Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

В сухом остатке. Защитят ли потребителей от ростовщичества?

Чем запомнится нам первый месяц весны, точнее, самый конец марта? После таких слов автоматически вспоминается 8 Марта и все, что так или иначе связано с этим праздником, а также замечательное словосочетание «мартовские коты»… Но от подобных ассоциаций хочется быстрее отделаться… Все же мы на работе!

Итак, продолжим. В этом номере мы решили отойти от практики подготовки некого краткого обзора и сделали акцент на одной-единственной теме. 29 марта в России вступили в силу поправки к Закону № 151 «О микрофинансировании и микрофинансовых организациях», направленные на защиту прав потребителей.

Поправки устанавливают ограничения предельного размера долга по так называемым «займам до зарплаты» – это займы в сумме до 30 тыс. рублей, которые выдаются на срок не более 1 месяца. Теперь совокупный размер начисленных процентов по таким займам не может превышать сумму основного долга более чем в 4 раза.

Кроме того, поправки разделяют этот рынок на две категории в зависимости от уровня риска – на микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК). Последние с 29 марта не могут привлекать средства физических лиц и будут полагаться только на собственные средства учредителей. Кроме того, микрокредитные компании не смогут выпускать облигации, не имеют права привлекать инвестиции от граждан, которые не являются их учредителями. Микрозаймы такие компании могут предоставлять только на сумму до 500 тыс. рублей.

Поправки к Закону № 151 разделяют МФО-рынок на две категории в зависимости от уровня риска – на микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК)   Во всем мире МФО играют важную социальную роль, выступая элементом социального лифта нижнего уровня и работая на пользу населению и, в конечном итоге, экономике в целом.

Микрофинансовые же компании, напротив, получают больше возможностей и, соответственно, требований. Капитал последних должен быть не менее 70 млн рублей. Они получают право выдавать онлайн-займы, максимальная сумма которых равняется 15 тыс. рублей. Однако для их выдачи МФО придется идентифицировать клиента в банке, с которым заключен такой договор. Без соблюдения этого требования закона выдавать онлайн-заем запрещено.

Кроме того, микрофинансовые компании с капиталом в 70 млн рублей смогут привлекать инвестиции граждан (не вклады) в сумме не менее 1,5 млн рублей. Устойчивость компании будет контролироваться по шести экономическим показателям, и если ЦБ сочтет компанию недостаточно прозрачной и устойчивой, она потеряет право и привлечения средств граждан, и выпуска облигаций.

Если организация исключается из реестра микрофинансовых компаний, но при этом остаются обязательства перед физическими лицами, то вводится процедура принудительной ликвидации при участии Банка России. Если МФК обанкротилась, то требования физических лиц по сумме основного долга до 3 млн рублей будут погашаться в приоритетном порядке, что повышает инвестиционную привлекательность данного финансового инструмента.

Показательно, что ЦБ уже обозначил сроки возврата действующими микрофинансовыми организациями привлеченных денежных средств. В сообщении, опубликованном пресс-службой Банка России 30 марта 2016 года, указано, что те МФО, сведения о которых внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций до 29 марта 2016 года, автоматически признаются МКК, но обязаны до 29 марта 2017 года привести свое наименование в соответствие с обновленными требованиями профильного закона.

Насколько эффективными окажутся поправки в закон и могут ли они в принципе быть эффективными в таком виде?

Как постановил регулятор, в период с 29 марта 2016 года по 29 марта 2017-го МФО, которые не привели свое наименование в соответствие с требованиями 151-ФЗ, «вправе на основании договора займа привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не являющихся их учредителями (участниками, акционерами), а также вправе вносить изменения в ранее заключенные договоры займа по привлечению денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в части увеличения сроков действия этих договоров при условии, что обязательства таких микрофинансовых организаций по указанным договорам, в том числе с учетом изменений, должны быть исполнены до 29 марта 2017 года».

Если в указанный годовой период МФО получила статус МФК, то эта компания вправе по согласованию с займодавцем-физлицом (в том числе индивидуальным предпринимателем) увеличить срок возврата привлеченных денежных средств путем внесения необходимых изменений в соответствующий договор займа.

Александр Васильев, заместитель председателя правления, директор дивизиона потребительского кредитования ОТП Банка:

Начну с того, что нынешние поправки к Закону № 151 «О микрофинансировании и микрофинансовых организациях» касаются в большей мере упорядочивания деятельности МФО по приему денежных средств от физлиц, нежели правил выдачи займов. Конечно же, МФО изначально не подпадали под такое жесткое регулирование, как банки, и не могу сказать, что с вступлением в силу новых поправок ситуация кардинальным образом изменилась. Однако один из первых шагов на пути к урегулированию этого, безусловно, важного – при всей своей неоднозначной практике – вида деятельности сделан.

Оценивая деятельность МФО, подчеркну, что в этом сегменте работают совершенно разные по своим методам структуры. Некоторые из них действительно в той или иной степени способствуют финансированию потребителей с плохой кредитной историей, полученной в силу каких-либо не зависящих от них жизненных обстоятельств (например, потеря работы и т. д.), и не имеющих возможности рассчитывать на банковский кредит. Эти люди порой нуждаются в ссудах, и добросовестные МФО приходят им на помощь, правда, предлагая при этом значительно более высокий процент, чем банк (например, ссужая под 200% годовых). Да, это никак нельзя назвать выгодным предложением, но, учитывая, что такие ссуды, как правило, выдаются на короткое время (например, на 3 или 6 месяцев) и на небольшие суммы, у клиента есть все шансы погасить такую задолженность.

Кроме того, добросовестные МФО зачастую способны предложить продукт, которого просто не может быть сегодня у банка, – например, выдать клиенту с улицы заем на покупку недорогой обуви, решение по которому принимается в течение пяти минут. В исключительных случаях банки со временем даже перенимают в том или ином виде наиболее удачные из таких схем, но это бывает очень редко, т. к. в силу масштабов своего бизнеса они по определению менее гибки и оперативны, нежели МФО.

Высокие же процентные ставки в этих случаях частично оправданы значительными рисками невозврата, а также, в случае значительных ссуд, оригинальными методиками оценки платежеспособности заемщиков, отличными от стандартных банковских скоринговых процедур (например, некоторые МФО практикуют выезд к заемщику по месту жительства, проверку его счетов и т. д.).

Возвращаясь к закону от 29.12.2015 № 407-ФЗ, можно констатировать, что введение 400%-ного лимита от суммы основного долга по займам, выдаваемым МФО на срок до года, полностью не решает проблему кабальных условий: МФО могут выдавать займы и на большие сроки (не говоря уже о том, что указанное ограничение распространяется только на тело кредита и не включает в себя штраф и пени, а также взимание отдельных платежей за услуги). Таким образом, очевидные ограничения в этот раз коснулись по большей части лишь возможности МФО привлекать средства граждан. В то же время нынешний шаг сделан, бесспорно, в нужном направлении, и я надеюсь, что за ним со временем последует и ряд других.

Журнал ПЛАС,  № 4 (227), апрель 2016 года

Ознакомиться с полной версией статьи можно здесь

Новости ОТП

95% процентов погашений идут через электронные каналы

95% процентов погашений идут через электронные каналы Аналитики ОТП Банка подвели итоги I полугодия 2021 года и отметили, что 95% погашений кредитов идут через электронные каналы. Это очень просто и значительно экономит время. Как показывает статистика, наиболее популярным способом являются погашения через карты других банков и с каждым кварталом эта доля растет. Такой способ выбирают 50% клиентов ОТП. Для 27% удобнее воспользоваться переводами по свободным реквизитам. Через партнерские каналы проводят операции по погашению лишь 12% клиентов. В офисы обращаются всего 5%. Мобильный банк один из самых удобных каналов для погашения кредитов – 70% клиентов регулярно его используют. Разработчики добавляют новый функционал в мобильный банк каждые 2 недели. А пользователи высоко оценивают удобство приложения.

OTP Group признана лучшей банковской группой в Центральной и Восточной Европе по версии Euromoney

OTP Group признана лучшей банковской группой в Центральной и Восточной Европе по версии Euromoney OTP Group, частью которой является ОТП Банк в России, получила премию Euromoney Awards for Excellence как лучшая банковская группа в Центральной и Восточной Европе. Euromoney Awards for Excellence — одна из самых престижных наград в мировой финансовой отрасли. Журнал Euromoney, который проводит награждение с 1995 года, отметил, что OTP Group стала единственным банком в регионе, показавшим двузначный доходность собственного капитала и впечатляющий рост кредитного портфеля на 9%. При этом, в 2021 году, OTP Group успешно завершила два крупных процесса по слиянию. «Мы также впечатлены успехами OTP Group в процессах интеграции новых приобретений в Болгарии и Черногории во время пандемии, в мае и декабре соответственно», - говорится в сообщении Euromoney. «Мы гордимся тем, что наша экспертиза позволяет нам совершать успешные сделки и интегрировать новые бизнесы в нашу структуру, и при этом, сохранять высокий уровень удовлетворенности наших клиентов", - прокомментировал получение награды Ласло Вольф, заместитель председателя Правления OTP Group.

Рефинансирование от ОТП Банка: 4 месяца без процентов и переплат

Рефинансирование от ОТП Банка: 4 месяца без процентов и переплат ОТП Банк представляет возможность рефинансировать кредиты других банков – теперь каждый клиент Банка может погасить задолженность по кредиты в любом российском банке картой «120 дней без процентов» и не платить проценты в течение 4 месяцев. Опция рефинансирования позволит клиентам комфортно распределить долговую нагрузку - к примеру, досрочно погасить взятый ранее кредит, существенно уменьшить ежемесячный платеж или значительно уменьшить процентную ставку по кредиту до 13,9%. Рефинансирование легко оформить в несколько кликов в мобильном приложении или интерфейсе интернет-банка ОТП. О закрытии кредита позаботятся специалисты ОТП Банка, а клиент сможет полностью увидеть процесс онлайн: от момента активации рефинансирования и перевода средств на счет другого банка без комиссии до проверки статуса закрытия кредита спустя 70 дней и получения справки по предыдущему кредиту в чате мобильного банка ОТП. «По результатам опросов наших клиентов, 90% клиентов были бы заинтересованы в возможности рефинансировать кредит, чтобы снизить ежемесячный платеж или существенно сократить финальную переплату по кредиту», - комментирует Денис Луковский, директор по развитию кредитных карт ОТП Банка, - «Мы предлагаем технологичное и понятное решение, которое доступно в мобильном банке ОТП в несколько кликов – в течение нескольких минут клиент Банка сможет перейти на более комфортные условия кредитования с 120-дневным беспроцентным периодом. По нашей оценке, каждый пятый клиент ОТП Банка воспользуется предложением по рефинансированию в течение года». Узнать больше о возможности рефинансирования можно на сайте: https://www.otpbank.ru/refinancing/ и в мобильном приложении ОТП Банка.

Контакты для СМИ

Продолжая просмотр сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые мы используем для удобства пользователей и персонализации сервисов. Вы можете отключить cookie в настройках Интернет-браузера. Подробнее о защите персональных данных можно узнать в нашем разделе. Закрыть