ИНТЕРФАКС-АФИ: «Банки еще могут значительно снизить ставки по розничным кредитам»
Российские банки еще могут значительно снизить ставки по розничным кредитам, полагают аналитики и банкиры, опрошенные агентством «Интерфакс-АФИ».
«Жирок» еще очень велик
Среди факторов, которые могут способствовать понижению ставок по кредитам, аналитики называют недостаточный уровень развития рынка и конкуренции на нем. «Потенциал для снижения ставок сейчас очень большой, поскольку конкуренция еще не так велика, — отмечает ведущий экономист инвестиционного банка „Траст“ Евгений Надоршин. — Пока еще „жирок“ у банков очень велик». Сейчас, по оценке аналитика, на крупные торговые сети приходится в общей сложности меньше половины общего оборота розничной торговли, а именно они обеспечивают основной объем выдачи кредитов. Еще сильнее это проявляется, по мнению Е.Надоршина, в регионах, где рынок зачастую контролируют 2-3 банка.
Заместитель председателя правления Абсолют банка Олег Дмитриенко считает важным моментом для снижения ставок выход на рынок иностранных банков с дешевыми финансовыми ресурсами, а также макроэкономическую стабилизацию.
Но, пожалуй, еще более важной предпосылкой для снижения ставок в потребительском кредитовании — том сегменте рынка, где ставки сейчас выше всего и порой превышают 50% годовых, — эксперты считают переход на кредитные карты. «Основная конкуренция будет идти со стороны альтернативных продуктов и, прежде всего, кредитных карт», — полагает генеральный директор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. С ним согласен и Е.Надоршин. «Пока что недостаточно развиты кредитные карты, — считает он. — Говорить о конкуренции и высоком уровне развития потребительского кредитования можно будет тогда, когда в кармане у людей будут карточки с лимитом не в одну зарплату, а, скажем, на $10 тыс.».
Экономист Альфа-банка Наталья Орлова допускает снижение ставок по потребительским кредитам (кредитам, предоставляемым в торговых точках) до 30%. По оценке М.Матовникова, ставки по потребительским кредитам могут снизиться с действующих в некоторых банках 55% до 40%. В то же время он считает, что в перспективе «потребительские кредиты — это бизнес нескольких банков, порядка 10, если считать тех, кто успел выйти в регионы».
Что же касается карточных продуктов, то Н.Орлова считает возможным снижение ставок до 13%, а М.Матовников отмечает, что даже в Европе эффективная ставка для кредитных карт составляет около 25%. «Кредитные карты станут наиболее стандартным и массовым способом предоставления кредитов, — добавляет он. — Доля рынка будет в значительной степени определяться общими факторами для карточного бизнеса: наличием зарплатных проектов, сетью банкоматов и допофисов».
Ипотека и автокредиты «умирают»
Что касается других видов розничных кредитов, то снижение процентных ставок по ним будет менее существенным. М.Матовников прогнозирует возможность снижения ставок по рублевой ипотеке до 8,5% в течение двух лет (сейчас ставки Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) по рублевой ипотеке составляют 12-16%, минимальный уровень ставки по валютной ипотеке находится в районе 9,75% — прим. ИФ-АФИ). «Последние заимствования правительства на 30 лет (30-летние ОФЗ серии 46020, доходность — 6,99% годовых — прим. ИФ-АФИ) открывают надежду для АИЖК привлечь средства на сопоставимые сроки и под сравнимый уровень ставок, — полагает аналитик. — Это дает возможность АИЖК, если будет поставлена соответствующая политическая цель, довести к 2008 году уровень ставок до 8,5% в рублях». По его мнению, это «убьет» рублевую ипотеку и превратит ипотеку для коммерческих банков в бизнес, построенный исключительно на комиссионном доходе«. В данных условиях, по мнению эксперта, в данных условиях востребованность валютной ипотеки, предлагаемой сейчас банками, может сократиться, и банкам придется переориентироваться на работу с АИЖК.
Оценивая рынок автокредитования, Н.Орлова считает, что эффективные ставки будут составлять порядка 9%, то есть изменение по сравнению с существующим уровнем будет незначительным. «Постепенно „умирает“ и автокредитование, потому что на рынок уже начали приходить финансовые подразделения крупных западных автопроизводителей (например, Nissan - прим. ИФ-АФИ), кроме того, значительная доля кредитов уже сейчас приходится на небанковские организации», — подчеркивает М.Матовников. В качестве одного из примеров он привел московскую «Компанию розничного кредитования».
Привлечь, чтобы отдать
Основным источником финансирования розничных кредитов, по мнению большинства опрошенных экспертов, являются остатки на счетах клиентов, прежде всего, корпоративных, а также средства, привлеченные на рынке капитала, как российском, так и международном. «Кроме клиентских средств, которые сейчас активно прирастают, особенно средства физлиц, есть еще вексельные программы, облигационные займы, и только вслед за этим — евробонды и западные деньги, поэтому ставка Libor и стоимость западных денег не столь сильно влияют на стоимость фондов российских банков», — отмечает первый заместитель председателя правления Инвестсбербанка Константин Богомазов.
В то же время экономист Альфа-банка Н.Орлова считает, что «схема, по которой привлеченные депозиты физических лиц затем выдаются им же в виде кредитов, у нас пока не очень развита». В подтверждение своих слов она приводит статистику, согласно которой розничные депозиты составляют в России только 12% ВВП, а активы банков — 45%, из которых 24% приходится на кредиты.
В то же время для небольших банков депозиты довольно часто являются важным источником средств для последующего кредитования населения. Так, по словам вице-президента Первого республиканского банка (ПРБ) Вячеслава Бармина, в ПРБ финансирование кредитов происходит за счет средств, привлеченных во вклады. Оценивая последние тенденции в изменении ставок по кредитам, он отметил, что «в последнее время ставки привлечения ресурсов понижаются, а за ними понижаются и ставки размещения ресурсов, причем, я бы сказал, они идут с некоторым лагом, — сначала понижаются ставки привлечения, а через какое-то время — два-три месяца — понижаются ставки размещения». Но эта тенденция, по его оценке, характерна главным образом для кредитов юридическим лицам, по кредитам физическим лицам условия диктует, прежде всего, рынок.
Как удержать маржу
Так или иначе, снижение ставок по потребительским кредитам может привести к снижению маржи банков в этом виде бизнеса. По оценкам участников рынка, минимальная маржа по кредитованию находится в рамках 2-9%. «Негласно признанной является 5%-ная маржа, но каждый банк принимает для себя ту маржу, которую считает возможной», — говорит зампред правления Инвестсбербанка К.Богомазов. «В Первом республиканском банке маржа по кредитным продуктам имеет тенденцию к снижению, причем каждый год она снижается на процентный пункт: два года назад она составляла 7%, в прошлом году — 6%, сейчас она составляет 5%, — заявляет вице-президент банка В.Бармин. — Причем это фактические показатели, рассчитанные с учетом кредитных потерь. Мы считаем, что минимальная маржа составляет 3%, поэтому, учитывая тенденции на рынке, можно предположить, что к такой марже мы придем года через два, то есть запас у нас есть». Уровень маржи, по оценке зампредправления Абсолют банка О.Дмитриенко, дифференцирован в зависимости от продукта, от возможности его рефинансирования и от целого ряда других факторов. «Сегодня она колеблется в диапазоне от 2% до 9%», — добавляет он.
Поддержание маржи на допустимом уровне при снижении ставок кредитов будет являться достаточно непростой задачей для банков, но и здесь существуют определенные запасы прочности. «В условия увеличения ставок одним из способов сохранения маржи является выдача кредитов с привязкой к плавающей ставке», — считает член правления «Райффайзенбанк Австрия» Павел Гурин. Кроме того, по его оценке, на Западе основным источником дохода банков является не процентный доход, а комиссионный (до 40%). «Особенность же российского банковского сектора пока состоит в том, что основным источником является именно доход от процентов, — пояснил П.Гурин. — На мой взгляд, важно, чтобы рынок двигался именно в направлении изменения структуры доходов».
По мнению руководителя блока продуктов для частных клиентов Бинбанка Дениса Сивачева, сейчас существует целый ряд способов, позволяющих банкам, несмотря на рост издержек, поддерживать маржу при розничном кредитовании на достаточно высоком уровне. «Прежде всего, банки при снижении ставок кредитования стараются получить компенсацию от других контрагентов сделки, — отмечает он. — Например, при автокредитовании многие кредитные организации получают агентское вознаграждение от страховой компании, поскольку получить целевой кредит без страхования предмета залога (т.е. автомобиля) практически невозможно».
Д.Сивачев также отметил стремление банков снизить себестоимость
привлекаемых на рынке ресурсов с целью их последующего размещения по
более низким ставкам, но с сохранением маржинального дохода: например,
путем трансформации более дешевых пассивов юридических лиц в активы для
кредитования частных клиентов. По мнению эксперта, немаловажную роль
играет и повышение кросс-продаж, когда заемщику предоставляются
несколько связанных или дополнительных продуктов и услуг, которые
реально могут повысить доходность банка в расчете на одного клиента.
Довольно важным моментом является и оптимизация ценообразования, когда
при снижении процентной ставки по кредиту производится увеличение
размера комиссии. «Это позволяет поддерживать эффективную ставку
кредитования на прежнем уровне или снижать ее понемногу и постепенно», — поясняет Д.Сивачев.