Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Коммерсантъ: «Кредитные бюро не могут сдать историю»

Банки предпочитают услуги служб безопасности

С марта этого года официально начали работать бюро кредитных историй (БКИ). Однако пока, по словам банкиров, базы данных БКИ из-за нехватки информации не пригодны для оценки платежеспособности заемщиков. БКИ пытаются спасти собственный бизнес за счет сотрудничества с небанковскими организациями: по мнению бюро, пополнить базу кредитных историй могут данные о клиентах сотовых операторов, коммунальных служб, магазинов и ломбардов. И хотя БКИ рассчитывают в ближайшее время узнать все о каждом потенциальном заемщике в России, банки пока предпочитают пользоваться услугами собственных служб безопасности, не рассчитывая на эффективное сотрудничество с БКИ.

С 1 марта 2006 года все банки, согласно закону «О кредитных историях», в обязательном порядке должны передавать сведения о своих заемщиках в БКИ. Регулятор этого рынка — ФСФР уже зарегистрировала в реестре 14 БКИ, успевших сформировать и передать в Центральный каталог кредитных историй порядка 1 млн записей о заемщиках. Однако это — менее 1,5% от экономически активного населения России.

Представители банковского сообщества единогласно заявляют, что количество и качество информации, содержащейся в БКИ, пока не удовлетворяет их запросам. Проблему нехватки информации усугубляет то, что чаще всего бюро могут получать сведения от банков лишь по заемщикам, обратившимся за кредитами после подписания банками соглашений с БКИ. Это еще больше снижает интерес банков к их услугам.

В результате БКИ вынуждены искать возможности для расширения собственных баз данных за счет других источников информации. В поле их зрения попали сотовые операторы, лизинговые компании, микрофинансовые организации, ломбарды, сетевые магазины, торгующие в рассрочку, коллекторские агентства, страховщики и даже операторы ЖКХ.

По словам гендиректора «Глобал Пэйментс Кредит Сервисиз» Олега Лагуткина, «после того как БКИ поделят банковских заемщиков, на очереди — сотовые операторы, у которых есть биллинговые системы, позволяющее в оперативном режиме собирать и передавать в БКИ информацию о заемщиках. Следующее реальное направление — микрофинансовые организации, обладающие развитыми IT-системами». По мнению члена совета директоров БКИ «Экспириан-Интерфакс» Владимира Герасимова, наиболее понятными партнерами для БКИ являются сотовые операторы, страховщики, коллекторские агентства. «При этом рынок кредитных историй должен развиваться не только в сторону увеличения источников информации о заемщиках, но даже за счет диверсификации ее видов. Для качественного скоринга заемщика были бы полезны данные о его социальном положении, но это не предусмотрено законом о кредитных историях»,- говорит он. 

Теоретически обмен информацией с небанковскими организациями должен позволить сформировать в БКИ кредитные истории чуть ли не по каждому гражданину России, даже если он никогда не пользовался услугами банков. «Чем больше дополнительных данных о заемщике, тем более обоснованное решение о выдаче кредита сможет принять банк,- считает зампредправления Инвестсбербанка Максим Чернущенко.- Если человек халатно относится к платежам за связь или услуги ЖКХ, ничто не застрахует банк от такого же к себе отношения». Впрочем, жестко отказывать гражданину в кредите на основании, к примеру, небольшой просрочки оплаты услуг ЖКХ банки не будут. По словам Максима Чернущенко, для принятия решения банк будет вносить кредитную историю заемщика в скоринговую систему, которая по заложенному алгоритму оценит его успехи и неудачи в обращении с заемными средствами и в итоге выдаст общий балл. При этом система учтет количество, характер и размер просрочки. По словам главного исполнительного директора по розничному бизнесу ФК «Уралсиб» Олега Ганеева, техническая просрочка не повод для отказа заемщку, но может стать причиной изменения условий кредита. Систематическая же вполне может обернуться отказом.

В то же время банкиры сомневаются в практической возможности получения БКИ кредитных историй от участников небанковского кредитного рынка. Возникающие сложности прежде всего юридические. «По закону заемщик должен дать согласие на передачу сведений о нем в кредитное бюро. Клиент банка под угрозой отказа в выдаче кредита в большинстве случаев согласится. Но клиенты ломбардов или сотовых компаний будут поголовно отказываться, поскольку на них нет рычагов воздействия. Оператор мобильной связи не имеет права отказать в своих услугах. Банк же, наоборот, не обязан выдавать кредиты всем желающим»,- считает руководитель розничного департамента Банка Москвы Роман Воробьев. Наибольшие сложности с передачей данных, по мнению участников рынка, возникнут у операторов ЖКХ из-за отсутствия единой базы плательщиков по стране и письменных договоров с ними.

Более того, расширение информационных возможностей кредитных бюро может обернуться значительными рисками разглашения конфиденциальной информации и ее неправомерного использования. Тем более при отсутствии эффективного госрегулирования БКИ (см. интервью). «Учитывая, что у нас в стране в свободной продаже можно найти базы данных госорганов, клиенты сотовых компаний, ломбардов и сетевых магазинов вряд ли согласятся добровольно передавать информацию о себе кредитным бюро»,- считает Роман Воробьев.

В итоге, по словам банкиров, система кредитных бюро, информация которых станет серьезным фактором снижения рисков невозврата заемных средств, заработает еще не скоро. «Для этого кредитные бюро должны собрать максимально полную информацию о банковских и небанковских кредитных историях заемщиков. А банки за это время изобретут более точные скоринговые модели, в которых эти данные можно будет максимально эффективно использовать»,- говорит Максим Чернущенко. По мнению председателя правления Оргрэс-банка Игоря Когана, «банки начнут активно работать с кредитными бюро, когда у тех накопится критическая масса информации, то есть отчет можно будет получить хотя бы по трем заемщикам из десяти запрошенных. Пока же основная задача кредитных бюро — накопление информации любыми адекватными путями. Когда базы БКИ будут сопоставимы по объему с банковскими, обмен информацией активизируется автоматически».

Пока же при оценке заемщиков банки рассчитывают на собственные силы. «Сейчас банковские службы используют давно наработанные связи друг с другом»,- говорит Игорь Коган. Но делиться такой информацией, даже неофициально, готовы не все банки. Рынок розничного кредитования не настолько развит для того, чтобы участники жертвовали конкурентными преимуществами в виде наработанных баз данных ради снижения рисков всей системы. К тому же, по словам банкиров, присутствие заемщика в стоп-листе банка не всегда означает его неплатежеспособность. Ряд банков таким образом «оберегает» клиентов от повышенного интереса со стороны конкурентов.

Новости ОТП

Настоящий праздник в ОТП: накопительный счет со ставкой до 8% годовых

Настоящий праздник в ОТП: накопительный счет со ставкой до 8% годовых С 1 марта в ОТП Банке действует специальная праздничная акция для всех, у кого на текущий момент нет открытого накопительного счета. ОТП Банк объявляет март и апрель самыми выгодными месяцами для знакомства с накопительными счетами – только в этот период на открытые счета на сумму до 300 000 рублей можно заработать ставку до 8% годовых. Как это работает - в рамках праздничной акции ОТП банк добавляет к базовой ставке в 4% бонус в виде 1,5% для новых клиентов. В дополнение к этой ставке можно получить еще до 2,5% годовых, если открыть дебетовую карту «ОТП Покупки» и использовать ее для оплаты ежедневных потребностей. Бонус в размере 1,5% будет зачислен всем клиентам-участникам акции в мае 2021 года на счета дебетовых карт ОТП Банка. Аналитики ОТП Банка отмечают, что популярность накопительных счетов продолжает расти, ведь это хорошая альтернатива срочным депозитам, поскольку деньги доступны в режиме 24/7, а процентной ставкой, и своим доходом, можно управлять. Только за второе полугодие 2020 года объем открытых накопительных счетов вырос на 20%, а это значит, что каждый пятый клиент ОТП Банка выбрал именно такой способ накопления и сохранения средств. Специалисты ОТП рассчитывают, что такая динамика сохранится и в этом году Подробнее ознакомиться с условиями акции можно на сайте Банка.

ОТП Банк: количество переводов через СБП выросло в 2 раза

ОТП Банк: количество переводов через СБП выросло в 2 раза Аналитики ОТП Банка изучили динамику переводов по номеру телефона через Систему Быстрых Платежей с момента представления сервиса в мобильном банке ОТП. Среднее количество ежемесячных переводов выросло более чем в 2 раза. Рост переводов связан со значительным количеством пользователей, которые переходят на обслуживание в мобильном банке. Сегодня почти 80% клиентов ОТП Банка регулярно совершают операции в приложении или в интерфейсе интернет-банка. Еще одним стимулом для роста переводов через СБП становится подключение все большего количества банков к платформе. Пиковые показатели переводов были отмечены аналитиками в декабре 2020 и январе 2021 года. Самый высокий средний чек составил 8 000 рублей, а количество переводов достигло 28 000 в месяц. ОТП Банк установил лимит для бесплатных переводов через СБП на отметке 1 млн рублей в месяц, поэтому с момента запуска сервиса неуклонно растет количество переводов на сумму более 100 000 рублей в месяц – с октября по март доля таких переводов выросла в 3 раза. Мобильный банк ОТП постоянно развивается и в нем появляются новые возможности. В 2021 году Банк представит клиентам новые виды сервисов, доступных благодаря СБП, включая оплату по QR-коду и возможность переводов от юридических лиц физическим лицам.

ОТП Банк открывает счета для малого бизнеса в день обращения

ОТП Банк открывает счета для малого бизнеса в день обращения С начала 2021 года ОТП Банк создает новые комфортные условия для малого бизнеса. Теперь открыть расчетный счет в Банке можно в течение нескольких часов с минимальным пакетом документов. Индивидуальному предпринимателю понадобится только паспорт, а представителю небольшой компании необходимо будет предоставить учредительный документ и документы на руководителя. Открытие счета доступно в любом отделении ОТП Банка по всей стране на личной встрече с представителем Банка. На встрече будущему клиенту предложат подписать заявление-оферту для открытия счета, на основании которого можно будет открыть расчетный счет в рублях и иностранных валютах или специальный счет участника закупок, выбрать удобный тарифный план, оставить заявку на эквайринг, разместить депозиты онлайн, а также подключить интернет-банк с выбором наиболее удобной для клиента подписи (облачная подпись или USB-токен). После открытия счета не нужно снова приезжать в Банк – можно воспользоваться всеми преимуществами интернет-банка и мобильного банка. Кроме того, если на первой встрече клиент выбрал облачную подпись для работы в интернет-банке, то ему больше не нужно устанавливать дополнительное программное обеспечение на компьютер и больше не нужен USB-токен для подключения. Стремление предоставлять простые, понятные и технологичные возможности для предпринимателей уже приносит свои первые плоды - только за январь 2021 года объем пассивов по клиентам малого бизнеса в Банке превысил плановое значение на 15% и составил 12 млрд. руб. «2020 год дал возможность каждому банку проверить отношения с клиентами на прочность. Мы считаем, что успешно справились с этой задачей, поскольку смогли предложить нашим клиентам с кредитным портфелем не только программы поддержки бизнеса установленные законодательством, но и собственные гибкие программы реструктуризации, которые позволили нам и нашим клиентам успешно справиться с вызовами прошлого года», – комментирует Ростислав Яныкин, заместитель председателя Правления ОТП Банка, – «В этом году мы поставили себе цель продолжать наши взаимовыгодные отношения с представителями малого бизнеса, а также делать их жизнь проще, технологичнее и удобнее».

Контакты для СМИ

Продолжая просмотр сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые мы используем для удобства пользователей и персонализации сервисов. Вы можете отключить cookie в настройках Интернет-браузера. Подробнее о защите персональных данных можно узнать в нашем разделе. Закрыть