Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Рынок Ценных Бумаг: «Доходность должна быть справедливой»

Интервью с руководителем девизиона финансовых рынков ОАО «Инвестсбербанк» ЕВГЕНИЕМ ЕГОРОВЫМ

Согласно прогнозу Министерства финансов РФ, объем золотовалютных резервов на конец 2006 г. составит 210 млрд. долл., а на конец 2008 г. достигнет 260 млрд. долл., что положительным образом скажется на инвестиционной привлекательности России и на ее фондовом рынке. Старания банкиров похвальны, но и нам не следует забывать о том, что будущее отечественного фондового рынка и экономики в целом находится в руках частных инвесторов. Выход на рынок требует определенного размера совокупного капитала, оборота, валового дохода, а также скорости возврата инвестиций. Эти факторы отпугивают потенциальных участников по одной простой причине: не хватает опыта рыночных взаимоотношений. Тем более ценными представляются для инвесторов мнения и оценки состояния рынка экспертами.

РЦБ: Евгений Анатольевич, как Вы оцениваете состояние российского долгового рынка на сегодняшний день?

Е.Е.: Рынок государственного долга развит относительно хорошо. А вот рынок муниципального и корпоративного долга, на мой взгляд, остается диким. На нем могут появляться и появлялись эмитенты, которые объявляли дефолт в период обращения первых выпусков своих облигаций. Этому рынку необходимо пройти через кризис для закрытия доступа эмитентов с низким кредитным качеством.

Например, в Инвестсбербанке более 2 лет существует система оценки вероятности дефолта эмитента на основании выставленных ему рейтингов мировыми рейтинговыми агентствами. Срок ее функционирования ничтожно мал для того, чтобы делать какие-либо выводы об ее эффективности, но она позволила за все это время не попасть ни в один из дефолтов как на межбанковском рынке, так и на рынке ценных бумаг.

Система показывает удивительные вещи. Доходность облигаций эмитентов с вероятностью дефолта 1% в течение года только на 2 п. п. ниже доходности облигаций эмитентов с вероятностью дефолта 30% в течение года.

На мой взгляд, в течение 5 лет велика вероятность того, что до 70% эмитентов, которые на текущий момент вышли на рынок, либо объявят дефолт, либо уйдут с рынка, обратившись за кредитом под обеспечение в банк.

РЦБ: Что означает понятие «справедливая доходность»?

Е.Е.: Если говорить коротко, то справедливой считается доходность, которая длительное время позволяет получать прибыль. Поясню на примере. Даже если завтра американское правительство объявит дефолт по своим долгам, доходность по облигациям в размере 4% годовых можно считать справедливой, так как инвесторы имели возможность получать доход по этим бумагам в течение более 25 лет, а это значит, что в конечном счете они получили прибыль.

РЦБ: Инвесторов мало интересует прошлое, их интересует будущее. Как быть в этом случае с определением справедливой доходности?

Е.Е.: Если мы говорим о каком-либо событии в будущем, неизбежно появляется вероятность того, что это событие состоится. Какова вероятность того, что текущая доходность 10-летних американских облигаций в размере 4% годовых останется справедливой? Она высокая, если вероятность дефолта американского правительства существенно ниже 4% в течение срока обращения облигаций. Как определить вероятность дефолта? Нужно попытаться найти ее в продолжительной истории с большим количеством примеров.

Все три основные мировые рейтинговые агентства кредитоспособности американского правительства присваивают рейтинг ААА. Эти агентства раз в год публикуют данные о вероятности дефолта в зависимости от присвоенного рейтинга в течение определенного периода времени.

Так, по версии агентства Standard & Poor’s, эмитент с рейтингом ААА объявит дефолт в течение 10 лет с вероятностью менее 1%. Таким образом, доходность 4% годовых справедлива.

Есть основания доверять этим данным, так как мировые рейтинговые агентства работают на рынке не один десяток лет и отслеживают рейтинги тысяч компаний по всему миру.

РЦБ: Как сориентироваться инвестору, если у эмитента нет кредитного рейтинга?

Е.Е.: Никак. С этим утверждением будут спорить все специалисты, анализирующие финансовую отчетность, состояние рынка, финансовые потоки и перспективы.

Я считаю, что кредитоспособность любого субъекта в любой период времени определяется в первую очередь желанием платить по долгам, во вторую очередь — способностью платить по долгам, в третью очередь — всем остальным.

Занимаясь дистанционным анализом и не имея прямого контакта с собственниками и менеджерами компании, определить кредитоспособность невозможно. У рейтинговых агентств обязательным пунктом программы по присвоению и поддержанию рейтинга являются так называемые рейтинговые встречи, на которых оценивается качество менеджмента, уровень заинтересованности собственников в сохранении бизнеса и т.д.

Обратите внимание на то, что на развитых рынках нельзя выпустить долговой инструмент, не имея кредитного рейтинга. У нас пока это возможно.

РЦБ: Как вести себя в случае наступления кризиса на рынке или в отдельно взятой компании?

Е.Е. В период кризиса на рынке или внутри компании никакие экономические, статистические или математические законы не действуют; не имеет значения финансовая отчетность, история компании, ее имя и т. д. Если что-то и работает, то только законы психологии толпы в случае кризиса на рынке. Свою роль сыграет порядочность каждого руководителя и собственника компании.

Прошлым летом много писали о кризисе ликвидности на банковском рынке. Кризиса ликвидности не было. Всегда и везде это, как правило, кризис совести. О кризисе ликвидности можно говорить только в том случае, когда компания или банк, попав в затруднительное положение и потеряв ликвидность, в конечном счете расплачивается со всеми контрагентами, кредиторами, вкладчиками после продажи низко ликвидных активов, погашения долгосрочных кредитов, возврата инвестиций. В конце концов, по идее должен быть капитал, который компенсирует реализацию активов с отрицательным дисконтом. На российском рынке из числа крупных компаний или банков подобные примеры практически отсутствуют.

Новости ОТП

Покупательская активность во 2-м квартале

В период пандемии ОТП Банк уже замерял предпочтения клиентов и изменение потребительской активности в категориях товаров и услуг. Анализ покупок по кредитным картам показал резкое снижение спроса, по всем категориям, кроме Супермаркеты, Аптеки, Образовательные услуги и Товары для животных. В 1 квартале 2020 года, по карточным транзакциям был зафиксирован ощутимый рост в таких категориях, как Образовательные услуги (+101%), Аренда Авто (+81%), Сувениры (+60%) и Фаст Фуд (45%), в сравнении с 1 кварталом 2019 года. Во 2 квартале наблюдается совершенно другая картина потребления. По карточным транзакциям можно выделить увеличение спроса в таких категориях, как Членские взносы (+37%), внутри данной категории лидерами являются Автомобильные ассоциации, Благотворительные и общественные организации и Гражданские и социальные ассоциации. На втором месте, во 2-ом квартале, идет Музыка (+11%), динамика спроса на Образовательные услуги сократилась до +1%, относительно 2 квартала 2019 года. В сегменте POS-кредитования в 1 квартале 2020 увеличился спрос на Бытовую технику, Моб.телефоны, Компьютеры/ноутбуки, связано это с колебаниями валютного курса. Теплая зима снизила спрос в категории Меха в 2 раза, относительно 2019 года. Под влиянием карантинных мер продажи существенно снизились, но тем не менее все еще можно отметить сезонный рост потребительского интереса к таким категориям товаров, как Мототехника/автозапчасти. Продажи в категории Билеты и туры - исчезли, но доля продаж в категориях Бытовая техника и электроника (в динамике +5% против 2-го кв. 2019) и Компьютеры и ноутбуки (увеличение спроса в 2 раза) возросла, в том числе благодаря переходу на работу и учебу из дома. В 3-м квартале 2020 года ожидается увеличение спроса в категории Билеты и туры. Если в 1 квартале наблюдался рост покупательской активности +15% к показателям 2019 года, то во втором квартале покупательская активность клиентов снизилась -30%, относительно 2-го квартала 2019 года. После выхода из самоизоляции и отмены ограничительных режимов, ожидается увеличение объемов покупок. В целом объемы по транзакциям за 1 полугодие 2020г. показали снижение -10% относительно 2019 года.

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Контакты для СМИ