МФО и банки: основные игроки уже заявили о себе
На вопросы нашего портала отвечает Екатерина Сидорова, генеральный директор компании ОТП Финанс – микрофинансовой организации, специализирующейся на выдаче POS-займов и и входящей в международную финансовую Группу ОТП.
- Кто Ваши основные клиенты? Кто Ваш клиент - и за счет чего Вы будете привлекать его внимание?
- Нужно отметить, что одно из основных направлений деятельности микрофинансовой организации "ОТП Финанс" - это займы на приобретение товаров в торговых точках (POS-займы). Поэтому наши основные клиенты - это люди, которым необходимы денежные средства на приобретение бытовой техники, электроники, мобильных телефонов, мебели, меховых изделий и пр. Основным способом привлечения клиентов является сотрудничество с большим количеством торговых сетей - как крупными федеральными брокерами, так и мелкими региональными продавцами товаров, и соответственно, присутствие в торговых точках по всей стране. Клиент, желающий приобрести товар и нуждающийся в заемных средствах, будет выбирать наиболее подходящий для себя кредитный продукт. Поэтому оптимальная линейка займов помогает в привлечении клиента. Кроме того, не последнюю роль играет бренд ОТП как известной международной финансовой группы.
- Какую из моделей МФО, существующих на рынке, вы считаете наиболее правильной для себя? - Какими Вы видите перспектив онлайн и оффлайн моделей МФО - действительно ли есть смысл развивать только интернет-составляющую?- Наиболее оптимальной мы считаем нашу действующую модель, которая подразумевает очень консервативную политику рисков и ориентированность на POS-бизнес. Сегмент МФО, как и весь финансовый рынок, не стоит на месте, развивается, и онлайн-технологии в этой сфере, безусловно, набирают обороты. Но, тем не менее, традиционные способы предоставления займа - это не пережиток пошлого, а отдельные бизнес-модели, по-прежнему занимающие существенную долю на рынке. Это связано с тем, что в России еще во многих регионах придерживаются более привычного оффлайн-кредитования. Также онлайн-кредитование, как правило, предполагает небольшие суммы и сроки, поэтому это скорее МФО модели PDL (займов до зарплаты). Многие МФО модели SME (займы для индивидуальных предпринимателей и микробизнеса), потребительских и POS-займов действуют в оффлайн-сегменте.
- В чем продукты и рынок МФО кардинально отличаются от банковского розничного рынка?- Основные отличия банковского сегмента от сегмента МФО - это клиенты. А уже, исходя из этого ключевого отличия, формируются и все остальные: продукты, сроки, суммы, способы выдачи и погашения и т.д. Клиенты МФО имеют более рискованный профиль, поэтому, как правило, это займы на более мелкие суммы и более короткие сроки по сравнению с банковскими продуктами.
- Стоит ли ожидать массового прихода банков на рынок МФО?- Если вы имеете в виду МФО, созданные внутри банковских групп, то, я думаю, что основные игроки уже заявили о себе. Тем не менее, при помощи мегарегулятора рынок МФО становится более регулируемым и прозрачным, поэтому возможно, что ряд банковских групп еще заинтересуется этим сегментом и создаст МФО в своих периметрах.
- Насколько Вы считаете рынок МФО в России сложившимся? Стоит ли ожидать больших перемен на нем?- Рынок МФО, как и все другие рынки - это не константа. Он подвержен влиянию экономической ситуации, политики ЦБ, развитию технологий, сервиса и т.д. Также немаловажное значение имеет фактор конкуренции. Поэтому сейчас, в непростой экономической ситуации и с учетом всего вышеперечисленного, думаю, что на рынке МФО стоит ожидать определенных подвижек и изменений.
- Могут ли в России быть востребованы МФО для юридических лиц? Или еще какие-то нестандартные виды МФО?- В России уже существуют МФО, предоставляющие займы предпринимателям и микробизнесу. Если говорить про юридических лиц, то им требуются суммы гораздо больше 1 млн рублей, а это предельная сумма займа согласно действующему законодательству. Заниматься изменением законодательства в этой сфере вряд ли имеет смысл, поэтому маловероятно, что МФО будут востребованы у юридических лиц. Сейчас появляется много интересных проектов в сфере онлайн-займов, предоставление займов «в рассрочку» и т.д. Поэтому конкурентная борьба будет способствовать появлению нестандартных решений и новых моделей МФО, которые, думаю, мы увидим в скором будущем. Но не думаю, что такие новации будут занимать существенную часть данного рынка.
- МФО, организованные банками, имеют ряд преимуществ. Например, доступ к банковскому финансированию, на отсутствие которого жалуются остальные участники рынка. Какие еще преимущества Вы можете отметить?- Относительно «ОТП Финанс» могу сказать, что для нас преимуществами, помимо доступного финансирования, являются богатый опыт в сфере кредитования, наработанные технологии, обширная сеть и сотрудничество с ключевыми партнерами.
Михаил Харитонов, ЗанимайОнлайн.ру