Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Доверие и проверка

С. Капустин: «ОТП Банк всегда придерживался умеренно консервативной политики при оценке качества активов, и теперь мы получили подтверждение тому, что были правы»

Управление рисками в кризисные и посткризисные периоды становится одним из самых важных направлений в деятельности финансово-кредитных организаций. Заместитель председателя правления ОТП Банка Сергей Капустин рассказал NBJ о том, как «дочка» венгерской OTP Group выстраивает собственную систему риск-менеджмента в условиях экономической нестабильности.

NBJ: Сергей, недавно ОТП Банк вошел в ТОП-30 рейтинга «Надежности 100 крупнейших банков РФ» журнала «Форбс». Посодействовала ли данному обстоятельству система риск-менеджмента банка? Каким образом?

С. КАПУСТИН: Действительно, на сегодняшний день ОТП Банк является одной из самых надежных кредитных организаций в стране, этому есть несколько причин, в том числе поддержка материнской структуры. В условиях некоторой нервозности на рынке депозитов OTP Group оказала нам серьезную поддержку, чтобы Банк был готовым к самому худшему развитию ситуации с точки зрения риска ликвидности. И таким образом, кризис ликвидности не оказался для нас проблемой. Во-вторых, ОТП Банк всегда придерживается консервативной политики при оценке качества активов и формируемой отчетности по качеству портфеля. На текущий момент соотношение объема сформированных резервов на возможные потери по ссудам к неработающим активам составляет почти 110%. Год назад это покрытие составляло примерно 110%. В-третьих, мы стараемся выдавать только качественные кредиты. ОТП Банк обратил внимание на ухудшение поведения заемщиков еще в середине 2013 года. В результате мы начали вводить более строгие требования к качеству кредитных историй клиентов, которые обращаются в банк, также мы стали более критично относиться к такому показателю, как величина доходов и расходов граждан. Это привело к тому, что с середины 2013 года качество вновь выдаваемых кредитов в банке улучшилось. Стоит также отметить, что банк стал заметно более эффективно бороться с мошенниками, т.е. с теми людьми, которые берут кредиты и сразу же по ним не платят. Объем потенциально мошеннических кредитов в портфеле ОТП Банка уменьшился в два раза за последние полтора года. Это произошло за счет усиления политики в области риск-менеджмента.

NBJ: Какие риски в розничном кредитовании сейчас наиболее высоки?

С. КАПУСТИН: На сегодняшний день мы чаще всего сталкиваемся с риском социального дефолта. В 2011-2013 годах человек, успешно плативший по кредиту первые несколько месяцев, с высокой степенью вероятности продолжал делать это и дальше. Сейчас мы наблюдаем ситуацию, при которой люди, исправно вносившие 10-12 платежей, могут уходить в дефолт со следующей оплаты. Для того чтобы уменьшить риск социального дефолта, мы выделяем клиентов, платежеспособность которых временно снижается, несмотря на дисциплинированные выплаты по кредитам. Для них составляются программы реструктуризации задолженности. Мы находим способы помогать клиентам, которые хотят выплачивать кредит. Если клиент не хочет платить – вопрос выносится в другую плоскость.

NBJ: Как изменилось поведение заемщиков по сравнению, например, с кризисом 2008 года?

С. КАПУСТИН: Сейчас мы видим, что люди, которые могли бы нормально погашать кредит, но не стали этого делать, - начинают осознавать ошибочность такой стратегии. Причина этого в том, о чем я говорил выше – заработал инструмент БКИ, благодаря чему недобросовестные заемщики все чаще стали получать отказы при обращении в банки за новыми кредитами. Для них этот горький опыт является источником финансовых знаний: они, наконец, понимают, что если не будут платить по долгам, то не смогут пользоваться кредитными продуктами в дальнейшем.

NBJ: Обычно для банковского рынка, насколько можно судить по предыдущим кризисам, характерно изменение отношения к управлению кредитными рисками со стороны собственников банков, топ-менеджмента. Прослеживается ли эта тенденция на рынке в настоящее время?

С. КАПУСТИН:Безусловно, я вижу, что внимание к риск-менеджменту в целом по банковской системе значительно возросло. Это означает, что выдача кредитов «среднего качества» в целом по системе приветствуется уже не так сильно, как раньше. Еще совсем недавно в банковской системе имела место практика, когда кредиты среднего качества можно было выдать в расчете на хороший комиссионный доход от клиента, в надежде на то, что этот доход «закроет» потенциально более высокий кредитный риск. Сейчас же оценка риска производится в более консервативной форме. Во многих кредитных организациях учитывается и тот негативный тренд по платежеспособности клиента, который наблюдался в прошлом.

NBJ:

Какие мероприятия в плане управления рисками ОТП Банк планирует осуществлять в 2015 году?

С. КАПУСТИН: Уже на начало года мы тщательно пересмотрели имеющийся портфель «старой» просроченной задолженности, большую часть которого успешно сегментировали и по итогам официального конкурса продали в марте коллекторским агентствам, специализирующимся на покупке портфелей. С оставшейся на балансе банка частью портфеля будет проведена в дальнейшем работа с использованием инструментов судебного взыскания. Стратегия новых выдач кредитов также была пересмотрена с упором на прибыльность клиентов в новых реалиях. У нас, естественно, изменилась экономика продуктов – вслед за ставкой фондирования, появилась корректировка по уровню кредитных рисков с учетом событий, которые происходили с конца прошлого года. С учетом этого мы формируем именно те зоны в стратегии одобрения, которые, в нашем понимании, будут прибыльными.

"Национальный Банковский Журнал", Анна Кислицына


Новости ОТП

Покупательская активность во 2-м квартале

В период пандемии ОТП Банк уже замерял предпочтения клиентов и изменение потребительской активности в категориях товаров и услуг. Анализ покупок по кредитным картам показал резкое снижение спроса, по всем категориям, кроме Супермаркеты, Аптеки, Образовательные услуги и Товары для животных. В 1 квартале 2020 года, по карточным транзакциям был зафиксирован ощутимый рост в таких категориях, как Образовательные услуги (+101%), Аренда Авто (+81%), Сувениры (+60%) и Фаст Фуд (45%), в сравнении с 1 кварталом 2019 года. Во 2 квартале наблюдается совершенно другая картина потребления. По карточным транзакциям можно выделить увеличение спроса в таких категориях, как Членские взносы (+37%), внутри данной категории лидерами являются Автомобильные ассоциации, Благотворительные и общественные организации и Гражданские и социальные ассоциации. На втором месте, во 2-ом квартале, идет Музыка (+11%), динамика спроса на Образовательные услуги сократилась до +1%, относительно 2 квартала 2019 года. В сегменте POS-кредитования в 1 квартале 2020 увеличился спрос на Бытовую технику, Моб.телефоны, Компьютеры/ноутбуки, связано это с колебаниями валютного курса. Теплая зима снизила спрос в категории Меха в 2 раза, относительно 2019 года. Под влиянием карантинных мер продажи существенно снизились, но тем не менее все еще можно отметить сезонный рост потребительского интереса к таким категориям товаров, как Мототехника/автозапчасти. Продажи в категории Билеты и туры - исчезли, но доля продаж в категориях Бытовая техника и электроника (в динамике +5% против 2-го кв. 2019) и Компьютеры и ноутбуки (увеличение спроса в 2 раза) возросла, в том числе благодаря переходу на работу и учебу из дома. В 3-м квартале 2020 года ожидается увеличение спроса в категории Билеты и туры. Если в 1 квартале наблюдался рост покупательской активности +15% к показателям 2019 года, то во втором квартале покупательская активность клиентов снизилась -30%, относительно 2-го квартала 2019 года. После выхода из самоизоляции и отмены ограничительных режимов, ожидается увеличение объемов покупок. В целом объемы по транзакциям за 1 полугодие 2020г. показали снижение -10% относительно 2019 года.

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Контакты для СМИ