Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

В сухом остатке. Защитят ли потребителей от ростовщичества?

Чем запомнится нам первый месяц весны, точнее, самый конец марта? После таких слов автоматически вспоминается 8 Марта и все, что так или иначе связано с этим праздником, а также замечательное словосочетание «мартовские коты»… Но от подобных ассоциаций хочется быстрее отделаться… Все же мы на работе!

Итак, продолжим. В этом номере мы решили отойти от практики подготовки некого краткого обзора и сделали акцент на одной-единственной теме. 29 марта в России вступили в силу поправки к Закону № 151 «О микрофинансировании и микрофинансовых организациях», направленные на защиту прав потребителей.

Поправки устанавливают ограничения предельного размера долга по так называемым «займам до зарплаты» – это займы в сумме до 30 тыс. рублей, которые выдаются на срок не более 1 месяца. Теперь совокупный размер начисленных процентов по таким займам не может превышать сумму основного долга более чем в 4 раза.

Кроме того, поправки разделяют этот рынок на две категории в зависимости от уровня риска – на микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК). Последние с 29 марта не могут привлекать средства физических лиц и будут полагаться только на собственные средства учредителей. Кроме того, микрокредитные компании не смогут выпускать облигации, не имеют права привлекать инвестиции от граждан, которые не являются их учредителями. Микрозаймы такие компании могут предоставлять только на сумму до 500 тыс. рублей.

Поправки к Закону № 151 разделяют МФО-рынок на две категории в зависимости от уровня риска – на микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК)   Во всем мире МФО играют важную социальную роль, выступая элементом социального лифта нижнего уровня и работая на пользу населению и, в конечном итоге, экономике в целом.

Микрофинансовые же компании, напротив, получают больше возможностей и, соответственно, требований. Капитал последних должен быть не менее 70 млн рублей. Они получают право выдавать онлайн-займы, максимальная сумма которых равняется 15 тыс. рублей. Однако для их выдачи МФО придется идентифицировать клиента в банке, с которым заключен такой договор. Без соблюдения этого требования закона выдавать онлайн-заем запрещено.

Кроме того, микрофинансовые компании с капиталом в 70 млн рублей смогут привлекать инвестиции граждан (не вклады) в сумме не менее 1,5 млн рублей. Устойчивость компании будет контролироваться по шести экономическим показателям, и если ЦБ сочтет компанию недостаточно прозрачной и устойчивой, она потеряет право и привлечения средств граждан, и выпуска облигаций.

Если организация исключается из реестра микрофинансовых компаний, но при этом остаются обязательства перед физическими лицами, то вводится процедура принудительной ликвидации при участии Банка России. Если МФК обанкротилась, то требования физических лиц по сумме основного долга до 3 млн рублей будут погашаться в приоритетном порядке, что повышает инвестиционную привлекательность данного финансового инструмента.

Показательно, что ЦБ уже обозначил сроки возврата действующими микрофинансовыми организациями привлеченных денежных средств. В сообщении, опубликованном пресс-службой Банка России 30 марта 2016 года, указано, что те МФО, сведения о которых внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций до 29 марта 2016 года, автоматически признаются МКК, но обязаны до 29 марта 2017 года привести свое наименование в соответствие с обновленными требованиями профильного закона.

Насколько эффективными окажутся поправки в закон и могут ли они в принципе быть эффективными в таком виде?

Как постановил регулятор, в период с 29 марта 2016 года по 29 марта 2017-го МФО, которые не привели свое наименование в соответствие с требованиями 151-ФЗ, «вправе на основании договора займа привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не являющихся их учредителями (участниками, акционерами), а также вправе вносить изменения в ранее заключенные договоры займа по привлечению денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в части увеличения сроков действия этих договоров при условии, что обязательства таких микрофинансовых организаций по указанным договорам, в том числе с учетом изменений, должны быть исполнены до 29 марта 2017 года».

Если в указанный годовой период МФО получила статус МФК, то эта компания вправе по согласованию с займодавцем-физлицом (в том числе индивидуальным предпринимателем) увеличить срок возврата привлеченных денежных средств путем внесения необходимых изменений в соответствующий договор займа.

Александр Васильев, заместитель председателя правления, директор дивизиона потребительского кредитования ОТП Банка:

Начну с того, что нынешние поправки к Закону № 151 «О микрофинансировании и микрофинансовых организациях» касаются в большей мере упорядочивания деятельности МФО по приему денежных средств от физлиц, нежели правил выдачи займов. Конечно же, МФО изначально не подпадали под такое жесткое регулирование, как банки, и не могу сказать, что с вступлением в силу новых поправок ситуация кардинальным образом изменилась. Однако один из первых шагов на пути к урегулированию этого, безусловно, важного – при всей своей неоднозначной практике – вида деятельности сделан.

Оценивая деятельность МФО, подчеркну, что в этом сегменте работают совершенно разные по своим методам структуры. Некоторые из них действительно в той или иной степени способствуют финансированию потребителей с плохой кредитной историей, полученной в силу каких-либо не зависящих от них жизненных обстоятельств (например, потеря работы и т. д.), и не имеющих возможности рассчитывать на банковский кредит. Эти люди порой нуждаются в ссудах, и добросовестные МФО приходят им на помощь, правда, предлагая при этом значительно более высокий процент, чем банк (например, ссужая под 200% годовых). Да, это никак нельзя назвать выгодным предложением, но, учитывая, что такие ссуды, как правило, выдаются на короткое время (например, на 3 или 6 месяцев) и на небольшие суммы, у клиента есть все шансы погасить такую задолженность.

Кроме того, добросовестные МФО зачастую способны предложить продукт, которого просто не может быть сегодня у банка, – например, выдать клиенту с улицы заем на покупку недорогой обуви, решение по которому принимается в течение пяти минут. В исключительных случаях банки со временем даже перенимают в том или ином виде наиболее удачные из таких схем, но это бывает очень редко, т. к. в силу масштабов своего бизнеса они по определению менее гибки и оперативны, нежели МФО.

Высокие же процентные ставки в этих случаях частично оправданы значительными рисками невозврата, а также, в случае значительных ссуд, оригинальными методиками оценки платежеспособности заемщиков, отличными от стандартных банковских скоринговых процедур (например, некоторые МФО практикуют выезд к заемщику по месту жительства, проверку его счетов и т. д.).

Возвращаясь к закону от 29.12.2015 № 407-ФЗ, можно констатировать, что введение 400%-ного лимита от суммы основного долга по займам, выдаваемым МФО на срок до года, полностью не решает проблему кабальных условий: МФО могут выдавать займы и на большие сроки (не говоря уже о том, что указанное ограничение распространяется только на тело кредита и не включает в себя штраф и пени, а также взимание отдельных платежей за услуги). Таким образом, очевидные ограничения в этот раз коснулись по большей части лишь возможности МФО привлекать средства граждан. В то же время нынешний шаг сделан, бесспорно, в нужном направлении, и я надеюсь, что за ним со временем последует и ряд других.

Журнал ПЛАС,  № 4 (227), апрель 2016 года

Ознакомиться с полной версией статьи можно здесь

Новости ОТП

Объем операций в мобильном приложении ОТП Банка вырос на 30%

Объем операций в мобильном приложении ОТП Банка вырос на 30% Аналитики ОТП Банка оценили активность пользователей мобильного приложения и отметили 30% рост операций клиентов в середине II квартала в сравнении с I кварталом 2021 года. Положительная динамика в апреле и в начале мая затронула как переводы в системе быстрых платежей, так и оплату услуг и сервисов. Средний чек перевода через СБП составил более 6 тысяч рублей, а количество переводов в последние месяцы стабильно увеличивается в среднем на 15% месяц. Аналитики ОТП Банка отмечают, что рост популярности денежных переводов продолжится в ближайшие месяцы. В последние недели клиенты ОТП чаще всего оплачивали мобильную связь, пополняли электронные кошельки, оплачивали интернет и тратили деньги на шоппинг. Замыкают список популярных операций траты на игры и развлечения. Мобильное приложение ОТП Банка уже регулярно используют более 70% клиентов, а разработчики постоянно работают над добавлением новых функций и возможностей для пользователей. К примеру, начиная с апреля, клиенты могут оформить частично досрочное погашение кредита в Банке за 40 секунд, а в конце I квартала в интерфейсе мобильного приложения появилась возможность оплаты ЖКХ и разных типов услуг по QR-коду. Функция моментально стала популярной среди пользователей приложения, и сегодня в месяц обрабатывается более 7 000 таких платежей.

ОТП Банк меняет правила бонусных программ по вкладам и накопительным счетам

ОТП Банк меняет правила бонусных программ по вкладам и накопительным счетам С 1 мая ОТП Банк меняет правила бонусных программ по картам, открытым для депозитов и накопительных счетов. владельцам карт «ОТП Покупки» и «ОТП Процент» доступны новые привлекательные условия и дополнительные проценты. Карты, открытые в дополнение к вкладам, с начала мая позволят получать большую дополнительную доходность – до 1% к ставке вклада (ранее 0.5%). Бонусная программа объединяет все виды вкладов, и теперь клиент получает бонусы по всем вкладам, открытым на текущий момент в ОТП Банке. Максимальная сумма для начисления бонуса составит 1 млн рублей. Для карты «ОТП Покупки», открытой в дополнение к накопительному счету, продолжают действовать условия по начислению 2,5% бонус к ставке, а значит, суммарная ставка счёта все также может достигать 6.5% годовых. При этом, ОТП Банк увеличивает частоту начисления бонуса, и переходит от поквартальных зачислений к ежемесячным. Если клиент ОТП Банка открыл несколько накопительных счетов, то бонусы будут рассчитываться на основании среднемесячного суммарного остатка по всем накопительным счетам, открытым в Банке. Максимальная общая сумма для начисления бонуса составляет 350 000 рублей. Для клиентов банка, у которых есть действующие карты (выпущенные ранее) – условия изменяются с 01.05.2021 автоматически. Подробнее ознакомиться с информацией по вкладам и накопительным счетам, а также рассчитать доходность по ним можно на сайте ОТП Банка: www.otpbank.ru/depo .

ОТП Банк открыл набор студентов в программу OTP Next Generation

ОТП Банк открыл набор студентов в программу OTP Next Generation В ОТП Банке стартовал сбор заявок от студентов московских вузов в программу OTP Next Generation – оплачиваемую стажировку в головных офисах Банка в Москве. Отличительная особенность OTP Next Generation в том, что это не просто практика для университета, а компактная программа развития, которая длится с июля по декабрь и становится стартовой точкой для развития карьеры в банковском секторе. Участие в программе – это наиболее короткий путь к экспертной позиции в Банке. Отбор в OTP Next Generation состоит из 4 этапов: заполнения анкеты на сайте, телефонного интервью, решения бизнес-кейса в небольшой группе и интервью с будущим наставником. Студенты, успешно прошедшие отбор, с первого дня активно подключаются к ключевым ИТ- и бизнес-процессам в Банке. Кроме того, в решении рабочих задач участникам программы помогают бизнес-тренеры и эксперты-наставники Банка. Молодым специалистам на период стажировки доступны все корпоративные льготы, ДМС, возможность удобно совмещать работу с учебой. В ОТП Банке рассчитывают на то, что программа будет интересна молодым специалистам, которые нацелены на долгосрочное сотрудничество с Банком. По окончании программы успешным стажерам будет предложена возможность занять постоянное место в штате ОТП Банка. Так, прошлом году более 60% участников OTP Next Generation получили предложение о работе в ОТП. Программа OTP Next Generation была запущена в прошлом году, и в течение трех недель почти 2 000 студентов из 30 лучших ВУЗов страны подали заявки на участие в программе. В этом году набор студентов открыт по 9 направлениям, 4 из которых связаны с ИТ-процессами. С тех пор, как ОТП Банк начал процесс IT-трансформации, в компании открылись дополнительные возможности для развития IТ-специалистов в финансовом секторе в сочетании с динамичной и гибкой атмосферой бизнес-процессов и ИТ-разработки. «Мы уверены в том, что молодые специалисты способны привнести в наши процессы новый взгляд, энергию и идеи. Кроме того, для нас это тоже колоссальный опыт – мы лучше понимаем потребности поколения Z, а также особенности работы с ним», - комментируют в ОТП Банке, - «Мы собирали подробную обратную связь от участников первого набора программы, и каждый из них нашел для себя то, что искал в рамках стажировки – опыт работы в международной компании, сильную команду и импульс для развития новых навыков. Используя опыт прошлого года, в 2021 году мы расширили образовательную часть программы и открыли новые направления для стажировки. В этом году участники программы смогут начать развитие в сфере UX/UI-дизайна, product- менеджмента и IT-разработки». Узнать больше о программе OTP Next Generation и подать заявку можно здесь: https://www.otpbank.ru/internship/

Контакты для СМИ

Продолжая просмотр сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые мы используем для удобства пользователей и персонализации сервисов. Вы можете отключить cookie в настройках Интернет-браузера. Подробнее о защите персональных данных можно узнать в нашем разделе. Закрыть