Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

КоммерсантЪ Daily: «Центробанк начал тревожиться за кредиторов первым»

Вчера глава ЦБ Сергей Игнатьев, выступая на съезде Ассоциации российских банков (АРБ), выразил обеспокоенность темпами роста объемов потребительского кредитования в России. Он подчеркнул, что показатель просроченной задолженности продолжает расти и это вызывает тревогу. Сами участники этого рынка тревоги пока не испытывают, хотя не исключают, что темпы развития рынка сделают проблему актуальной в будущем.

Вчера глава Банка России Сергей Игнатьев на съезде АРБ выразил обеспокоенность ростом просроченной задолженности перед банками, занимающимися потребительским кредитованием. У главы ЦБ этот показатель уже «вызывает тревогу». Однако каких-либо данных высокопоставленный чиновник не привел. Не далее как неделю назад об аналогичной проблеме высказался и зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимир Тарачев. Он заявил, что в конце 2006 года в нескольких российских регионах возможен локальный банковский дефолт, связанный с высоким уровнем просроченных кредитов (см. Ъ от 31 марта).

Действительно, проблема заслуживает несомненного внимания. По данным журнала «Коммерсантъ-Деньги» (см. #12 от 27 марта), за 2005 год объем потребительских кредитов, выданных российскими банками, удвоился с 0,53 трлн до 1,03 трлн руб. Это значительно превышает темпы роста за этот период и активов российских банков (более 35%), и их кредитных портфелей (чуть более 40%). При этом доля потребительских кредитов в кредитах банков приближается к 20%, а в активах превышает 10%.

Однако в банковском сообществе тревогу ЦБ не разделяют. Оптимизм банкирам внушает то обстоятельство, что этот рынок отличается высокой концентрацией. На долю десяти ведущих банков в области потребкредитования приходится около 70% выданных кредитов. И возможный кризис может затронуть лишь незначительную часть кредитных учреждений. По мнению зампреда правления Инвестсбербанка Максима Чернущенко, системного банковского кризиса не предвидится, но вполне возможно, что свои позиции на рынке потеряют те банки, которые не справятся с управлением кредитными рисками. По словам зампредправления МДМ-банка Владимира Изутина, проблема просроченной задолженности по потребкредитам касается в первую очередь банков, которые занимаются экспресс-кредитованием непосредственно через торговые точки. «У них самая ненадежная клиентская база. Ситуация осложняется тем, что торговые сети ужесточают требования к банкам, участвующим в программах экспресс-кредитования, заставляя их снижать процентную ставку и количество отказов по кредитам»,- объясняет он.

Тем не менее темпы роста рынка потребительских кредитов настораживают. И если рынок будет расти сегодняшними темпами, то «завязанными» на благополучие отечественного заемщика окажется большинство российских банков. По словам старшего директора банковской аналитической группы международного рейтингового агентства Fitch Retings Джеймса Уотсона, риск снижения качества кредитных портфелей банков, безусловно, актуален для России. «Росту просроченных кредитов может способствовать потенциальное ослабление требований к заемщикам, вызванное усилением конкуренции среди банков и условиями сотрудничества с ритейловыми сетями. Еще один фактор — увеличение продаж кредитов в регионах и неразвитость инфраструктуры по работе с просроченной потребительской задолженностью»,- объясняет он. По словам гендиректора компании «Интерфакс-ЦЭА» Михаила Мотовникова, «подавляющему большинству банковских систем не удалось избежать аналогичных проблем, связанных с кредитованием физических лиц». «Физические лица, набирающие кредиты, переоценивают свои возможности, а банки, в свою очередь, не знают реальный объем долгов своих заемщиков»,- отмечает он.

По словам участников рынка, в основе успешного выхода из возможного кризиса будет лежать умение каждого конкретного банка выстроить систему управления кредитными рисками. Однако и Центробанк мог бы сделать рынок максимально прозрачным при помощи кредитных бюро и более тщательного надзора за деятельностью отдельных банков.

Новости ОТП

Покупательская активность во 2-м квартале

В период пандемии ОТП Банк уже замерял предпочтения клиентов и изменение потребительской активности в категориях товаров и услуг. Анализ покупок по кредитным картам показал резкое снижение спроса, по всем категориям, кроме Супермаркеты, Аптеки, Образовательные услуги и Товары для животных. В 1 квартале 2020 года, по карточным транзакциям был зафиксирован ощутимый рост в таких категориях, как Образовательные услуги (+101%), Аренда Авто (+81%), Сувениры (+60%) и Фаст Фуд (45%), в сравнении с 1 кварталом 2019 года. Во 2 квартале наблюдается совершенно другая картина потребления. По карточным транзакциям можно выделить увеличение спроса в таких категориях, как Членские взносы (+37%), внутри данной категории лидерами являются Автомобильные ассоциации, Благотворительные и общественные организации и Гражданские и социальные ассоциации. На втором месте, во 2-ом квартале, идет Музыка (+11%), динамика спроса на Образовательные услуги сократилась до +1%, относительно 2 квартала 2019 года. В сегменте POS-кредитования в 1 квартале 2020 увеличился спрос на Бытовую технику, Моб.телефоны, Компьютеры/ноутбуки, связано это с колебаниями валютного курса. Теплая зима снизила спрос в категории Меха в 2 раза, относительно 2019 года. Под влиянием карантинных мер продажи существенно снизились, но тем не менее все еще можно отметить сезонный рост потребительского интереса к таким категориям товаров, как Мототехника/автозапчасти. Продажи в категории Билеты и туры - исчезли, но доля продаж в категориях Бытовая техника и электроника (в динамике +5% против 2-го кв. 2019) и Компьютеры и ноутбуки (увеличение спроса в 2 раза) возросла, в том числе благодаря переходу на работу и учебу из дома. В 3-м квартале 2020 года ожидается увеличение спроса в категории Билеты и туры. Если в 1 квартале наблюдался рост покупательской активности +15% к показателям 2019 года, то во втором квартале покупательская активность клиентов снизилась -30%, относительно 2-го квартала 2019 года. После выхода из самоизоляции и отмены ограничительных режимов, ожидается увеличение объемов покупок. В целом объемы по транзакциям за 1 полугодие 2020г. показали снижение -10% относительно 2019 года.

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Контакты для СМИ