Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Петропавловск-Камчатский Отделения и банкоматы

POS-кредиты быстрее других восстанавливаются в кризис

О том, в каком состоянии находится сегмент POS - кредитования в условиях макроэкономического спада, о конкуренции на этом рынке и о том, почему получить кредит на приобретение ювелирных украшений сложнее, чем на меха, порталу Банки.ру рассказал заместитель председателя правления ОТП Банка Александр ВАСИЛЬЕВ.

- Что происходит сейчас, в период экономического кризиса, на рынке POS-кредитования?

- После 17 декабря 2014 года, когда Банк России резко поднял ключевую ставку, случилась небольшая паника: в конце года люди покупали товары для того, чтобы застраховаться от подорожания товаров и увеличения переплаты по кредиту - рублевые кредиты по всем прогнозам должны были подорожать. После этого в январе 2015 года наступил существенный спад по POS-кредитам. Наверное, если сравнивать январь прошлого года с январем 2015-го, спад был почти на 50% у всех игроков рынка.

Тогда было две тенденции: с одной стороны, банки боялись выдавать кредиты, а, с другой, хороших заемщиков, которые готовы были продолжать брать займы, почти не осталось.

Но уже в феврале ситуация стала меняться к лучшему. А начиная с марта пошло восстановление рынка. Банки увеличили уровень одобрения по кредитам, смягчив требования к заемщикам. В связи со стабилизацией курса доллара торговые сети зафиксировали стоимость товара. Так что сейчас я наблюдаю восстановление рынка. Однако на уровень 2014 года мы так и не вышли.

- Как на ставки по POS-кредитам повлияла ставка полной стоимости кредита (ПСК)?

- Для нас ситуация почти не изменилась, а наши ставки по POS-кредитованию не так сильно подверглись ограничению со стороны ЦБ, как потребительские кредиты наличными. Это связано с тем, что на рынке POS-кредитования первые два банка - это мы и Хоум Кредит Банк, потом идет Альфа-Банк. Подход к установлению ставок по кредиту и оценке рисков у нас примерно одинаковый, и первые три банка занимают примерно 65% рынка. Поэтому наши ставки оказывали сильное влияние на расчет средневзвешенной ПСК. А вот если брать потребительские кредиты, там лидеры Сбербанк и ВТБ 24, и средняя ставка приближена к их ставкам.

- А не появится ли цепная реакция, в результате которой ставка ПСК будет все меньше с каждым кварталом?

- Из-за снижения выдач средняя ПСК, скорее всего, будет снижаться. Но, по идее, она должна стабилизироваться, потому что ограничение идет не по средней ставке, а по средней ставке плюс 30%. Есть надежда, что эти "плюс 30%" помогут ее зафиксировать на каком-то определенном уровне.

- Существует ли конкуренция в торговых точках между банками или рынок сейчас поделен и никаких тектонических движений нет?

- Значительных изменений точно нет. Произошел уход с рынка "Траста", снизился объем выдач "Русского Стандарта". Но в остальном как была борьба между лидерами в данном сегменте рынка, так она и остается. В каких-то регионах в эту борьбу могут в той или иной степени вовлекаться другие игроки - к примеру, Совкомбанк.

- Кто сейчас выдает кредиты в торговых сетях : продавцы или сотрудники банка?

- Везде происходит по-разному. Если взять "Связной", то у них выдача кредитов - одна из составляющих бизнес-модели, поэтому кредиты выдаются сотрудниками сети. В крупных магазинах кредиты выдают сотрудники банков. Также в магазинах, где выдается очень мало кредитов, менеджерам не хочется обучать своих сотрудников работе с банковскими продуктами, там к процессу выдачи тоже подключаются наши сотрудники.

- Сколько времени сейчас требуется для принятия решения по выдаче POS-кредита?

- Время принятия решения не поменялось и составляет от нескольких минут до получаса. В целом, если заемщику не требуется очень подробная консультация по особенностям кредитных продуктов, процесс оформления кредита займет до 30 минут, включая принятие решения, заполнение заявок, печать документов и подписание.

- Насколько жесткая сейчас скоринговая модель в сегменте POS-кредитования, что с просрочкой?

- Из всех розничных кредитных портфелей POS-портфель, наверное, самый устойчивый к кризису. Это было видно и в 2008 году, и сейчас. Его устойчивость связана с тем, что обычно выдаваемая сумма небольшая, платеж не настолько обременителен, как, например, по ипотеке или по объемному потребительскому кредиту. Плюс кредит короткий.

Просрочка же по POSам сейчас выше, чем была в прошлом году, но незначительно.

- А сейчас какие у вас средние ставки по таким кредитам?

- В среднем 33-34% годовых. Понятно, что есть сегмент товаров более рисковых, например кредиты на мобильные телефоны, там ставки выше.

- А покупка каких еще товаров в кредит считается рискованной?

- Наверное, это любая внезапная покупка, не особенно нужная.

- Разве бывает не внезапная покупка по POS-ам?

- Наверное, степень внезапности разная. Одно дело - ты покупаешь холодильник. Предполагается, что холодильник нужен, в нем есть осознанная необходимость. Другое дело - приобретение смартфона или ювелирных украшений. Поэтому эти два сегмента одни из самых рисковых для предоставления кредита и заемщик по ним оценивается более жестко, чем заемщики, приобретающие мебель или меха, - самые низкорискованные сегменты. По ним и скоринговые модели проще.

- Каков процент отказов по кредитам?

- В настоящее время порядка 40% входящего потока заемщиков мы кредит не выдаем. Причины отказа могут быть разными. Но чаще всего - уже испорченная на момент запроса кредитная история или ее полное отсутствие.

- Нет ли такого, что в связи с ухудшением экономической ситуации и снижением роста доходов люди начали приобретать в кредит более дешевые товары?

- Как ни странно, мы замечаем, что средняя цена товара, взятого в кредит, наоборот, понемногу пошла вверх. Но причиной этого может быть как раз рост стоимости самих товаров, а не стремление покупателей к приобретению более дорогого сегмента товаров.

- Чего вы ожидаете от сегмента в ближайшее время и в 2016 году?

- Как я уже говорил, POS-кредиты самые устойчивые и быстрее всего восстанавливаются в кризис. Поэтому в целом каких-то глобальных изменений в ближайшие год-полтора на рынке POS-кредитования я не жду. Небольшие колебания возможны, но вряд ли они будут иметь глобальный характер.

Banki.ru, Юлия Титова

Новости ОТП

Настоящий праздник в ОТП: накопительный счет со ставкой до 8% годовых

Настоящий праздник в ОТП: накопительный счет со ставкой до 8% годовых С 1 марта в ОТП Банке действует специальная праздничная акция для всех, у кого на текущий момент нет открытого накопительного счета. ОТП Банк объявляет март и апрель самыми выгодными месяцами для знакомства с накопительными счетами – только в этот период на открытые счета на сумму до 300 000 рублей можно заработать ставку до 8% годовых. Как это работает - в рамках праздничной акции ОТП банк добавляет к базовой ставке в 4% бонус в виде 1,5% для новых клиентов. В дополнение к этой ставке можно получить еще до 2,5% годовых, если открыть дебетовую карту «ОТП Покупки» и использовать ее для оплаты ежедневных потребностей. Бонус в размере 1,5% будет зачислен всем клиентам-участникам акции в мае 2021 года на счета дебетовых карт ОТП Банка. Аналитики ОТП Банка отмечают, что популярность накопительных счетов продолжает расти, ведь это хорошая альтернатива срочным депозитам, поскольку деньги доступны в режиме 24/7, а процентной ставкой, и своим доходом, можно управлять. Только за второе полугодие 2020 года объем открытых накопительных счетов вырос на 20%, а это значит, что каждый пятый клиент ОТП Банка выбрал именно такой способ накопления и сохранения средств. Специалисты ОТП рассчитывают, что такая динамика сохранится и в этом году Подробнее ознакомиться с условиями акции можно на сайте Банка.

ОТП Банк: количество переводов через СБП выросло в 2 раза

ОТП Банк: количество переводов через СБП выросло в 2 раза Аналитики ОТП Банка изучили динамику переводов по номеру телефона через Систему Быстрых Платежей с момента представления сервиса в мобильном банке ОТП. Среднее количество ежемесячных переводов выросло более чем в 2 раза. Рост переводов связан со значительным количеством пользователей, которые переходят на обслуживание в мобильном банке. Сегодня почти 80% клиентов ОТП Банка регулярно совершают операции в приложении или в интерфейсе интернет-банка. Еще одним стимулом для роста переводов через СБП становится подключение все большего количества банков к платформе. Пиковые показатели переводов были отмечены аналитиками в декабре 2020 и январе 2021 года. Самый высокий средний чек составил 8 000 рублей, а количество переводов достигло 28 000 в месяц. ОТП Банк установил лимит для бесплатных переводов через СБП на отметке 1 млн рублей в месяц, поэтому с момента запуска сервиса неуклонно растет количество переводов на сумму более 100 000 рублей в месяц – с октября по март доля таких переводов выросла в 3 раза. Мобильный банк ОТП постоянно развивается и в нем появляются новые возможности. В 2021 году Банк представит клиентам новые виды сервисов, доступных благодаря СБП, включая оплату по QR-коду и возможность переводов от юридических лиц физическим лицам.

ОТП Банк открывает счета для малого бизнеса в день обращения

ОТП Банк открывает счета для малого бизнеса в день обращения С начала 2021 года ОТП Банк создает новые комфортные условия для малого бизнеса. Теперь открыть расчетный счет в Банке можно в течение нескольких часов с минимальным пакетом документов. Индивидуальному предпринимателю понадобится только паспорт, а представителю небольшой компании необходимо будет предоставить учредительный документ и документы на руководителя. Открытие счета доступно в любом отделении ОТП Банка по всей стране на личной встрече с представителем Банка. На встрече будущему клиенту предложат подписать заявление-оферту для открытия счета, на основании которого можно будет открыть расчетный счет в рублях и иностранных валютах или специальный счет участника закупок, выбрать удобный тарифный план, оставить заявку на эквайринг, разместить депозиты онлайн, а также подключить интернет-банк с выбором наиболее удобной для клиента подписи (облачная подпись или USB-токен). После открытия счета не нужно снова приезжать в Банк – можно воспользоваться всеми преимуществами интернет-банка и мобильного банка. Кроме того, если на первой встрече клиент выбрал облачную подпись для работы в интернет-банке, то ему больше не нужно устанавливать дополнительное программное обеспечение на компьютер и больше не нужен USB-токен для подключения. Стремление предоставлять простые, понятные и технологичные возможности для предпринимателей уже приносит свои первые плоды - только за январь 2021 года объем пассивов по клиентам малого бизнеса в Банке превысил плановое значение на 15% и составил 12 млрд. руб. «2020 год дал возможность каждому банку проверить отношения с клиентами на прочность. Мы считаем, что успешно справились с этой задачей, поскольку смогли предложить нашим клиентам с кредитным портфелем не только программы поддержки бизнеса установленные законодательством, но и собственные гибкие программы реструктуризации, которые позволили нам и нашим клиентам успешно справиться с вызовами прошлого года», – комментирует Ростислав Яныкин, заместитель председателя Правления ОТП Банка, – «В этом году мы поставили себе цель продолжать наши взаимовыгодные отношения с представителями малого бизнеса, а также делать их жизнь проще, технологичнее и удобнее».

Контакты для СМИ

Продолжая просмотр сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые мы используем для удобства пользователей и персонализации сервисов. Вы можете отключить cookie в настройках Интернет-браузера. Подробнее о защите персональных данных можно узнать в нашем разделе. Закрыть