Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Десять лет назад грабить банки было опаснее, чем сейчас

В ходе пресс-тура в головной офис ОТП Банка, в котором принял участие и «Новый Омск», начальник управления информационной безопасности компании Сергей Чернокозинский рассказал журналистам, как изменилось сознание банковских грабителей и можно ли противостоять хакерам.

Сергей, банки — это та сфера, где киберпреступники могут как следует развернуться. Насколько актуальна для вашей компании тема защиты от интернет-грабителей?

— Тема информационной безопасности и защиты банка от вредоносных проникновений в систему для нас, естественно, очень важна. Мы переживаем серьезную эволюцию экономики — банковские сервисы уходят в онлайн, популярность приобретают виртуальные валюты, бумажные деньги переводят в электронный вид. Из материальной ценности деньги превращаются в биты и байты, которые хранятся на серверах. Мошенникам приходится приспосабливаться к новым реалиям, и нужно отметить, что делают они это довольно успешно. Современные грабители уже не нападают на инкассаторов, не врываются в отделение банка с пистолетом в руке. Вместо этого они взламывают интернет- и клиент-банки, внедряют вредоносное ПО в систему банкомата и получают те же самые деньги, но уже с меньшим риском для жизни. При традиционном грабеже преступники могут «засветить» лицо на видеокамере, оставить отпечатки пальцев, их могут заметить свидетели или даже могут погибнуть от рук силовиков. Мошенничество же в интернете можно осуществлять, находясь за тысячи километров от искомого банка.

Вы рисуете такой привлекательный образ киберпреступника, что сразу хочется им стать.

— (Смеется.) Нет, я лишь хочу показать, что даже серьезные организации часто становятся бессильны перед ними, ведь интернет-преступники постоянно наращивают профессионализм. Еще десять лет назад кибермошенничеством занимались «пионеры», которые просто хотели кому-то что-то доказать: «Дескать, смотрите, как я умею — вон какой вирус запустил». У такой деятельности и монетизации-то особой не было. Сейчас же монетизация их работы наглядно видна — можно создать вирус, совершить атаку на банк и получить столько денег, сколько другими видами деятельности заработать гораздо сложнее. При этом существует довольно большая вероятность того, что тебя не поймают — просто не найдут и все. Современные интернет-мошенники — это отлично подготовленные криминальные группы, у которых есть собственные институты разработки, чуть ли не научно-исследовательские центры. Они понимают, что стоит им потрудиться пару лет и появится возможность, что в случае удачной атаки они получат куш и потом до конца жизни будут жить припеваючи где-нибудь далеко от России. Но все же, несмотря на кажущиеся безопасность и легкость добычи, киберпреступники рано или поздно попадаются в сети правоохранительных органов. Как мы видим из сообщений СМИ, хакеров периодически обнаруживают, арестовывают и сажают в тюрьму. Правоохранительные органы тоже научились работать против этих преступников.

А в случае неудачной атаки попасть в тюрьму, по выходе из которой наверняка можно будет найти хорошую работу по взлому сайтов.

— Возможен и такой исход.

Что банки хотят от информационной безопасности?

— Чтобы с их счетов не воровали деньги. Любой сбой, приводящий к остановке системы банка, оборачивается для него недополученной прибылью, размер которой исчисляется десятками миллионов рублей. Ну и естественно, банки не желают допускать утечки конфиденциальной информации, в частности, клиентских баз, которые в итоге могут оказаться у конкурентов. Если деньги клиентов не будут защищены, и их постоянно будут воровать, в конце концов им это надоест и они уйдут в другой банк. Поэтому защита стала важной бизнес-составляющей.

Государство каким-то образом регламентирует защиту банков от хакеров?

— Да. Если в 2008 году существовало лишь несколько направлений нормативных документов, которым должна была соответствовать система информационной безопасности банка, то сейчас число таких документов значительно выросло. Информационная безопасность становится все более стандартизированной и отрегулированной. Это позволяет банкам действовать в едином информационном поле, опираться на единые критерии и понятия, что в целом положительно влияет на управление защитой информации.

Как кибер-преступники получают логины-пароли сотрудников банка, благодаря которым совершается воровство денег?

— Для этого проводится определенная «многоходовка». Как правило, мошенники используют зараженные вирусом письма. Они рассылаются на почты сотрудников организации и содержат ссылки, при переходе по которым происходит заражение рабочего компьютера вирусом. После этого мошенник получает доступ к компьютеру работника банка и прокладывает путь к IT-системе, где лежат деньги. Преступник старается заразить еще какой-нибудь компьютер банка, украсть содержащиеся на нем логины и пароли, повысить свой уровень доступа к системе. Если ему это удается, он, действуя от имени сотрудников, у которых были украдены логины и пароли, переводит средства на заранее подготовленные счета. Подготовкой к подобным операциям мошенники могут заниматься 1-1,5 года.

Можно ли всему этому противостоять?

— В первую очередь для этого нужно не терять бдительность. Система защиты банка может быть замечательной, но если его сотрудники недостаточно осведомлены в вопросах информационной безопасности, «спят на работе», то может произойти сбой. Злоумышленники часто воздействуют на эмоции банковских работников — присылают им письмо с текстом, в котором сообщается, что нужно срочно оплатить какой-нибудь штраф или налог. Человек в панике кликает по ссылке, и все, его рабочий компьютер заражен вредоносным ПО.

С такими технологиями традиционные кражи из банкоматов, когда их физически взламывают или громят, наверное, уходят в прошлое?

— Если ориентироваться на статистику, то да, подобных фактов становится все меньше, но все равно они есть. Для этого не нужно заканчивать престижный вуз, осваивать языки программирования, годами готовить вирусную атаку. Инструмент таких грабителей прост и незамысловат: болгарка, ломик, газовый балончик, флешка, портативный компьютер. И, конечно же, слухи, что этим всем можно легко достать деньги из банкоматов. Но результат не всегда очевиден. Был случай, когда грабители решили распилить банкомат болгаркой. В итоге искра попала в диспенсер, где лежат деньги, и они загорелись. Злоумышленники все бросили и сбежали, ничего не получив. Сейчас из банкоматов чаще воруют другим способом — например, «подсаживают» в него вирус, который будет давать устройству якобы легитимные команды по выдаче денег. Купюры будут выходить пока диспенсер не опустеет.

А как внедряют в банкомат вредоносное ПО?

— Есть два основных способа. Первый — загрузить в банкомат вирус с помощью флешки, которая вставляется в USB-порт. Второй вариант гораздо хуже для банка, но более безопасен для преступника — доступ к системе управления банкоматом получается удаленно. В назначенный час злоумышленники просто появляются у банкомата и забирают деньги, которые оттуда безостановочно вышвыриваются. Есть и третий способ — провести отмену операции по карте. В этом случае уже снятые с помощью банковской карты деньги будут несколько раз возвращаться на счет злоумышленника.

У банков вообще есть возможность эффективно противодействовать таким атакам?

— На всех возможных направлениях проникновения хакеров необходимо использовать современные средства защиты. Для этого банк должен иметь профессиональную команду, состоящую из специалистов в области информационной безопасности. Требуется постоянно анализировать, изучать и реагировать на возникающие риски и угрозы кибербезопасности, понимать, как действуют хакеры, какие у них цели.

Не стоит забывать, что кибермошенники, как правило, взламывают наименее защищенные организации. Поэтому, если банк хорошо защищен, хакеры скорее выберут целью своей атаки на другую организацию. У нас в банке достаточно много сил и средств тратится на совершенствование информационной безопасности. Мы стараемся сотрудничать с известными компаниями — провайдерами соответствующих услуг, получаем новую информацию о состоянии дел по кибербезопасности в России и за рубежом, актуализируем свои меры защиты. Систематически обучаем персонал, контролируем, тестируем, информируем — в общем, типовая работа обычной организации, заботящейся о своей защите. Мы, как и любой другой банк, находимся в поле интересов киберпреступников, мы это ощущаем, видим их активности на подступах к банку, принимаем меры.

"Деловой Омск", 6 октября 2017 года, Станислав Жоглик

Новости ОТП

Покупательская активность во 2-м квартале

В период пандемии ОТП Банк уже замерял предпочтения клиентов и изменение потребительской активности в категориях товаров и услуг. Анализ покупок по кредитным картам показал резкое снижение спроса, по всем категориям, кроме Супермаркеты, Аптеки, Образовательные услуги и Товары для животных. В 1 квартале 2020 года, по карточным транзакциям был зафиксирован ощутимый рост в таких категориях, как Образовательные услуги (+101%), Аренда Авто (+81%), Сувениры (+60%) и Фаст Фуд (45%), в сравнении с 1 кварталом 2019 года. Во 2 квартале наблюдается совершенно другая картина потребления. По карточным транзакциям можно выделить увеличение спроса в таких категориях, как Членские взносы (+37%), внутри данной категории лидерами являются Автомобильные ассоциации, Благотворительные и общественные организации и Гражданские и социальные ассоциации. На втором месте, во 2-ом квартале, идет Музыка (+11%), динамика спроса на Образовательные услуги сократилась до +1%, относительно 2 квартала 2019 года. В сегменте POS-кредитования в 1 квартале 2020 увеличился спрос на Бытовую технику, Моб.телефоны, Компьютеры/ноутбуки, связано это с колебаниями валютного курса. Теплая зима снизила спрос в категории Меха в 2 раза, относительно 2019 года. Под влиянием карантинных мер продажи существенно снизились, но тем не менее все еще можно отметить сезонный рост потребительского интереса к таким категориям товаров, как Мототехника/автозапчасти. Продажи в категории Билеты и туры - исчезли, но доля продаж в категориях Бытовая техника и электроника (в динамике +5% против 2-го кв. 2019) и Компьютеры и ноутбуки (увеличение спроса в 2 раза) возросла, в том числе благодаря переходу на работу и учебу из дома. В 3-м квартале 2020 года ожидается увеличение спроса в категории Билеты и туры. Если в 1 квартале наблюдался рост покупательской активности +15% к показателям 2019 года, то во втором квартале покупательская активность клиентов снизилась -30%, относительно 2-го квартала 2019 года. После выхода из самоизоляции и отмены ограничительных режимов, ожидается увеличение объемов покупок. В целом объемы по транзакциям за 1 полугодие 2020г. показали снижение -10% относительно 2019 года.

Клиентам ОТП Банка станет доступна карта с суперкэшбэком

ОТП Банк анонсировал запуск продукта, который обещает стать одним из самых востребованных на финансовом рынке. С ним клиентам будут доступны все специальные предложения и скидки от платежной системы «Мир». Речь идет о дебетовой карте, главная фишка которой — повышенный кэшбэк. Если вы привыкли к скромным кэшбэкам в размере 1-2%, спешим вас обрадовать: по карте ОТП Банка за отдельные категории товаров кэшбэк начисляется в размере 5%. Так, потратив, например, 20 тыс. рублей, клиент получит назад 1 тыс. рублей. Что важно: кэшбэк начисляется не баллами, а рублями, и вы можете тратить их куда хотите и на что хотите сразу после начисления. На сегодняшний день такой кэшбэк — один из лучших, предлагаемых российскими кредитными организациями. Отметим, что категории товаров, за которые начисляется повышенный кэшбэк, меняются ежемесячно. Так, до 31 июля 2020 года 5%-й кэшбэк владельцы карты получают при оплате одежды и обуви. За все остальные покупки банк будет перечислять не менее 1%. Но и это — не все. Карта также позволит владельцу иметь пассивный доход. Речь идет о начислении 4% на остаток по карте. Максимальная сумма, на которую начисляется процент, составляет 300 тыс. рублей. К примеру, если на карте у вас лежит эта сумма, вы получите к ней 12 тыс. рублей в течение года. Примечательно, что процент положен вам даже при отсутствии движения денег по карте. Другие преимущества новой карты заключаются в ее доступности и универсальности. Оформить карту можно бесплатно, а кроме того, ее владелец получает право снимать наличные в банкоматах других банков без комиссии. Мы позаботились о здоровье и безопасности наших клиентов: чтобы оформить дебетовую карту, приходить в офис не нужно, курьер доставит ее на дом. Для этого оставьте заявку на странице https://cards.otpbank.ru/debit/simple/ Пополняется карта тоже без посещения отделения — через мобильное приложение и интернет-банк. Кстати, если пользоваться картой активно и тратить больше 1000 рублей в месяц или сохранять на остатке более 3000 рублей, плата за обслуживание начисляться не будет.

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером!

Розыгрыш от «Золотой рыбки»: участвуйте и станьте миллионером! «Золотая рыбка» может сделать клиентов «ОТП Банка» миллионерами! Шанс выиграть приз есть у каждого. Как участвовать? Зарегистрируйтесь в программе лояльности «Золотая Рыбка». Получайте «золотые рыбки» (одна «рыбка» начисляется за каждые 500 рублей, потраченные по кредитной карте, или за каждый своевременно внесенный платеж по кредиту). Розыгрыш состоится, как только соберется сумма в 1 млн рублей. Все старые розыгрыши и гарантированные призы сохранены! Не хотите ждать, когда накопится фиш-пот? Участвуйте в полюбившихся регулярных розыгрышах и получите сертификат на 3 тыс. рублей, 15 тыс. рублей либо главный приз — 250 тыс. рублей! Важно: розыгрыши доступны для участников программы лояльности «Золотая рыбка», зарегистрированных на сайте rybka.otpbank.ru или в мобильном приложении «Фишки ОТП» (otpbank.ru/fish).

Контакты для СМИ