Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

POS-кредиты быстрее других восстанавливаются в кризис

О том, в каком состоянии находится сегмент POS - кредитования в условиях макроэкономического спада, о конкуренции на этом рынке и о том, почему получить кредит на приобретение ювелирных украшений сложнее, чем на меха, порталу Банки.ру рассказал заместитель председателя правления ОТП Банка Александр ВАСИЛЬЕВ.

- Что происходит сейчас, в период экономического кризиса, на рынке POS-кредитования?

- После 17 декабря 2014 года, когда Банк России резко поднял ключевую ставку, случилась небольшая паника: в конце года люди покупали товары для того, чтобы застраховаться от подорожания товаров и увеличения переплаты по кредиту - рублевые кредиты по всем прогнозам должны были подорожать. После этого в январе 2015 года наступил существенный спад по POS-кредитам. Наверное, если сравнивать январь прошлого года с январем 2015-го, спад был почти на 50% у всех игроков рынка.

Тогда было две тенденции: с одной стороны, банки боялись выдавать кредиты, а, с другой, хороших заемщиков, которые готовы были продолжать брать займы, почти не осталось.

Но уже в феврале ситуация стала меняться к лучшему. А начиная с марта пошло восстановление рынка. Банки увеличили уровень одобрения по кредитам, смягчив требования к заемщикам. В связи со стабилизацией курса доллара торговые сети зафиксировали стоимость товара. Так что сейчас я наблюдаю восстановление рынка. Однако на уровень 2014 года мы так и не вышли.

- Как на ставки по POS-кредитам повлияла ставка полной стоимости кредита (ПСК)?

- Для нас ситуация почти не изменилась, а наши ставки по POS-кредитованию не так сильно подверглись ограничению со стороны ЦБ, как потребительские кредиты наличными. Это связано с тем, что на рынке POS-кредитования первые два банка - это мы и Хоум Кредит Банк, потом идет Альфа-Банк. Подход к установлению ставок по кредиту и оценке рисков у нас примерно одинаковый, и первые три банка занимают примерно 65% рынка. Поэтому наши ставки оказывали сильное влияние на расчет средневзвешенной ПСК. А вот если брать потребительские кредиты, там лидеры Сбербанк и ВТБ 24, и средняя ставка приближена к их ставкам.

- А не появится ли цепная реакция, в результате которой ставка ПСК будет все меньше с каждым кварталом?

- Из-за снижения выдач средняя ПСК, скорее всего, будет снижаться. Но, по идее, она должна стабилизироваться, потому что ограничение идет не по средней ставке, а по средней ставке плюс 30%. Есть надежда, что эти "плюс 30%" помогут ее зафиксировать на каком-то определенном уровне.

- Существует ли конкуренция в торговых точках между банками или рынок сейчас поделен и никаких тектонических движений нет?

- Значительных изменений точно нет. Произошел уход с рынка "Траста", снизился объем выдач "Русского Стандарта". Но в остальном как была борьба между лидерами в данном сегменте рынка, так она и остается. В каких-то регионах в эту борьбу могут в той или иной степени вовлекаться другие игроки - к примеру, Совкомбанк.

- Кто сейчас выдает кредиты в торговых сетях : продавцы или сотрудники банка?

- Везде происходит по-разному. Если взять "Связной", то у них выдача кредитов - одна из составляющих бизнес-модели, поэтому кредиты выдаются сотрудниками сети. В крупных магазинах кредиты выдают сотрудники банков. Также в магазинах, где выдается очень мало кредитов, менеджерам не хочется обучать своих сотрудников работе с банковскими продуктами, там к процессу выдачи тоже подключаются наши сотрудники.

- Сколько времени сейчас требуется для принятия решения по выдаче POS-кредита?

- Время принятия решения не поменялось и составляет от нескольких минут до получаса. В целом, если заемщику не требуется очень подробная консультация по особенностям кредитных продуктов, процесс оформления кредита займет до 30 минут, включая принятие решения, заполнение заявок, печать документов и подписание.

- Насколько жесткая сейчас скоринговая модель в сегменте POS-кредитования, что с просрочкой?

- Из всех розничных кредитных портфелей POS-портфель, наверное, самый устойчивый к кризису. Это было видно и в 2008 году, и сейчас. Его устойчивость связана с тем, что обычно выдаваемая сумма небольшая, платеж не настолько обременителен, как, например, по ипотеке или по объемному потребительскому кредиту. Плюс кредит короткий.

Просрочка же по POSам сейчас выше, чем была в прошлом году, но незначительно.

- А сейчас какие у вас средние ставки по таким кредитам?

- В среднем 33-34% годовых. Понятно, что есть сегмент товаров более рисковых, например кредиты на мобильные телефоны, там ставки выше.

- А покупка каких еще товаров в кредит считается рискованной?

- Наверное, это любая внезапная покупка, не особенно нужная.

- Разве бывает не внезапная покупка по POS-ам?

- Наверное, степень внезапности разная. Одно дело - ты покупаешь холодильник. Предполагается, что холодильник нужен, в нем есть осознанная необходимость. Другое дело - приобретение смартфона или ювелирных украшений. Поэтому эти два сегмента одни из самых рисковых для предоставления кредита и заемщик по ним оценивается более жестко, чем заемщики, приобретающие мебель или меха, - самые низкорискованные сегменты. По ним и скоринговые модели проще.

- Каков процент отказов по кредитам?

- В настоящее время порядка 40% входящего потока заемщиков мы кредит не выдаем. Причины отказа могут быть разными. Но чаще всего - уже испорченная на момент запроса кредитная история или ее полное отсутствие.

- Нет ли такого, что в связи с ухудшением экономической ситуации и снижением роста доходов люди начали приобретать в кредит более дешевые товары?

- Как ни странно, мы замечаем, что средняя цена товара, взятого в кредит, наоборот, понемногу пошла вверх. Но причиной этого может быть как раз рост стоимости самих товаров, а не стремление покупателей к приобретению более дорогого сегмента товаров.

- Чего вы ожидаете от сегмента в ближайшее время и в 2016 году?

- Как я уже говорил, POS-кредиты самые устойчивые и быстрее всего восстанавливаются в кризис. Поэтому в целом каких-то глобальных изменений в ближайшие год-полтора на рынке POS-кредитования я не жду. Небольшие колебания возможны, но вряд ли они будут иметь глобальный характер.

Banki.ru, Юлия Титова

Новости ОТП

Покупательская активность во 2-м квартале

В период пандемии ОТП Банк уже замерял предпочтения клиентов и изменение потребительской активности в категориях товаров и услуг. Анализ покупок по кредитным картам показал резкое снижение спроса, по всем категориям, кроме Супермаркеты, Аптеки, Образовательные услуги и Товары для животных. В 1 квартале 2020 года, по карточным транзакциям был зафиксирован ощутимый рост в таких категориях, как Образовательные услуги (+101%), Аренда Авто (+81%), Сувениры (+60%) и Фаст Фуд (45%), в сравнении с 1 кварталом 2019 года. Во 2 квартале наблюдается совершенно другая картина потребления. По карточным транзакциям можно выделить увеличение спроса в таких категориях, как Членские взносы (+37%), внутри данной категории лидерами являются Автомобильные ассоциации, Благотворительные и общественные организации и Гражданские и социальные ассоциации. На втором месте, во 2-ом квартале, идет Музыка (+11%), динамика спроса на Образовательные услуги сократилась до +1%, относительно 2 квартала 2019 года. В сегменте POS-кредитования в 1 квартале 2020 увеличился спрос на Бытовую технику, Моб.телефоны, Компьютеры/ноутбуки, связано это с колебаниями валютного курса. Теплая зима снизила спрос в категории Меха в 2 раза, относительно 2019 года. Под влиянием карантинных мер продажи существенно снизились, но тем не менее все еще можно отметить сезонный рост потребительского интереса к таким категориям товаров, как Мототехника/автозапчасти. Продажи в категории Билеты и туры - исчезли, но доля продаж в категориях Бытовая техника и электроника (в динамике +5% против 2-го кв. 2019) и Компьютеры и ноутбуки (увеличение спроса в 2 раза) возросла, в том числе благодаря переходу на работу и учебу из дома. В 3-м квартале 2020 года ожидается увеличение спроса в категории Билеты и туры. Если в 1 квартале наблюдался рост покупательской активности +15% к показателям 2019 года, то во втором квартале покупательская активность клиентов снизилась -30%, относительно 2-го квартала 2019 года. После выхода из самоизоляции и отмены ограничительных режимов, ожидается увеличение объемов покупок. В целом объемы по транзакциям за 1 полугодие 2020г. показали снижение -10% относительно 2019 года.

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Контакты для СМИ