Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Коммерсантъ: «Кредитная история никак не начнется»

«Крупные коммерческие банки не собираются спешить „сливать“ данные о своих клиентах в кредитные бюро».

Вопреки закону 1 июня не приступили к работе российские кредитные бюро: ни правительство, ни регуляторы рынка не смогли обеспечить необходимой для начала их деятельности технической и правовой базы. Между тем банки, приветствуя закон в принципе, не уверены, что на практике он пойдет на пользу как им самим, так и их клиентам. В любом случае участники рынка сходятся во мнении, что реально кредитные бюро заработают не раньше чем через несколько лет.

С 1 июня вступил в силу закон N 218-ФЗ «О кредитных историях». В соответствии с ним каждый заемщик получает право накапливать свою кредитную историю — сведения, свидетельствующие о его платежеспособности. Информация должна собираться в специальных учреждениях-кредитных бюро. Банки и прочие кредиторы по закону обязаны с 1 сентября предоставлять кредитным бюро эту информацию и, в свою очередь, получают право запрашивать ее перед тем, как решить, доверять заемщику или нет.

В России уже существует несколько кредитных бюро (на данный момент они зарегистрированы как юридические лица). Крупнейшие из них — Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), Национальное кредитное бюро (НКБ) и «Экспириан-Интерфакс». НБКИ образовано при участии Ассоциации российских банков и международной корпорации Transunion CRIF, «Экспириан-Интерфакс» — одним из крупнейших мировых кредитных бюро Experian совместно с группой «Интерфакс», НКБ — Торгово-промышленной палатой, Госкомстатом и международным кредитным агентством Dun & Bradstreet. Также в России существует ряд региональных бюро, чаще всего возникших на базе местных банковских ассоциаций.

Однако к работе ни одно из них так и не приступило. Дело в том, что для этого им необходим государственный уполномоченный орган, в задачи которого входит регистрация кредитных бюро, а также издание ряда подзаконных актов. Предполагается, что таким органом станет Федеральная служба по финансовым рынкам, однако официального решения по этому поводу до сих пор нет. Не начал работу и центральный каталог кредитных историй, за который отвечает ЦБ. В этом каталоге должны храниться сведения о том, в каких конкретно кредитных бюро находится кредитная история заемщика.

Как выразился вице-президент Инвестсбербанка Максим Чернущенко, «недостатки существующей системы кредитных бюро пока незаметны, поскольку она существует только на бумаге, а многое зависит от практики». Теперь стоит вопрос о том, успеют ли государственные органы завершить эту работу хотя бы к 1 сентября. Отсутствие соответствующих механизмов не только станет проблемой для банков, но и повредит правам граждан, заботящихся о своей репутации.

Как сообщил вчера «Ъ» директор департамента лицензирования Банка России Михаил Сухов, сейчас ЦБ приступил к созданию каталога и начал разработку программного комплекса. В то же время в Госдуму направлен ряд поправок к закону о кредитных бюро, в том числе касающихся и работы центрального каталога. Например, пока отсутствует механизм идентификации того, кто запрашивает кредитную историю. Единственное, что указано в законе, — пользователь должен иметь письменное согласие от субъекта кредитной истории. Однако запросы будут направляться в электронном виде, и это согласие приложить к ним будет невозможно. Таким образом, возникает возможность несанкционированного доступа к конфиденциальной информации о заемщике.

Для решения этой проблемы ЦБ предлагает заемщику, разрешившему доступ к своей кредитной истории, одновременно создать для себя специальный код. По словам Михаила Сухова, при необходимости заемщик сможет зайти на сайт ЦБ, ввести этот код и дать разрешение на доступ к его кредитной истории определенному банку. Банку, в свою очередь, сообщат дополнительный код. Однако в России доступ в интернет имеют не все жители, поэтому Банк России допускает варианты направления запроса по телеграфу, через нотариуса или, наконец, напрямую через банк. Тем не менее некоторые источники в Госдуме полагают, что такой вариант все равно будет признан слишком сложным и поправка может не пройти. Есть в законе ряд моментов, которые законотворцами сейчас не обсуждаются, но банкиров уже настораживают. Например, кредитное бюро должно предоставить банку отчет в течение десяти дней после запроса. Но сейчас очень немногие банки имеют столь длинный срок рассмотрения кредитной заявки. А при экспресс-кредитовании решение принимается вообще в течение получаса. «Отведенный законом срок не соответствует существующей в настоящей момент банковской практике и конъюнктуре рынка, — говорит замдиректора департамента розничного кредитования Промсвязьбанка Сергей Кризько. — И банки все равно будут вынуждены выдавать кредиты на свой страх и риск». А замначальника управления потребительского кредитования Московского банка реконструкции и развития Александр Митрохин отмечает, что еще один «узкий» момент в деятельности бюро — несовершенство технологической базы. «Банковские системы и серверы бюро не адаптированы к оперативному обмену информацией при условии соблюдения требуемого уровня безопасности», — говорит он.

Впрочем, закон может не заработать и потому, что банки попытаются уклониться от его исполнения. «Указание на обязательное согласие заемщиков оставляет для крупных кредитных организаций реальную возможность не делиться своими базами данных, мотивируя это формальным отсутствием согласия заемщиков», — считает Александр Митрохин. Сейчас в закон планируется ввести поправку, обязывающую банки спрашивать у заемщика согласие на передачу сведений о нем. Без этого многие граждане могут просто не узнать о том, что такая возможность существует. И эта поправка, вполне вероятно, будет принята.

Однако то, что заемщик узнает о своем праве, вовсе не значит, что он им воспользуются — например, из опасений, что информация о его финансовых делах попадет в налоговую инспекцию. Так, например, многие банки с прошлого года начали предоставлять кредиты физическим лицам, не подтверждающим официально свой доход. Маловероятно, что граждане, получающие «серые» доходы, согласятся на то, чтобы об их делах с банком узнал кто-то посторонний. Эти сомнения тем более актуальны, что сейчас на черном рынке регулярно появляются базы данных различных министерств и ведомств. «Нас, естественно, беспокоит вопрос, смогут ли кредитные бюро обеспечить сохранность информации и, прежде всего, гарантировать невозможность ее незаконного использования недобросовестными конкурентами», — говорит зампред правления Росбанка Лариса Долотова. Председатель правления Газэнергопромбанка Лариса Ларина также отмечает проблемы, касающиеся гарантий обеспечения конфиденциальности и отсутствия четких механизмов контроля за оборотом информации между кредитными бюро.

По мнению советника президента Российского банка развития Марины Медведевой, прозрачность информации — не насущная необходимость для большинства российских банков. «Они предпочитают страдать от недобросовестных заемщиков молча, избегая огласки таких фактов, и даже в ЦБ чаще всего сдается приукрашенная отчетность, — продолжает госпожа Медведева. — На просрочку кредиты выносятся в самом крайнем случае, когда банку уже некуда деться или ожидается какая-то серьезная проверка». С ней согласен и гендиректор НКБ Владимир Малеев. По его словам, трудно предположить, что крупные коммерческие банки начнут сразу же «сливать» данные о всех своих клиентах, поскольку это противоречит их сегодняшней корпоративной практике.

Новости ОТП

OTP Group признана лучшей банковской группой в Центральной и Восточной Европе по версии Euromoney

OTP Group признана лучшей банковской группой в Центральной и Восточной Европе по версии Euromoney OTP Group, частью которой является ОТП Банк в России, получила премию Euromoney Awards for Excellence как лучшая банковская группа в Центральной и Восточной Европе. Euromoney Awards for Excellence — одна из самых престижных наград в мировой финансовой отрасли. Журнал Euromoney, который проводит награждение с 1995 года, отметил, что OTP Group стала единственным банком в регионе, показавшим двузначный доходность собственного капитала и впечатляющий рост кредитного портфеля на 9%. При этом, в 2021 году, OTP Group успешно завершила два крупных процесса по слиянию. «Мы также впечатлены успехами OTP Group в процессах интеграции новых приобретений в Болгарии и Черногории во время пандемии, в мае и декабре соответственно», - говорится в сообщении Euromoney. «Мы гордимся тем, что наша экспертиза позволяет нам совершать успешные сделки и интегрировать новые бизнесы в нашу структуру, и при этом, сохранять высокий уровень удовлетворенности наших клиентов", - прокомментировал получение награды Ласло Вольф, заместитель председателя Правления OTP Group.

Рефинансирование от ОТП Банка: 4 месяца без процентов и переплат

Рефинансирование от ОТП Банка: 4 месяца без процентов и переплат ОТП Банк представляет возможность рефинансировать кредиты других банков – теперь каждый клиент Банка может погасить задолженность по кредиты в любом российском банке картой «120 дней без процентов» и не платить проценты в течение 4 месяцев. Опция рефинансирования позволит клиентам комфортно распределить долговую нагрузку - к примеру, досрочно погасить взятый ранее кредит, существенно уменьшить ежемесячный платеж или значительно уменьшить процентную ставку по кредиту до 13,9%. Рефинансирование легко оформить в несколько кликов в мобильном приложении или интерфейсе интернет-банка ОТП. О закрытии кредита позаботятся специалисты ОТП Банка, а клиент сможет полностью увидеть процесс онлайн: от момента активации рефинансирования и перевода средств на счет другого банка без комиссии до проверки статуса закрытия кредита спустя 70 дней и получения справки по предыдущему кредиту в чате мобильного банка ОТП. «По результатам опросов наших клиентов, 90% клиентов были бы заинтересованы в возможности рефинансировать кредит, чтобы снизить ежемесячный платеж или существенно сократить финальную переплату по кредиту», - комментирует Денис Луковский, директор по развитию кредитных карт ОТП Банка, - «Мы предлагаем технологичное и понятное решение, которое доступно в мобильном банке ОТП в несколько кликов – в течение нескольких минут клиент Банка сможет перейти на более комфортные условия кредитования с 120-дневным беспроцентным периодом. По нашей оценке, каждый пятый клиент ОТП Банка воспользуется предложением по рефинансированию в течение года». Узнать больше о возможности рефинансирования можно на сайте: https://www.otpbank.ru/refinancing/ и в мобильном приложении ОТП Банка.

Специалисты контакт-центра ОТП Банка: цифровые каналы взаимодействия вырываются вперед

Специалисты контакт-центра ОТП Банка: цифровые каналы взаимодействия вырываются вперед Специалисты контакт-центра ОТП Банка оценили каналы общения клиентов с Банком за первое полугодие 2021 году и отметили, что мужчины быстрее адаптируются к новым неголосовым возможностям связи с Банком и сокращают свою долю звонков - в 60% случаев в контакт-центр звонят женщины, но при этом охотнее оценку работе оператора ставят мужчины. Ежедневно специалисты контакт-центра ОТП Банка отвечают на 13 000 сообщений во всех каналах коммуникации с клиентом, причем на неголосовые каналы приходится более 25%. В первом полугодии 2021 года уверенное лидерство среди неголосовых каналов удерживают чат в мобильном приложении Банка – на него приходится 90% сообщений, а также email c 4% сообщений и чаты в Whatsapp, Вконтакте и Facebook, на которые приходится 6% общего потока сообщений. Контакт-центр ОТП Банка подключил аккаунты в мессенджерах WhatsApp, Facebook и Telegram в конце 2020 года, став одним из 3 российских банков, которые общаются с клиентами сразу в 3 социальных сетях. В среднем, скорость решения вопроса в чате социальной сети составляет сейчас не более 5 минут. «В пандемию специалисты контакт-центра ОТП Банка стремились расширить каналы обслуживания наших клиентов и предложить новые функций, которые помогут решить стандартные вопросы без необходимости посещения офиса», - комментирует Наталья Горохова, руководитель контакт-центра ОТП Банка, - «Во втором полугодии мы сохраним темпы запуска новых сервисов. Сегодня мы активно работаем над запуском роботизированных сервисов на базе технологии распознавания речи и добавляем функционал в нашу чат-платформу. Мы уверены, что такие решения сделают общение клиентов с Банком еще более комфортным»

Контакты для СМИ

Продолжая просмотр сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые мы используем для удобства пользователей и персонализации сервисов. Вы можете отключить cookie в настройках Интернет-браузера. Подробнее о защите персональных данных можно узнать в нашем разделе. Закрыть