Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Доверие и проверка

С. Капустин: «ОТП Банк всегда придерживался умеренно консервативной политики при оценке качества активов, и теперь мы получили подтверждение тому, что были правы»

Управление рисками в кризисные и посткризисные периоды становится одним из самых важных направлений в деятельности финансово-кредитных организаций. Заместитель председателя правления ОТП Банка Сергей Капустин рассказал NBJ о том, как «дочка» венгерской OTP Group выстраивает собственную систему риск-менеджмента в условиях экономической нестабильности.

NBJ: Сергей, недавно ОТП Банк вошел в ТОП-30 рейтинга «Надежности 100 крупнейших банков РФ» журнала «Форбс». Посодействовала ли данному обстоятельству система риск-менеджмента банка? Каким образом?

С. КАПУСТИН: Действительно, на сегодняшний день ОТП Банк является одной из самых надежных кредитных организаций в стране, этому есть несколько причин, в том числе поддержка материнской структуры. В условиях некоторой нервозности на рынке депозитов OTP Group оказала нам серьезную поддержку, чтобы Банк был готовым к самому худшему развитию ситуации с точки зрения риска ликвидности. И таким образом, кризис ликвидности не оказался для нас проблемой. Во-вторых, ОТП Банк всегда придерживается консервативной политики при оценке качества активов и формируемой отчетности по качеству портфеля. На текущий момент соотношение объема сформированных резервов на возможные потери по ссудам к неработающим активам составляет почти 110%. Год назад это покрытие составляло примерно 110%. В-третьих, мы стараемся выдавать только качественные кредиты. ОТП Банк обратил внимание на ухудшение поведения заемщиков еще в середине 2013 года. В результате мы начали вводить более строгие требования к качеству кредитных историй клиентов, которые обращаются в банк, также мы стали более критично относиться к такому показателю, как величина доходов и расходов граждан. Это привело к тому, что с середины 2013 года качество вновь выдаваемых кредитов в банке улучшилось. Стоит также отметить, что банк стал заметно более эффективно бороться с мошенниками, т.е. с теми людьми, которые берут кредиты и сразу же по ним не платят. Объем потенциально мошеннических кредитов в портфеле ОТП Банка уменьшился в два раза за последние полтора года. Это произошло за счет усиления политики в области риск-менеджмента.

NBJ: Какие риски в розничном кредитовании сейчас наиболее высоки?

С. КАПУСТИН: На сегодняшний день мы чаще всего сталкиваемся с риском социального дефолта. В 2011-2013 годах человек, успешно плативший по кредиту первые несколько месяцев, с высокой степенью вероятности продолжал делать это и дальше. Сейчас мы наблюдаем ситуацию, при которой люди, исправно вносившие 10-12 платежей, могут уходить в дефолт со следующей оплаты. Для того чтобы уменьшить риск социального дефолта, мы выделяем клиентов, платежеспособность которых временно снижается, несмотря на дисциплинированные выплаты по кредитам. Для них составляются программы реструктуризации задолженности. Мы находим способы помогать клиентам, которые хотят выплачивать кредит. Если клиент не хочет платить – вопрос выносится в другую плоскость.

NBJ: Как изменилось поведение заемщиков по сравнению, например, с кризисом 2008 года?

С. КАПУСТИН: Сейчас мы видим, что люди, которые могли бы нормально погашать кредит, но не стали этого делать, - начинают осознавать ошибочность такой стратегии. Причина этого в том, о чем я говорил выше – заработал инструмент БКИ, благодаря чему недобросовестные заемщики все чаще стали получать отказы при обращении в банки за новыми кредитами. Для них этот горький опыт является источником финансовых знаний: они, наконец, понимают, что если не будут платить по долгам, то не смогут пользоваться кредитными продуктами в дальнейшем.

NBJ: Обычно для банковского рынка, насколько можно судить по предыдущим кризисам, характерно изменение отношения к управлению кредитными рисками со стороны собственников банков, топ-менеджмента. Прослеживается ли эта тенденция на рынке в настоящее время?

С. КАПУСТИН:Безусловно, я вижу, что внимание к риск-менеджменту в целом по банковской системе значительно возросло. Это означает, что выдача кредитов «среднего качества» в целом по системе приветствуется уже не так сильно, как раньше. Еще совсем недавно в банковской системе имела место практика, когда кредиты среднего качества можно было выдать в расчете на хороший комиссионный доход от клиента, в надежде на то, что этот доход «закроет» потенциально более высокий кредитный риск. Сейчас же оценка риска производится в более консервативной форме. Во многих кредитных организациях учитывается и тот негативный тренд по платежеспособности клиента, который наблюдался в прошлом.

NBJ:

Какие мероприятия в плане управления рисками ОТП Банк планирует осуществлять в 2015 году?

С. КАПУСТИН: Уже на начало года мы тщательно пересмотрели имеющийся портфель «старой» просроченной задолженности, большую часть которого успешно сегментировали и по итогам официального конкурса продали в марте коллекторским агентствам, специализирующимся на покупке портфелей. С оставшейся на балансе банка частью портфеля будет проведена в дальнейшем работа с использованием инструментов судебного взыскания. Стратегия новых выдач кредитов также была пересмотрена с упором на прибыльность клиентов в новых реалиях. У нас, естественно, изменилась экономика продуктов – вслед за ставкой фондирования, появилась корректировка по уровню кредитных рисков с учетом событий, которые происходили с конца прошлого года. С учетом этого мы формируем именно те зоны в стратегии одобрения, которые, в нашем понимании, будут прибыльными.

"Национальный Банковский Журнал", Анна Кислицына


Новости ОТП

Каждый второй клиент ОТП банка регулярно пользуется мобильным приложением

Аналитики ОТП Банка оценили активность пользователей в мобильном приложении – каждый второй клиент выбирает приложение как основной канал взаимодействия с банком и регулярно использует его. Самые активные пользователи мобильного приложения Банка живут в Новосибирске, Краснодаре, Казани, Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге. Чаще всего клиенты банка пополняют счета карт, погашают потребительские кредиты, оплачивают коммунальные услуги, а также услуги сотовой связи и интернета. В 2020 году ОТП Банк сделал ставку на развитие эффективного дистанционного обслуживания – за 10 месяцев здесь появились платежи через СБП, оплата широкого спектра товаров и услуг, удобный чат, в котором обрабатывается до 6,5 тысяч обращений в день, возможность оформить заявку на кредит и открыть вклад. В приложении можно активировать карту, сменить или установить пин-код карты. В скором времени в меню появятся выписки по кредитным картам, сервис по частично-досрочному погашению кредита и обновленный интерфейс пополнения с карт других банков без перехода на сторонние сервисы, а также появится возможность обновить паспортные данные в приложении. Создание удобного цифрового пространства в мобильном интерфейсе помогает клиентам банка распоряжаться финансами, не выходя из дома, что особенно важно в период эпидемиологических ограничений. Push-уведомления ненавязчиво напомнят о предстоящих оплатах услуг и кредитов, а раздел специальных предложений всегда подскажет о новых финансовых инструментах ОТП Банка. Приложение ОТП Банк входит в топ-10 лучших приложений в категории Финансы в App Store и Google Play. Узнать больше о возможностях приложения ОТП Банк можно здесь: https://www.otpbank.ru/online

ОТП Банк начинает выдачу автокредитов по программе «Свои люди»

ОТП Банк начинает выдачу автокредитов по программе «Свои люди» ОТП Банк представляет новую программу автокредитования «Свои люди». Программа предлагает одинаковые условия по ставкам на новые автомобили и автомобили с пробегом. Процентная ставка по кредиту не будет меняться в зависимости от того, какой автомобиль захочет приобрести клиент – новый или подержанный. Кредит можно оформить на срок до 5 лет со ставкой от 10% и первоначальным взносом в 10%. Максимальная сумма кредита составляет 4 млн рублей. Подать заявку на кредит можно по двум документам без подтверждения дохода и занятости, а срок принятия решения составляет менее 1 часа. Программа «Свои люди» доступна и водителям с минимальным стажем от 3 месяцев. Продукт можно будет оформить в более чем 200 дилерских центрах на территории РФ. ОТП Банк также предоставляет клиентам дополнительные преимущества в рамках обновленной программы госсубсидирования автокредитования. Условия предполагают увеличенную стоимость автомобиля, расширенный список доступных моделей и комплектаций, а также скидки для медицинских работников и клиентов, использующих трейд-ин. Кроме того, скидка на автомобиль доступна семьям с одним несовершеннолетним ребёнком. «Отрасль автокредитования активно идет к показателям прошлого года, и мы видим, что сейчас люди возвращаются к отложенному решению о приобретении автомобиля», - комментирует Александр Васильев, заместитель председателя Правления ОТП Банка, - «Снижение спроса на автокредиты в этом году дало нам дополнительный стимул пересмотреть наше кредитное предложение и создать оптимальную программу, которая дает равные возможности и ставки по кредитам для тех, кто хочет приобрести новый автомобиль или автомобиль с пробегом». _________________ ОТП Банк (Россия) входит в международную финансовую Группу ОТП (OTP Group). Один из 50 крупнейших банков России («ИНТЕРФАКС-100» на 1 апреля 2020 г.), ОТП Банк входит в число лидеров рынка по ряду направлений: занимает 3 место на рынке POS-кредитования и 7 место на рынке кредитных карт (Frank Research Group на 1 октября 2019 г.).

Доход на следующий день: ОТП Банк представляет вклад «Проценты сразу»

С 5 октября клиентам ОТП Банка доступен новый формат вклада – «Проценты сразу». Основное преимущество продукта – выплата процентов по сумме вклада на следующий день после его открытия. Клиентам больше не нужно ждать получения средств целый год – деньги сразу появятся на счете, и ими можно будет свободно распорядиться. Вклад можно открыть в любом отделении ОТП Банка. Минимальная сумма открытия вклада – 300 000 рублей, а процентная ставка составляет 4%. Специальное предложение по вкладу будет действовать до конца 2020 года. «С конца июля мы фиксируем рост интереса к вкладам и накопительным счетам среди наших клиентов, и активно развиваем это направление», – отметила Мария Филимоненко, Директор по развитию ежедневного банковского обслуживания ОТП Банка, – «Мы понимаем, что в условиях неопределенности людям нужно видеть, что их деньги «работают», и иметь быстрый доступ к собственным доходам в случае необходимости. Поэтому мы создали продукт, где выгода ощутима сразу, безотносительно срока вклада». Более подробную информацию по открытию вклада «Проценты сразу» можно найти на сайте Банка: www.otpbank.ru/retail/deposit _________________ ОТП Банк (Россия) входит в международную финансовую Группу ОТП (OTP Group). Один из 50 крупнейших банков России («ИНТЕРФАКС-100» на 1 апреля 2020 г.), ОТП Банк входит в число лидеров рынка по ряду направлений: занимает 3 место на рынке POS-кредитования и 7 место на рынке кредитных карт (Frank Research Group на 1 октября 2019 г.).

Контакты для СМИ