Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Доля невозвращенных кредитов — не самый важный показатель с точки зрения оценки рисков банка

В ходе пресс-тура в московский офис ОТП Банка заместитель председателя правления компании Cергей Капустин рассказал региональным журналистам, как не ошибиться при выборе банка и почему не стоит считать злодеями риск-менеджеров.

Сергей, зачем вообще банку нужен риск-менеджер?

— И правда — зачем? Ведь в представлении многих он выполняет функцию этакого буки, который только мешает бизнесу работать, запрещая выдачу рисковых кредитов. На самом деле хороший риск-менеджер скорее помогает бизнесу, чем препятствует его развитию. Задача риск-менеджера — правильно оценить качество актива с целью принятия решения о возможности/невозможности выдать кредит или установить лимит риска.

А в чем здесь трудности?

— Долгое время мы жили с ощущением того, что риски, принимаемые нами на банки–контрагенты, небольшие. Даже когда регулятор приходил проверять нас на предмет качества активов, он в основном обращал внимание на кредиты, выданные клиентам из нефинансового сектора. И при этом не всегда учитывал то, что банки и юрлица порой размещают деньги в других, не очень надежных финансовых организациях. В этом году парадигма изменилась. Сейчас у нас действует внутреннее правило: анализируя потенциального заемщика, мы обращаем внимание на то, где у него имеются расчетные счета, насколько велик его риск потерять деньги, если они хранятся в банке, у которого теоретически могут отозвать лицензию.

На какие параметры ориентируется риск-менеджер при оценке рисков банков-контрагентов?

— Прежде всего мы оцениваем стоимость риска — анализируем, какую прибыль приносит кредитный портфель, сопоставляем ее со средними ставками. Если прибыльность кредитного портфеля значительно ниже среднерыночного показателя, это может говорить о невысоком качестве кредитов. Доля невозвращенных кредитов сама по себе — не самый важный показатель с точки зрения оценки рисков банка. Гораздо важнее стоимость риска, то есть расходы на ежегодное доформирование резервов по плохим кредитам. Например, по итогам первого полугодия стоимость риска в нашем банке составила всего 7,9%.

И все-таки какой объем невозвращенных кредитов считается для банка нормой?

— Важна не доля проблемной задолженности в абсолютном выражении, а соотношение риска и доходности. Если в каком–то сегменте кредитования стоимость риска банка достигает 10%, притом что средняя ставка по таким кредитам находится на уровне 30%, то это считается вполне нормальным положением вещей.

То есть доля просроченной задолженности вам, как риск-менеджеру, по сути, ни о чем не говорит?

— Верно. Потому что этим параметром легко управлять. Банк может списать часть просроченного портфеля. По нему формируется 100%–ный резерв, который вычитается из прибыли организации, и просрочка исчезает с баланса. Этот просроченный кредит можно продать, либо сократить его долю путем выдачи большого объема новых кредитов. Поэтому неверно говорить, что если у одного банка просрочка 20%, а у второго 5%, то качество портфеля второго выше. Низкий уровень просрочки иногда может свидетельствовать лишь о том, что портфель этого банка просто регулярно чистят. Ну и по РСБУ просроченной задолженностью считается только сумма просроченных платежей, а по МСФО — весь кредит, платеж по которому просрочен. Поэтому для риск-менеджера гораздо важнее показатели по МСФО.

Восстановился ли рынок российского кредитования после последнего кризиса и как он сегодня развивается?

— В России более короткая цикличность кризисов, чем в ряде стран. К нам кризисы приходят с завидной регулярностью. Если банк использует эффективные стратегии риск-менеджмента, устойчивые к кризису, это позволяет ему беспроблемно существовать в течение длительного периода. А если он начинает выдавать низкомаржинальные или высокорисковые кредиты и в хорошее время, и в экономически сложное, то у такого банка может просто не хватить собственного капитала, то есть он окажется в зоне риска. В таких условиях мы наблюдаем рост активности регулятора. Например, с января этого года действует новый закон, регламентирующий деятельность коллекторов, который ограничивает контакты с клиентами. Или, например, сейчас обсуждается введение ряда ограничений по долговой нагрузке клиента. Государство таким образом хочет защитить население от слишком агрессивных условий банков. Но если потребителю срочно нужен кредит, который ввиду вводимых ограничений ему никто не дает, то он вынужден идти получать деньги на черном рынке кредитования. Поэтому между банковским сектором и регулятором сейчас ведется серьезная дискуссия в отношении ограничений по платежной нагрузке.

Если говорить о сегодняшних особенностях рынка кредитования, то я бы отметил резкое снижение процентных ставок и, соответственно, сокращение маржи банков. Меньше становится входящих потоков хороших клиентов, люди думают о кредитах не так активно, как в 2011 году.

Кредитов стало выдаваться меньше?

— Сейчас рынок уже догнал те объемы, что были до кризиса 2014-го. По объему выдачи кредитов июнь этого года даже превысил этот же период 14-го.

Последний месяц у всех на слуху проблемы, которые произошли с достаточно крупными банками. Как вообще отличить хороший банк от плохого?

— Друзья тоже довольно часто задают мне этот вопрос. Конечно, было бы проще рекомендовать им только наш банк. Но, чтобы соблюсти объективность, приходится говорить что-то хорошее и про другие. (Улыбается.) Определяясь с тем, где стоит хранить свои сбережения, в первую очередь важно обратить внимание на объем и стабильность реального бизнеса банка, оценить его доходы, расходы и размер прибыли. Конечно, неспециалисту в области финансов это сложно сделать. Но можно, например, отслеживать показатель стоимости риска и просрочки по МСФО. Также важен рейтинг банка от международных рейтинговых агентств.

"Деловой Омск", 9 октября 2017 года, Станислав Жоглик

Новости ОТП

ОТП Банк: количество переводов через СБП выросло в 2 раза

ОТП Банк: количество переводов через СБП выросло в 2 раза Аналитики ОТП Банка изучили динамику переводов по номеру телефона через Систему Быстрых Платежей с момента представления сервиса в мобильном банке ОТП. Среднее количество ежемесячных переводов выросло более чем в 2 раза. Рост переводов связан со значительным количеством пользователей, которые переходят на обслуживание в мобильном банке. Сегодня почти 80% клиентов ОТП Банка регулярно совершают операции в приложении или в интерфейсе интернет-банка. Еще одним стимулом для роста переводов через СБП становится подключение все большего количества банков к платформе. Пиковые показатели переводов были отмечены аналитиками в декабре 2020 и январе 2021 года. Самый высокий средний чек составил 8 000 рублей, а количество переводов достигло 28 000 в месяц. ОТП Банк установил лимит для бесплатных переводов через СБП на отметке 1 млн рублей в месяц, поэтому с момента запуска сервиса неуклонно растет количество переводов на сумму более 100 000 рублей в месяц – с октября по март доля таких переводов выросла в 3 раза. Мобильный банк ОТП постоянно развивается и в нем появляются новые возможности. В 2021 году Банк представит клиентам новые виды сервисов, доступных благодаря СБП, включая оплату по QR-коду и возможность переводов от юридических лиц физическим лицам.

ОТП Банк открывает счета для малого бизнеса в день обращения

ОТП Банк открывает счета для малого бизнеса в день обращения С начала 2021 года ОТП Банк создает новые комфортные условия для малого бизнеса. Теперь открыть расчетный счет в Банке можно в течение нескольких часов с минимальным пакетом документов. Индивидуальному предпринимателю понадобится только паспорт, а представителю небольшой компании необходимо будет предоставить учредительный документ и документы на руководителя. Открытие счета доступно в любом отделении ОТП Банка по всей стране на личной встрече с представителем Банка. На встрече будущему клиенту предложат подписать заявление-оферту для открытия счета, на основании которого можно будет открыть расчетный счет в рублях и иностранных валютах или специальный счет участника закупок, выбрать удобный тарифный план, оставить заявку на эквайринг, разместить депозиты онлайн, а также подключить интернет-банк с выбором наиболее удобной для клиента подписи (облачная подпись или USB-токен). После открытия счета не нужно снова приезжать в Банк – можно воспользоваться всеми преимуществами интернет-банка и мобильного банка. Кроме того, если на первой встрече клиент выбрал облачную подпись для работы в интернет-банке, то ему больше не нужно устанавливать дополнительное программное обеспечение на компьютер и больше не нужен USB-токен для подключения. Стремление предоставлять простые, понятные и технологичные возможности для предпринимателей уже приносит свои первые плоды - только за январь 2021 года объем пассивов по клиентам малого бизнеса в Банке превысил плановое значение на 15% и составил 12 млрд. руб. «2020 год дал возможность каждому банку проверить отношения с клиентами на прочность. Мы считаем, что успешно справились с этой задачей, поскольку смогли предложить нашим клиентам с кредитным портфелем не только программы поддержки бизнеса установленные законодательством, но и собственные гибкие программы реструктуризации, которые позволили нам и нашим клиентам успешно справиться с вызовами прошлого года», – комментирует Ростислав Яныкин, заместитель председателя Правления ОТП Банка, – «В этом году мы поставили себе цель продолжать наши взаимовыгодные отношения с представителями малого бизнеса, а также делать их жизнь проще, технологичнее и удобнее».

Подарки с кэшбэком до 10% для владельцев карты «Мир»

Подарки с кэшбэком до 10% для владельцев карты «Мир» В преддверии весенних праздников клиенты ОТП Банка, которые выбрали для себя платежную систему «Мир», получат настоящее удовольствие от покупок в маркетплейсе Ozon. В течение месяца – с 15 февраля по 14 марта – клиенты, зарегистрированные в программе лояльности МИР получат кэшбэк до 10% по карте «Мир» за любые покупки на сайте или в мобильном приложении Ozon. Это замечательная возможность подготовить подарки близким на 23 февраля и 8 марта, а также побаловать себя. Кэшбэк начисляется за любые покупки, в том числе и те, на которые уже действует скидка от Ozon. Для того, чтобы воспользоваться предложением, владельцу карты необходимо зарегистрировать карту на сайте privetmir.ru и оплатить покупки на сайте или в мобильном приложении Ozon.ru картой «Мир». Кэшбэк будет зачислен на карту через 3 рабочих дня после совершения покупки. Максимальная сумма кэшбэка на одну карту в течение месяца составит 1 000 рублей. Узнать полную информацию об акции можно здесь, а карту «Мир» легко оформить в любом из отделений ОТП, а также на сайте Банка.

Контакты для СМИ

АО «ОТП Банк» использует файлы «cookie» с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера. Закрыть