Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Новое качество POS-кредитования

О том, как развивался сегмент POS-кредитования в России, как построить эффективный бизнес и что будет с рынком POS-кредитования дальше, размышляет в беседе с «Б.О» Александр Васильев, заместитель председателя правления ОТП Банка

POS-кредитование меняется вместе с миром вокруг нас. Если говорить об опыте ОТП Банка — одного из лидеров в этом сегменте в России, то рассказ о нем, начиная с выхода на рынок до сегодняшнего дня, занял бы много страниц. Но есть ключевые моменты, о которых стоит рассказать.

РЫНОЧНЫЕ ТРЕНДЫ

Любой бизнес развивается под влиянием множества факторов. Важна динамика каждого из них. На рынке POS-кредитования стоит выделить несколько основных движущих сил.

Во-первых, это трансформация в риск-менеджменте. В 2008 и 2015 годах (когда происходили финансовые и экономические кризисные явления) нам пришлось полностью пересмотреть подход к оценке рисков в потребительском кредитовании. Но в отличие от других банков мы не останавливали кредитование в сегменте POS, поскольку оно — одно из самых устойчивых «антикризисных» направлений бизнеса: выдаваемые кредиты — короткие по сроку погашения и небольшие по суммам, плюс выдаются на понятные цели.

Во-вторых, изменилась специфика этого сегмента. Если раньше POS-кредитование было неким самостоятельным бизнесом, который приносил банкам неплохие доходы, то сейчас все больше игроков трактуют потребительские кредиты как способ привлечения клиентов для продажи других финансовых продуктов. Рынок потребительских кредитов растет, но далеко не с тем уровнем маржи, что был ранее.

Примерно до 2014 года POS-бизнес сам по себе был очень прибыльным. Банкам можно было развивать только этот сегмент, в активном развитии кросс-продаж необходимости не было. Да и клиенты были не столь требовательны, как сейчас, не нужны были программы лояльности и т.д. После 2014 года все изменилось.

Еще одной тенденцией после 2008 года стало усиление конкуренции, а в 2013-2014 годах понадобилось умение управлять сетью продаж так, чтобы данное направление стало эффективным и приносящим банку прибыль. При этом практически все кредитные организации сокращают как количество точек с сотрудниками, так и количество сотрудников в таких точках. Я думаю, что этот тренд будет только усиливаться, поскольку окупить в одном отдельно взятом магазине, скажем, шесть сотрудников будет очень сложно.

Активно меняются потребности наших клиентов. Изменения происходят в направлении видов товаров. Например, пять лет назад одним из основных товаров для POS-кредитования были ноутбуки и компьютеры, сейчас же их почти никто не приобретает в кредит. Серьезно уменьшилась продажа в кредит бытовой техники, потому что, к примеру, холодильники и телевизоры нечасто меняют, а рынок уже насыщен.

А вот мобильные телефоны — эта та категория товара, которая всегда была популярна и остается таковой поныне. Примерно каждые два года человек хочет поменять телефон, и зачастую для этого он обращается к нам за кредитом. Сейчас же появились новые для российского рынка POS продуктовые сегменты: шубы, мебель, а также различные услуги, например, в области образования, туризма, медицины.

Что касается медицины, то, как правило, сами клиники заинтересованы в привлечении клиентов и предлагают им лечение или косметологические процедуры в кредит. Клиники могут предлагать, к примеру, годовые страховки (ДМС) или конкретный набор процедур. В образовании — такая же история.

Появились новые каналы взаимодействия с клиентами, например онлайн-кредитование в интернет-магазинах. Это, на наш взгляд, самое перспективное направление с точки зрения развития POS-кредитования, поскольку оно выгодно и самим торговым организациям, которым не нужно при этом содержать продавцов и арендовать торговые залы.

БУДУЩЕЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЕГОДНЯ

Мы всегда придерживались консервативного подхода, поэтому увеличение доли рынка никогда не рассматривалось как одна из ключевых целей нашего бизнеса. Исходя из этого, а также на основе вышеприведенных трендов выстраиваются тактика и стратегия ОТП Банка на рынке POS-кредитования. В целом, при выдаче кредита или при принятии решения, сотрудничать с какой-то торговой организацией или нет, мы прагматично смотрим на то, сможем ли мы на этом заработать.

Как мы работаем сейчас? Что банк предлагает клиентам?

Если брать классическое POS-кредитование, то в среднем на практике суммы кредитов нечасто превышают 300 тыс. рублей. За редким исключением и лишь по ряду сегментов рынка, например при кредитовании приобретения деревянных домов, сумма кредита может достигать 1 млн рублей. Тем не менее это, по сути, тоже POS-кредит. Самые «популярные» средний чек и срок — это 24 тыс. рублей при оформлении кредита на 18 месяцев.

Ставка рефинансирования банка России, скорее всего, будет расти, что скажется на стоимости фондирования. Может быть, потребительские кредиты тоже подорожают, но никто не ожидает какого-то радикального изменения в сумме переплаты за кредит. POS — это не ипотека, где изменение ставки на десятую долю процента приводит к сотням тысяч рублей разницы по переплате за срок кредитования.

Конкуренция со стороны кредитных карт и карт рассрочки, скорее всего, нам мешать не будет: клиентская аудитория, которая берет POS-кредит, очень консервативна. Кредитная карта, как правило, — более сложный продукт, а карты рассрочки займут свою нишу, но вряд ли сильно изменят рынок потребительского кредитования, скорее будет достигнуто некое состояние равновесия.

Своя карта рассрочки у нас на этапе пилотного проекта. Есть кредитные карты, которыми можно расплатиться сразу в точке продаж. Есть моментальные кредиты наличными. В потребительском кредитования мы останемся в рамках этих продуктов.

А вот на что стоит обратить первоочередное внимание, так это на снижение операционных затрат, что актуально при общем снижении маржи. Влиять на это будут совершенствование клиентского опыта, снижение уровня рисков при повышении лояльности, развитие кросс-продаж, а также использование услуг кредитных брокеров в точках продаж.

Сегодня ОТП Банк предлагает услуги более чем в 140 тыс. точек потребительского кредитования. Мы уверены в будущем потребительского кредитования в России и будем поэтапно развивать его, улучшая качество предоставляемых услуг и продуктов.

КОРОТКО О ВЕНГРИИ

— Какие впечатления у вас от Венгрии?

— У нас тесное взаимодействие со штаб-квартирой, и мы часто бываем в Венгрии. Мне очень нравится Будапешт — наверное, один из самых приятных европейских городов: небольшой и без толп туристов. При этом видно, что город с историей.

— Что из гастрономии запомнилось?

— В Будапеште множество небольших кафе на три-четыре столика. Как правило, это не сетевые заведения, и там сами готовят блюда. Поэтому нет обилия «супов из пакетов», как в некоторых других местах. Из блюд рекомендую обязательно попробовать гуляш и гусиную печень (фуа-гра). Запить их можно национальным напитком «Паленка» со вкусом груши, яблока, сливы или абрикоса.

Источник: журнал "Банковское обозрение" N12,2018

Новости ОТП

Объем операций в мобильном приложении ОТП Банка вырос на 30%

Объем операций в мобильном приложении ОТП Банка вырос на 30% Аналитики ОТП Банка оценили активность пользователей мобильного приложения и отметили 30% рост операций клиентов в середине II квартала в сравнении с I кварталом 2021 года. Положительная динамика в апреле и в начале мая затронула как переводы в системе быстрых платежей, так и оплату услуг и сервисов. Средний чек перевода через СБП составил более 6 тысяч рублей, а количество переводов в последние месяцы стабильно увеличивается в среднем на 15% месяц. Аналитики ОТП Банка отмечают, что рост популярности денежных переводов продолжится в ближайшие месяцы. В последние недели клиенты ОТП чаще всего оплачивали мобильную связь, пополняли электронные кошельки, оплачивали интернет и тратили деньги на шоппинг. Замыкают список популярных операций траты на игры и развлечения. Мобильное приложение ОТП Банка уже регулярно используют более 70% клиентов, а разработчики постоянно работают над добавлением новых функций и возможностей для пользователей. К примеру, начиная с апреля, клиенты могут оформить частично досрочное погашение кредита в Банке за 40 секунд, а в конце I квартала в интерфейсе мобильного приложения появилась возможность оплаты ЖКХ и разных типов услуг по QR-коду. Функция моментально стала популярной среди пользователей приложения, и сегодня в месяц обрабатывается более 7 000 таких платежей.

ОТП Банк меняет правила бонусных программ по вкладам и накопительным счетам

ОТП Банк меняет правила бонусных программ по вкладам и накопительным счетам С 1 мая ОТП Банк меняет правила бонусных программ по картам, открытым для депозитов и накопительных счетов. владельцам карт «ОТП Покупки» и «ОТП Процент» доступны новые привлекательные условия и дополнительные проценты. Карты, открытые в дополнение к вкладам, с начала мая позволят получать большую дополнительную доходность – до 1% к ставке вклада (ранее 0.5%). Бонусная программа объединяет все виды вкладов, и теперь клиент получает бонусы по всем вкладам, открытым на текущий момент в ОТП Банке. Максимальная сумма для начисления бонуса составит 1 млн рублей. Для карты «ОТП Покупки», открытой в дополнение к накопительному счету, продолжают действовать условия по начислению 2,5% бонус к ставке, а значит, суммарная ставка счёта все также может достигать 6.5% годовых. При этом, ОТП Банк увеличивает частоту начисления бонуса, и переходит от поквартальных зачислений к ежемесячным. Если клиент ОТП Банка открыл несколько накопительных счетов, то бонусы будут рассчитываться на основании среднемесячного суммарного остатка по всем накопительным счетам, открытым в Банке. Максимальная общая сумма для начисления бонуса составляет 350 000 рублей. Для клиентов банка, у которых есть действующие карты (выпущенные ранее) – условия изменяются с 01.05.2021 автоматически. Подробнее ознакомиться с информацией по вкладам и накопительным счетам, а также рассчитать доходность по ним можно на сайте ОТП Банка: www.otpbank.ru/depo .

ОТП Банк открыл набор студентов в программу OTP Next Generation

ОТП Банк открыл набор студентов в программу OTP Next Generation В ОТП Банке стартовал сбор заявок от студентов московских вузов в программу OTP Next Generation – оплачиваемую стажировку в головных офисах Банка в Москве. Отличительная особенность OTP Next Generation в том, что это не просто практика для университета, а компактная программа развития, которая длится с июля по декабрь и становится стартовой точкой для развития карьеры в банковском секторе. Участие в программе – это наиболее короткий путь к экспертной позиции в Банке. Отбор в OTP Next Generation состоит из 4 этапов: заполнения анкеты на сайте, телефонного интервью, решения бизнес-кейса в небольшой группе и интервью с будущим наставником. Студенты, успешно прошедшие отбор, с первого дня активно подключаются к ключевым ИТ- и бизнес-процессам в Банке. Кроме того, в решении рабочих задач участникам программы помогают бизнес-тренеры и эксперты-наставники Банка. Молодым специалистам на период стажировки доступны все корпоративные льготы, ДМС, возможность удобно совмещать работу с учебой. В ОТП Банке рассчитывают на то, что программа будет интересна молодым специалистам, которые нацелены на долгосрочное сотрудничество с Банком. По окончании программы успешным стажерам будет предложена возможность занять постоянное место в штате ОТП Банка. Так, прошлом году более 60% участников OTP Next Generation получили предложение о работе в ОТП. Программа OTP Next Generation была запущена в прошлом году, и в течение трех недель почти 2 000 студентов из 30 лучших ВУЗов страны подали заявки на участие в программе. В этом году набор студентов открыт по 9 направлениям, 4 из которых связаны с ИТ-процессами. С тех пор, как ОТП Банк начал процесс IT-трансформации, в компании открылись дополнительные возможности для развития IТ-специалистов в финансовом секторе в сочетании с динамичной и гибкой атмосферой бизнес-процессов и ИТ-разработки. «Мы уверены в том, что молодые специалисты способны привнести в наши процессы новый взгляд, энергию и идеи. Кроме того, для нас это тоже колоссальный опыт – мы лучше понимаем потребности поколения Z, а также особенности работы с ним», - комментируют в ОТП Банке, - «Мы собирали подробную обратную связь от участников первого набора программы, и каждый из них нашел для себя то, что искал в рамках стажировки – опыт работы в международной компании, сильную команду и импульс для развития новых навыков. Используя опыт прошлого года, в 2021 году мы расширили образовательную часть программы и открыли новые направления для стажировки. В этом году участники программы смогут начать развитие в сфере UX/UI-дизайна, product- менеджмента и IT-разработки». Узнать больше о программе OTP Next Generation и подать заявку можно здесь: https://www.otpbank.ru/internship/

Контакты для СМИ

Продолжая просмотр сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые мы используем для удобства пользователей и персонализации сервисов. Вы можете отключить cookie в настройках Интернет-браузера. Подробнее о защите персональных данных можно узнать в нашем разделе. Закрыть