Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Реверсивный факторинг в ОТП Банке

Факторинг в России существует не так давно, но сегодня уже успел закрепиться в продуктовой линейке многих крупных банков, которые делают упор на развитии транзакционных продуктов, в том числе и на факторинг. В ОТП Банке факторинг появился в начале 2015 года. Классические виды факторинга широко распространены в арсенале многих российских банков и факторинговых компаний, поэтому для обеспечения конкурентного преимущества ОТП Банк спустя год сделал ставку на неклассический (реверсивный) факторинг.

Реверсивный факторинг (у некоторых других факторов носит название «закупочный») разрабатывался для привлечения крупных покупателей и торговых сетей. Если при классическом прямом факторинге фактор(банк / финансовый агент) заключает договор только с поставщиком, а покупатели подписывают лишь уведомление и не несут дополнительных обязательств перед фактором, кроме обязательств, обусловленных законодательством, то при реверсивном факторинге клиентом фактора является как раз покупатель который привлекает на факторинг своих поставщиков. Классический факторинг обычно удобен для пополнения оборотных средств поставщиков, а реверсивный — для покупателей по сделке. Дело в том, что классический факторинг не всегда подходит для поставщиков, относящихся к сегментам среднего и малого бизнеса. Ведь бизнес за последние десять лет сильно изменился, и условия на рынке торговли зачастую диктуют крупные оптовые покупатели товаров (торговые сети). У торговых сетей и крупных покупателей обычно много поставщиков, и множество из них в силу объемов. производства и выручки просто не интересны факторам для привлечения на классический факторинг. При работе по реверсивному факторингу факторы обычно заключают договоры и с крупным покупателем, и с его поставщиком, причем договор с поставщиком обычно регламентирует исключительно форму предоставления финансирования и размер комиссионных вознаграждений. Договор с покупателем, напротив, более обширный и обычно включает в себя порядок подтверждения поставок и ответственность покупателя за оплату этих подтвержденных поставок перед фактором. В большинстве случаев факторы подписывают более обширные договоры как с поставщиком, так и с покупателем. Эти договоры могут содержать в себе столько условий и услуг, сколько нужно покупателю для комфортной работы со своими поставщиками, в том числе и предоставление фактором дополнительной отсрочки сверх отсрочки по договору поставки, комиссию за которую обычно платит покупатель. Реверсивный факторинг отличается от классического не только количеством договоров и ответственностью покупателя за исполнение уступленных фактору требований, но и политикой принятия риска на контрагентов. Если в классическом факторинге с регрессом фактор принимает риск исходя из размера и финансовой устойчивости поставщика, то в реверсивном факторинге, напротив,

фактор принимает основной риск только на покупателя.

Нельзя не отметить, что разделение с точки зрения принятия рисков носит довольно условный

характер. Многие факторы сейчас при принятии поставщиков и покупателей проводят полную

оценку рисков по обоим контрагентам и выставляют общий лимит на каждую рассматриваемую организацию, не привязываясь к конкретной сделке.

В ОТП Банке факторинг существует не так давно, и в начале текущего года осуществилось первое финансирование в рамках продукта «Реверсивный факторинг». Схема продукта выглядит так, как показано на рисунке.

Представленная схема — это только первый этап и первый реализованный бизнес-кейс для обслуживания одной связки крупного покупателя и поставщика. В дальнейшем будут реализованы более гибкие схемы оплаты комиссионного вознаграждения фактора и схемы без предоставления покупателю дополнительной отсрочки.

При реализации реализованного кейса мы осуществили следующие действия:

1.     Подписан договор с покупателем, в котором обозначены:

• регулирование подтверждения получения поставок покупателем и оплаты в оговоренные сроки;

• факт уведомления покупателя об уступке требований по условиям договора (не нужно отдельное уведомление, как при классическом факторинге);

• покупатель несет ответственность за оплату поставок, недействительность уступленных фактору денежных требований и товарные споры;

• покупатель получает дополнительную отсрочку от банка, за которую платит комиссию. При этом покупатель не обязан открывать расчетный счет в банке, так как банк открывает для покупателя специальные счета, использующиеся исключительно для погашения поставок и комиссий.

2. Подписан договор с поставщиком, в котором обозначены:

• условия предоставления финансирования, в том числе отправка реестров поставок на финансирование, подписанных ЭП, с использованием ДБО банка;

• ответственность за недействительность уступаемых поставок.

Работая по реверсивному факторингу с поставщиком, факторы обычно заключают упрощенную

версию договора, так как, хотя клиентом фактора, по сути, является покупатель, финансирование предоставляется все же поставщику, поэтому некоторые договорные обязательства у фактора должны присутствовать и по отношению к поставщику.

На данный момент в ОТП Банке на стадии внедрения находятся более 40 разнообразных вариантов взимания комиссионного вознаграждения при работе по реверсивному факторингу, которые отличаются друг от друга по периодам взимания и по объекту взимания.

Реверсивный факторинг уже более пяти лет является полноправным участником пула факторинговых продуктов практически у всех российских факторов и активно развивается, постепенно набирая популярность за счет крупных покупателей, в том числе торговых сетей.

Источник: "Банковское обозрение" №1 (17)/I полугодие 2016

Новости ОТП

Покупательская активность во 2-м квартале

В период пандемии ОТП Банк уже замерял предпочтения клиентов и изменение потребительской активности в категориях товаров и услуг. Анализ покупок по кредитным картам показал резкое снижение спроса, по всем категориям, кроме Супермаркеты, Аптеки, Образовательные услуги и Товары для животных. В 1 квартале 2020 года, по карточным транзакциям был зафиксирован ощутимый рост в таких категориях, как Образовательные услуги (+101%), Аренда Авто (+81%), Сувениры (+60%) и Фаст Фуд (45%), в сравнении с 1 кварталом 2019 года. Во 2 квартале наблюдается совершенно другая картина потребления. По карточным транзакциям можно выделить увеличение спроса в таких категориях, как Членские взносы (+37%), внутри данной категории лидерами являются Автомобильные ассоциации, Благотворительные и общественные организации и Гражданские и социальные ассоциации. На втором месте, во 2-ом квартале, идет Музыка (+11%), динамика спроса на Образовательные услуги сократилась до +1%, относительно 2 квартала 2019 года. В сегменте POS-кредитования в 1 квартале 2020 увеличился спрос на Бытовую технику, Моб.телефоны, Компьютеры/ноутбуки, связано это с колебаниями валютного курса. Теплая зима снизила спрос в категории Меха в 2 раза, относительно 2019 года. Под влиянием карантинных мер продажи существенно снизились, но тем не менее все еще можно отметить сезонный рост потребительского интереса к таким категориям товаров, как Мототехника/автозапчасти. Продажи в категории Билеты и туры - исчезли, но доля продаж в категориях Бытовая техника и электроника (в динамике +5% против 2-го кв. 2019) и Компьютеры и ноутбуки (увеличение спроса в 2 раза) возросла, в том числе благодаря переходу на работу и учебу из дома. В 3-м квартале 2020 года ожидается увеличение спроса в категории Билеты и туры. Если в 1 квартале наблюдался рост покупательской активности +15% к показателям 2019 года, то во втором квартале покупательская активность клиентов снизилась -30%, относительно 2-го квартала 2019 года. После выхода из самоизоляции и отмены ограничительных режимов, ожидается увеличение объемов покупок. В целом объемы по транзакциям за 1 полугодие 2020г. показали снижение -10% относительно 2019 года.

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Контакты для СМИ