Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Доля невозвращенных кредитов — не самый важный показатель с точки зрения оценки рисков банка

В ходе пресс-тура в московский офис ОТП Банка заместитель председателя правления компании Cергей Капустин рассказал региональным журналистам, как не ошибиться при выборе банка и почему не стоит считать злодеями риск-менеджеров.

Сергей, зачем вообще банку нужен риск-менеджер?

— И правда — зачем? Ведь в представлении многих он выполняет функцию этакого буки, который только мешает бизнесу работать, запрещая выдачу рисковых кредитов. На самом деле хороший риск-менеджер скорее помогает бизнесу, чем препятствует его развитию. Задача риск-менеджера — правильно оценить качество актива с целью принятия решения о возможности/невозможности выдать кредит или установить лимит риска.

А в чем здесь трудности?

— Долгое время мы жили с ощущением того, что риски, принимаемые нами на банки–контрагенты, небольшие. Даже когда регулятор приходил проверять нас на предмет качества активов, он в основном обращал внимание на кредиты, выданные клиентам из нефинансового сектора. И при этом не всегда учитывал то, что банки и юрлица порой размещают деньги в других, не очень надежных финансовых организациях. В этом году парадигма изменилась. Сейчас у нас действует внутреннее правило: анализируя потенциального заемщика, мы обращаем внимание на то, где у него имеются расчетные счета, насколько велик его риск потерять деньги, если они хранятся в банке, у которого теоретически могут отозвать лицензию.

На какие параметры ориентируется риск-менеджер при оценке рисков банков-контрагентов?

— Прежде всего мы оцениваем стоимость риска — анализируем, какую прибыль приносит кредитный портфель, сопоставляем ее со средними ставками. Если прибыльность кредитного портфеля значительно ниже среднерыночного показателя, это может говорить о невысоком качестве кредитов. Доля невозвращенных кредитов сама по себе — не самый важный показатель с точки зрения оценки рисков банка. Гораздо важнее стоимость риска, то есть расходы на ежегодное доформирование резервов по плохим кредитам. Например, по итогам первого полугодия стоимость риска в нашем банке составила всего 7,9%.

И все-таки какой объем невозвращенных кредитов считается для банка нормой?

— Важна не доля проблемной задолженности в абсолютном выражении, а соотношение риска и доходности. Если в каком–то сегменте кредитования стоимость риска банка достигает 10%, притом что средняя ставка по таким кредитам находится на уровне 30%, то это считается вполне нормальным положением вещей.

То есть доля просроченной задолженности вам, как риск-менеджеру, по сути, ни о чем не говорит?

— Верно. Потому что этим параметром легко управлять. Банк может списать часть просроченного портфеля. По нему формируется 100%–ный резерв, который вычитается из прибыли организации, и просрочка исчезает с баланса. Этот просроченный кредит можно продать, либо сократить его долю путем выдачи большого объема новых кредитов. Поэтому неверно говорить, что если у одного банка просрочка 20%, а у второго 5%, то качество портфеля второго выше. Низкий уровень просрочки иногда может свидетельствовать лишь о том, что портфель этого банка просто регулярно чистят. Ну и по РСБУ просроченной задолженностью считается только сумма просроченных платежей, а по МСФО — весь кредит, платеж по которому просрочен. Поэтому для риск-менеджера гораздо важнее показатели по МСФО.

Восстановился ли рынок российского кредитования после последнего кризиса и как он сегодня развивается?

— В России более короткая цикличность кризисов, чем в ряде стран. К нам кризисы приходят с завидной регулярностью. Если банк использует эффективные стратегии риск-менеджмента, устойчивые к кризису, это позволяет ему беспроблемно существовать в течение длительного периода. А если он начинает выдавать низкомаржинальные или высокорисковые кредиты и в хорошее время, и в экономически сложное, то у такого банка может просто не хватить собственного капитала, то есть он окажется в зоне риска. В таких условиях мы наблюдаем рост активности регулятора. Например, с января этого года действует новый закон, регламентирующий деятельность коллекторов, который ограничивает контакты с клиентами. Или, например, сейчас обсуждается введение ряда ограничений по долговой нагрузке клиента. Государство таким образом хочет защитить население от слишком агрессивных условий банков. Но если потребителю срочно нужен кредит, который ввиду вводимых ограничений ему никто не дает, то он вынужден идти получать деньги на черном рынке кредитования. Поэтому между банковским сектором и регулятором сейчас ведется серьезная дискуссия в отношении ограничений по платежной нагрузке.

Если говорить о сегодняшних особенностях рынка кредитования, то я бы отметил резкое снижение процентных ставок и, соответственно, сокращение маржи банков. Меньше становится входящих потоков хороших клиентов, люди думают о кредитах не так активно, как в 2011 году.

Кредитов стало выдаваться меньше?

— Сейчас рынок уже догнал те объемы, что были до кризиса 2014-го. По объему выдачи кредитов июнь этого года даже превысил этот же период 14-го.

Последний месяц у всех на слуху проблемы, которые произошли с достаточно крупными банками. Как вообще отличить хороший банк от плохого?

— Друзья тоже довольно часто задают мне этот вопрос. Конечно, было бы проще рекомендовать им только наш банк. Но, чтобы соблюсти объективность, приходится говорить что-то хорошее и про другие. (Улыбается.) Определяясь с тем, где стоит хранить свои сбережения, в первую очередь важно обратить внимание на объем и стабильность реального бизнеса банка, оценить его доходы, расходы и размер прибыли. Конечно, неспециалисту в области финансов это сложно сделать. Но можно, например, отслеживать показатель стоимости риска и просрочки по МСФО. Также важен рейтинг банка от международных рейтинговых агентств.

"Деловой Омск", 9 октября 2017 года, Станислав Жоглик

Новости ОТП

Объем операций в мобильном приложении ОТП Банка вырос на 30%

Объем операций в мобильном приложении ОТП Банка вырос на 30% Аналитики ОТП Банка оценили активность пользователей мобильного приложения и отметили 30% рост операций клиентов в середине II квартала в сравнении с I кварталом 2021 года. Положительная динамика в апреле и в начале мая затронула как переводы в системе быстрых платежей, так и оплату услуг и сервисов. Средний чек перевода через СБП составил более 6 тысяч рублей, а количество переводов в последние месяцы стабильно увеличивается в среднем на 15% месяц. Аналитики ОТП Банка отмечают, что рост популярности денежных переводов продолжится в ближайшие месяцы. В последние недели клиенты ОТП чаще всего оплачивали мобильную связь, пополняли электронные кошельки, оплачивали интернет и тратили деньги на шоппинг. Замыкают список популярных операций траты на игры и развлечения. Мобильное приложение ОТП Банка уже регулярно используют более 70% клиентов, а разработчики постоянно работают над добавлением новых функций и возможностей для пользователей. К примеру, начиная с апреля, клиенты могут оформить частично досрочное погашение кредита в Банке за 40 секунд, а в конце I квартала в интерфейсе мобильного приложения появилась возможность оплаты ЖКХ и разных типов услуг по QR-коду. Функция моментально стала популярной среди пользователей приложения, и сегодня в месяц обрабатывается более 7 000 таких платежей.

ОТП Банк меняет правила бонусных программ по вкладам и накопительным счетам

ОТП Банк меняет правила бонусных программ по вкладам и накопительным счетам С 1 мая ОТП Банк меняет правила бонусных программ по картам, открытым для депозитов и накопительных счетов. владельцам карт «ОТП Покупки» и «ОТП Процент» доступны новые привлекательные условия и дополнительные проценты. Карты, открытые в дополнение к вкладам, с начала мая позволят получать большую дополнительную доходность – до 1% к ставке вклада (ранее 0.5%). Бонусная программа объединяет все виды вкладов, и теперь клиент получает бонусы по всем вкладам, открытым на текущий момент в ОТП Банке. Максимальная сумма для начисления бонуса составит 1 млн рублей. Для карты «ОТП Покупки», открытой в дополнение к накопительному счету, продолжают действовать условия по начислению 2,5% бонус к ставке, а значит, суммарная ставка счёта все также может достигать 6.5% годовых. При этом, ОТП Банк увеличивает частоту начисления бонуса, и переходит от поквартальных зачислений к ежемесячным. Если клиент ОТП Банка открыл несколько накопительных счетов, то бонусы будут рассчитываться на основании среднемесячного суммарного остатка по всем накопительным счетам, открытым в Банке. Максимальная общая сумма для начисления бонуса составляет 350 000 рублей. Для клиентов банка, у которых есть действующие карты (выпущенные ранее) – условия изменяются с 01.05.2021 автоматически. Подробнее ознакомиться с информацией по вкладам и накопительным счетам, а также рассчитать доходность по ним можно на сайте ОТП Банка: www.otpbank.ru/depo .

ОТП Банк открыл набор студентов в программу OTP Next Generation

ОТП Банк открыл набор студентов в программу OTP Next Generation В ОТП Банке стартовал сбор заявок от студентов московских вузов в программу OTP Next Generation – оплачиваемую стажировку в головных офисах Банка в Москве. Отличительная особенность OTP Next Generation в том, что это не просто практика для университета, а компактная программа развития, которая длится с июля по декабрь и становится стартовой точкой для развития карьеры в банковском секторе. Участие в программе – это наиболее короткий путь к экспертной позиции в Банке. Отбор в OTP Next Generation состоит из 4 этапов: заполнения анкеты на сайте, телефонного интервью, решения бизнес-кейса в небольшой группе и интервью с будущим наставником. Студенты, успешно прошедшие отбор, с первого дня активно подключаются к ключевым ИТ- и бизнес-процессам в Банке. Кроме того, в решении рабочих задач участникам программы помогают бизнес-тренеры и эксперты-наставники Банка. Молодым специалистам на период стажировки доступны все корпоративные льготы, ДМС, возможность удобно совмещать работу с учебой. В ОТП Банке рассчитывают на то, что программа будет интересна молодым специалистам, которые нацелены на долгосрочное сотрудничество с Банком. По окончании программы успешным стажерам будет предложена возможность занять постоянное место в штате ОТП Банка. Так, прошлом году более 60% участников OTP Next Generation получили предложение о работе в ОТП. Программа OTP Next Generation была запущена в прошлом году, и в течение трех недель почти 2 000 студентов из 30 лучших ВУЗов страны подали заявки на участие в программе. В этом году набор студентов открыт по 9 направлениям, 4 из которых связаны с ИТ-процессами. С тех пор, как ОТП Банк начал процесс IT-трансформации, в компании открылись дополнительные возможности для развития IТ-специалистов в финансовом секторе в сочетании с динамичной и гибкой атмосферой бизнес-процессов и ИТ-разработки. «Мы уверены в том, что молодые специалисты способны привнести в наши процессы новый взгляд, энергию и идеи. Кроме того, для нас это тоже колоссальный опыт – мы лучше понимаем потребности поколения Z, а также особенности работы с ним», - комментируют в ОТП Банке, - «Мы собирали подробную обратную связь от участников первого набора программы, и каждый из них нашел для себя то, что искал в рамках стажировки – опыт работы в международной компании, сильную команду и импульс для развития новых навыков. Используя опыт прошлого года, в 2021 году мы расширили образовательную часть программы и открыли новые направления для стажировки. В этом году участники программы смогут начать развитие в сфере UX/UI-дизайна, product- менеджмента и IT-разработки». Узнать больше о программе OTP Next Generation и подать заявку можно здесь: https://www.otpbank.ru/internship/

Контакты для СМИ

Продолжая просмотр сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые мы используем для удобства пользователей и персонализации сервисов. Вы можете отключить cookie в настройках Интернет-браузера. Подробнее о защите персональных данных можно узнать в нашем разделе. Закрыть