пять дней и есть возможность проверить заемщика, стоит этот кредит дешевле — в среднем 16% в рублях и 13% в валюте. Да и суммы тут больше. Например, Сбербанк дает до $25 тыс., а Ситибанк — до 750 тыс. руб. Но это скорее исключения: у большинства банков такой кредит ограничивается $10-12 тыс. или рублевым эквивалентом этой суммы. «Эти кредиты сейчас замещают многие целевые: их используют для покупки автомобилей или если не хватает на квартиру или на ремонт»,- отмечает Маргарита Кондиди.

Банкиры сходятся в том, что более дешевые кредиты на неотложные нужды будут сохранять свою долю рынка. А вот кредиты на покупки в магазинах постепенно будут вытеснены кредитными картами с возобновляемым лимитом. «Процесс уже пошел,- полагает Эмиль Юсупов,- банки-лидеры предложили хорошим заемщикам кредитные карты. Замещение ими значительной доли кредитов в точках продаж произойдет через несколько лет». «Открытая кредитная линия — это удобно для клиента,- соглашается Алексей Розоренов,- не нужно будет получать одобрение по несколько раз: после возврата кредита он вновь доступен». По оценкам банкиров, средняя эффективная ставка по картам с беспроцентным периодом кредитования составляет 22-25% в рублях и 17-19% в валюте, а массовое замещение произойдет через три-пять лет. Однако Георгий Горшков из «Русского стандарта» указывает на то, что до 30% портфеля западных банков, занимающихся кредитованием физических лиц, составляют кредиты, выданные в точках продаж. У отечественных банков-лидеров этого рынка тот же показатель колеблется от 50 до 80%. «Полного вытеснения кредитов в магазинах не произойдет»,- утверждает Георгий Горшков. Он уверен, что рост потребления позволит сохранить объемы кредитования в точках продаж.

Новости ОТП

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности ОТП Банка на уровне ruА со стабильным прогнозом.

Агентство отмечает сильные конкурентные позиции Банка в сегменте беззалогового кредитовании физических лиц. Банк также занимает 7-е место среди российских банков по объему портфеля кредитных карт. В то же время стратегия банка подразумевает дальнейшую диверсификацию бизнеса за счет развития кредитования МСБ и автокредитования, дальнейшее совершенствование уровня диджитализации клиентских сервисов, а также запуск в 2019 году agile-трансформации, которая позволит усовершенствовать внутренние процессы банка и повысить эффективность деятельности. Отдельно рейтинговое агентство отмечает высокое качество корпоративного управления, базирующееся на опыте международной банковской группы. Агентство подчеркивает высокую значимость ОТП Банка для материнской структуры, OTP Bank Plc.: по итогам 2019 года по МСФО доля банка в активах Группы составляла порядка 5%, при этом на банк приходилось свыше 6% кредитного портфеля группы и около 7% чистой прибыли. Банк обладает значительным запасом ликвидности, а также, в случае любой кризисной ситуации на рынке, может использовать доступ к значительному пулу свободной ликвидности материнской компании. В качестве позитивных факторов агентство отмечает невысокую стоимость фондирования банка (4,7% за 1 квартал 2020 года), а также высокую оборачиваемость кредитного портфеля (в среднем 11% в месяц за период с мая 2019 по май 2020), что позволяет быстро аккумулировать ликвидность в случае необходимости. Показатели достаточности капитала банка находятся на высоком уровне: показатель Н1.0 по состоянию на 01 мая 2020 года составлял 13,9%, показатели Н1.1 и Н1.2 – 11,5%. По мнению агентства, несмотря на ожидающееся снижение потребительского спроса вследствие снижения доходов населения, банку удастся сохранить конкурентные позиции в ключевых сегментах его присутствия.

Контакты для СМИ