Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Рынок Ценных Бумаг: «Доходность должна быть справедливой»

Интервью с руководителем девизиона финансовых рынков ОАО «Инвестсбербанк» ЕВГЕНИЕМ ЕГОРОВЫМ

Согласно прогнозу Министерства финансов РФ, объем золотовалютных резервов на конец 2006 г. составит 210 млрд. долл., а на конец 2008 г. достигнет 260 млрд. долл., что положительным образом скажется на инвестиционной привлекательности России и на ее фондовом рынке. Старания банкиров похвальны, но и нам не следует забывать о том, что будущее отечественного фондового рынка и экономики в целом находится в руках частных инвесторов. Выход на рынок требует определенного размера совокупного капитала, оборота, валового дохода, а также скорости возврата инвестиций. Эти факторы отпугивают потенциальных участников по одной простой причине: не хватает опыта рыночных взаимоотношений. Тем более ценными представляются для инвесторов мнения и оценки состояния рынка экспертами.

РЦБ: Евгений Анатольевич, как Вы оцениваете состояние российского долгового рынка на сегодняшний день?

Е.Е.: Рынок государственного долга развит относительно хорошо. А вот рынок муниципального и корпоративного долга, на мой взгляд, остается диким. На нем могут появляться и появлялись эмитенты, которые объявляли дефолт в период обращения первых выпусков своих облигаций. Этому рынку необходимо пройти через кризис для закрытия доступа эмитентов с низким кредитным качеством.

Например, в Инвестсбербанке более 2 лет существует система оценки вероятности дефолта эмитента на основании выставленных ему рейтингов мировыми рейтинговыми агентствами. Срок ее функционирования ничтожно мал для того, чтобы делать какие-либо выводы об ее эффективности, но она позволила за все это время не попасть ни в один из дефолтов как на межбанковском рынке, так и на рынке ценных бумаг.

Система показывает удивительные вещи. Доходность облигаций эмитентов с вероятностью дефолта 1% в течение года только на 2 п. п. ниже доходности облигаций эмитентов с вероятностью дефолта 30% в течение года.

На мой взгляд, в течение 5 лет велика вероятность того, что до 70% эмитентов, которые на текущий момент вышли на рынок, либо объявят дефолт, либо уйдут с рынка, обратившись за кредитом под обеспечение в банк.

РЦБ: Что означает понятие «справедливая доходность»?

Е.Е.: Если говорить коротко, то справедливой считается доходность, которая длительное время позволяет получать прибыль. Поясню на примере. Даже если завтра американское правительство объявит дефолт по своим долгам, доходность по облигациям в размере 4% годовых можно считать справедливой, так как инвесторы имели возможность получать доход по этим бумагам в течение более 25 лет, а это значит, что в конечном счете они получили прибыль.

РЦБ: Инвесторов мало интересует прошлое, их интересует будущее. Как быть в этом случае с определением справедливой доходности?

Е.Е.: Если мы говорим о каком-либо событии в будущем, неизбежно появляется вероятность того, что это событие состоится. Какова вероятность того, что текущая доходность 10-летних американских облигаций в размере 4% годовых останется справедливой? Она высокая, если вероятность дефолта американского правительства существенно ниже 4% в течение срока обращения облигаций. Как определить вероятность дефолта? Нужно попытаться найти ее в продолжительной истории с большим количеством примеров.

Все три основные мировые рейтинговые агентства кредитоспособности американского правительства присваивают рейтинг ААА. Эти агентства раз в год публикуют данные о вероятности дефолта в зависимости от присвоенного рейтинга в течение определенного периода времени.

Так, по версии агентства Standard & Poor’s, эмитент с рейтингом ААА объявит дефолт в течение 10 лет с вероятностью менее 1%. Таким образом, доходность 4% годовых справедлива.

Есть основания доверять этим данным, так как мировые рейтинговые агентства работают на рынке не один десяток лет и отслеживают рейтинги тысяч компаний по всему миру.

РЦБ: Как сориентироваться инвестору, если у эмитента нет кредитного рейтинга?

Е.Е.: Никак. С этим утверждением будут спорить все специалисты, анализирующие финансовую отчетность, состояние рынка, финансовые потоки и перспективы.

Я считаю, что кредитоспособность любого субъекта в любой период времени определяется в первую очередь желанием платить по долгам, во вторую очередь — способностью платить по долгам, в третью очередь — всем остальным.

Занимаясь дистанционным анализом и не имея прямого контакта с собственниками и менеджерами компании, определить кредитоспособность невозможно. У рейтинговых агентств обязательным пунктом программы по присвоению и поддержанию рейтинга являются так называемые рейтинговые встречи, на которых оценивается качество менеджмента, уровень заинтересованности собственников в сохранении бизнеса и т.д.

Обратите внимание на то, что на развитых рынках нельзя выпустить долговой инструмент, не имея кредитного рейтинга. У нас пока это возможно.

РЦБ: Как вести себя в случае наступления кризиса на рынке или в отдельно взятой компании?

Е.Е. В период кризиса на рынке или внутри компании никакие экономические, статистические или математические законы не действуют; не имеет значения финансовая отчетность, история компании, ее имя и т. д. Если что-то и работает, то только законы психологии толпы в случае кризиса на рынке. Свою роль сыграет порядочность каждого руководителя и собственника компании.

Прошлым летом много писали о кризисе ликвидности на банковском рынке. Кризиса ликвидности не было. Всегда и везде это, как правило, кризис совести. О кризисе ликвидности можно говорить только в том случае, когда компания или банк, попав в затруднительное положение и потеряв ликвидность, в конечном счете расплачивается со всеми контрагентами, кредиторами, вкладчиками после продажи низко ликвидных активов, погашения долгосрочных кредитов, возврата инвестиций. В конце концов, по идее должен быть капитал, который компенсирует реализацию активов с отрицательным дисконтом. На российском рынке из числа крупных компаний или банков подобные примеры практически отсутствуют.

Новости ОТП

2020: на что тратили деньги клиенты ОТП Банка

2020: на что тратили деньги клиенты ОТП Банка Аналитики ОТП Банка подвели предварительные итоги года и определили, как распоряжались финансами клиенты Банка в 2020 году. Начиная с III квартала 2020 года, значительно возрос интерес клиентов Банка к накопительным счетам и вкладам. Средняя сумма вклада в 2020 году составила 650 000 рублей, а самый крупный вклад был открыт на сумму в 5 000 000 рублей. Эксперты ОТП полагают, что 2021 году интерес к накопительным счетам и вкладам сохранится, несмотря на введение новых типов налогообложения для вкладчиков. Востребованность накопительных продуктов будет поддерживаться за счет внедрения и развития программ лояльности, которые позволят коммерческим банкам предлагать привлекательную процентную ставку. Так, помимо дохода по базовым ставкам, ОТП Банк предлагает программы повышения ставки за счет совершения покупок по дополнительной карте. Программы действуют практически по всем вкладам и счетам линейки депозитов, а бонусы зачисляются в виде кэшбэка на карту клиента, Банк планирует дальнейшее развитие таких программ, так как они позволяют клиенту получать выгоду в чистом виде, без уплаты налога. В 2020 году владельцы кредитных карт ОТП Банка, в среднем, тратили 11 000 рублей в месяц на покупки. В силу карантинных ограничений клиенты Банка стали меньше тратить на рестораны и развлечения, но стали больше тратить на обустройство дома и одежду. Период пандемии существенно отразился на росте популярности онлайн-услуг среди клиентов ОТП – более, чем на 40% вырос сегмент онлайн-покупок. Аналитики ОТП прогнозируют, что спрос на онлайн-сервисы и услуги будет также высок в 2021 году. Потребительские кредиты по-прежнему остаются популярным продуктом. Средняя сумма потребительского кредита в 2020 году составила 36 000 рублей, а для кредитов наличным достигла отметки в 213 000 рублей. Средняя сумма автокредита в 2020 году составила 829 000 рублей. В прошлом году наиболее популярными категориями покупок стали бытовая техника и мобильные телефоны, и этот тренд сохранится и в текущем году, за счет широкого продуктового предложения от магазинов и частого обновления моделей техники. Кроме того, эксперты ОТП прогнозируют, что одним из самых важных факторов при оформлении потребительского кредита в 2021 году станет возможность полностью проходить процесс онлайн и в кратчайшие сроки.

ОТП Банк и Автостат о трендах автокредитования 2020

ОТП Банк и Автостат о трендах автокредитования 2020 Рост доли классических автокредитов и увеличение суммы займа среди наиболее популярных тенденций этого года ОТП Банк и аналитическое агентство «Автостат» представляют данные опроса, проведенного в декабре 2020 года среди 3 000 респондентов из разных регионов страны. В опросе приняли участие люди, купившие автомобиль в 2019 и 2020 годах. Ответы, полученные в рамках опроса, помогли отметить основные тенденции 2020 года, которые окажут влияние на развитие направления автокредитования в будущем году. Как показали результаты опроса, несмотря на временное снижение спроса в связи с карантинными ограничениями, в этом году россияне продолжали активно покупать автомобили в кредит со значительным перевесом в пользу новых авто (60% приобретенных машин). При этом, обращаясь за кредитом в банк, потенциальные клиенты ориентируются на 3 главных фактора, которые, в конечном счете, влияют на их решение при выборе банка: величина процентной ставки автокредита, размер ежемесячного платежа, участие банка в государственных программах «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Среди прочих критериев выбора респонденты отметили скорость оформления кредита и возможность предоставить минимальный пакет документов. В 2020 году при покупке нового автомобиля россияне чаще выбирают классический автокредит, а, принимая решение купить подержанную машину, люди чаще выбирают потребительский кредит. При этом, интерес к покупке авто с пробегом с использованием автокредита продолжает расти: если при покупке через автосалон в 2019 году классическими автокредитами пользовался лишь каждый пятый покупатель авто с пробегом, в 2020-ом их процент вырос до 26% –то есть, уже каждый четвертый. В ОТП также подтвердили этот тренд, отметив, что спрос на автокредиты на подержанные автомобили вырос на 7% в сравнении с 2019 годом. Еще одним трендом 2020 года стало увеличение суммы заемных средств на покупку автомобиля. Так, в 2019 году на автокредиты по новым автомобилям с суммой кредита в 1 млн рублей и выше приходилось только 26% от общего числа, а в 2020-м – уже около 33%. При этом, самой популярной категорией остаются автовладельцы, взявшие в кредит до 1 млн рублей. Эксперты ОТП подтверждают, что средняя сумма автокредита в 2020 году колеблется в диапазоне от 700 000 до 900 000 рублей – на них приходится основная доля выданных кредитов. В этом году покупатели стали рассматривать возможность досрочного погашения кредита. Интерес к такой опции вырос на 4% по сравнению с прошлым годом. Большинство участников опроса также продемонстрировали интерес к более коротким автокредитам: 49% опрошенных, купивших новые автомобили, планируют погасить кредит в течение 1-2 лет, такой же план есть у 54% владельцев подержанных авто. Эксперты ОТП отмечают, что на данный момент клиенты Банка в 97% случаев выбирают кредит на 3-5 лет, рассчитывая таким образом комфортный для себя ежемесячный платеж, но при этом подтверждают, что любой договор автокредитования предлагает опцию досрочного погашения. «Исследование аналитического агентства "Автостат", а также наша собственная статистика подтверждают, что в 2021 году спрос на автомобили будет по-прежнему высоким, и люди будут рассматривать автокредит как один из основных способов приобретения машины», - отметил Александр Васильев, заместитель председателя Правления ОТП Банка, - «Следующий год будет успешным для банков, которые смогут создать выгодные предложения с учетом индивидуальных потребностей потенциальных клиентов. Гибкие условия кредитования, скорость одобрения кредита и возможность онлайн оформления станут базовыми драйверами индустрии в будущем году».

ОТП Банк создал собственный маркетплейс

ОТП Банк создал собственный маркетплейс С 16 декабря ОТП Банк представляет возможность приобрести товары из 8 категорий в рассрочку на собственной торговой площадке – https://shop.otpbank.ru/. Задача маркетплейса ОТП Банка – предложить клиентам удобный и понятный сервис по оформлению товаров в рассрочку с минимальным пакетом документов. Теперь для покупки достаточно заполнить короткую онлайн-анкету и дождаться решения по кредиту, что займет не более 15 минут. При этом, в случае одобрения кредита, выбранный товар сразу окажется в корзине покупателя – останется только выбрать комфортный способ доставки в любой населенный пункт России. В декабре 2020 года в онлайн-витрине ОТП Банка доступны для покупки более 1 000 товаров бытовой техники и электроники. При составлении ассортимента, специалисты ОТП учитывали статистику наиболее популярных покупок и выбирали привлекательные предложения по цене и качеству. В 2021 году ОТП Банк планирует активно развивать собственный торговый агрегатор, расширяя ассортимент товаров, и подключая новых партнеров и ритейлеров федерального и регионального уровня. «Мы рады предложить нашим клиентам простую и понятную платформу для оформления товаров в рассрочку», - комментирует Александр Васильев, заместитель председателя Правления ОТП Банка, - «Мы уверены, что наше предложение будет интересно потребителям, поскольку маркетплейс ОТП Банка предоставит возможность выбирать товары из наиболее популярных категорий и совершать покупки быстро и безопасно, что особенно актуально в преддверии новогодних праздников. Мы планируем последовательно развивать нашу торговую площадку - уже в следующем году мы значительно расширим витрину товаров за счет новых предложений от нашей широкой партнерской сети по всей России».

Контакты для СМИ

АО «ОТП Банк» использует файлы «cookie» с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера. Закрыть