Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Новое качество POS-кредитования

О том, как развивался сегмент POS-кредитования в России, как построить эффективный бизнес и что будет с рынком POS-кредитования дальше, размышляет в беседе с «Б.О» Александр Васильев, заместитель председателя правления ОТП Банка

POS-кредитование меняется вместе с миром вокруг нас. Если говорить об опыте ОТП Банка — одного из лидеров в этом сегменте в России, то рассказ о нем, начиная с выхода на рынок до сегодняшнего дня, занял бы много страниц. Но есть ключевые моменты, о которых стоит рассказать.

РЫНОЧНЫЕ ТРЕНДЫ

Любой бизнес развивается под влиянием множества факторов. Важна динамика каждого из них. На рынке POS-кредитования стоит выделить несколько основных движущих сил.

Во-первых, это трансформация в риск-менеджменте. В 2008 и 2015 годах (когда происходили финансовые и экономические кризисные явления) нам пришлось полностью пересмотреть подход к оценке рисков в потребительском кредитовании. Но в отличие от других банков мы не останавливали кредитование в сегменте POS, поскольку оно — одно из самых устойчивых «антикризисных» направлений бизнеса: выдаваемые кредиты — короткие по сроку погашения и небольшие по суммам, плюс выдаются на понятные цели.

Во-вторых, изменилась специфика этого сегмента. Если раньше POS-кредитование было неким самостоятельным бизнесом, который приносил банкам неплохие доходы, то сейчас все больше игроков трактуют потребительские кредиты как способ привлечения клиентов для продажи других финансовых продуктов. Рынок потребительских кредитов растет, но далеко не с тем уровнем маржи, что был ранее.

Примерно до 2014 года POS-бизнес сам по себе был очень прибыльным. Банкам можно было развивать только этот сегмент, в активном развитии кросс-продаж необходимости не было. Да и клиенты были не столь требовательны, как сейчас, не нужны были программы лояльности и т.д. После 2014 года все изменилось.

Еще одной тенденцией после 2008 года стало усиление конкуренции, а в 2013-2014 годах понадобилось умение управлять сетью продаж так, чтобы данное направление стало эффективным и приносящим банку прибыль. При этом практически все кредитные организации сокращают как количество точек с сотрудниками, так и количество сотрудников в таких точках. Я думаю, что этот тренд будет только усиливаться, поскольку окупить в одном отдельно взятом магазине, скажем, шесть сотрудников будет очень сложно.

Активно меняются потребности наших клиентов. Изменения происходят в направлении видов товаров. Например, пять лет назад одним из основных товаров для POS-кредитования были ноутбуки и компьютеры, сейчас же их почти никто не приобретает в кредит. Серьезно уменьшилась продажа в кредит бытовой техники, потому что, к примеру, холодильники и телевизоры нечасто меняют, а рынок уже насыщен.

А вот мобильные телефоны — эта та категория товара, которая всегда была популярна и остается таковой поныне. Примерно каждые два года человек хочет поменять телефон, и зачастую для этого он обращается к нам за кредитом. Сейчас же появились новые для российского рынка POS продуктовые сегменты: шубы, мебель, а также различные услуги, например, в области образования, туризма, медицины.

Что касается медицины, то, как правило, сами клиники заинтересованы в привлечении клиентов и предлагают им лечение или косметологические процедуры в кредит. Клиники могут предлагать, к примеру, годовые страховки (ДМС) или конкретный набор процедур. В образовании — такая же история.

Появились новые каналы взаимодействия с клиентами, например онлайн-кредитование в интернет-магазинах. Это, на наш взгляд, самое перспективное направление с точки зрения развития POS-кредитования, поскольку оно выгодно и самим торговым организациям, которым не нужно при этом содержать продавцов и арендовать торговые залы.

БУДУЩЕЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЕГОДНЯ

Мы всегда придерживались консервативного подхода, поэтому увеличение доли рынка никогда не рассматривалось как одна из ключевых целей нашего бизнеса. Исходя из этого, а также на основе вышеприведенных трендов выстраиваются тактика и стратегия ОТП Банка на рынке POS-кредитования. В целом, при выдаче кредита или при принятии решения, сотрудничать с какой-то торговой организацией или нет, мы прагматично смотрим на то, сможем ли мы на этом заработать.

Как мы работаем сейчас? Что банк предлагает клиентам?

Если брать классическое POS-кредитование, то в среднем на практике суммы кредитов нечасто превышают 300 тыс. рублей. За редким исключением и лишь по ряду сегментов рынка, например при кредитовании приобретения деревянных домов, сумма кредита может достигать 1 млн рублей. Тем не менее это, по сути, тоже POS-кредит. Самые «популярные» средний чек и срок — это 24 тыс. рублей при оформлении кредита на 18 месяцев.

Ставка рефинансирования банка России, скорее всего, будет расти, что скажется на стоимости фондирования. Может быть, потребительские кредиты тоже подорожают, но никто не ожидает какого-то радикального изменения в сумме переплаты за кредит. POS — это не ипотека, где изменение ставки на десятую долю процента приводит к сотням тысяч рублей разницы по переплате за срок кредитования.

Конкуренция со стороны кредитных карт и карт рассрочки, скорее всего, нам мешать не будет: клиентская аудитория, которая берет POS-кредит, очень консервативна. Кредитная карта, как правило, — более сложный продукт, а карты рассрочки займут свою нишу, но вряд ли сильно изменят рынок потребительского кредитования, скорее будет достигнуто некое состояние равновесия.

Своя карта рассрочки у нас на этапе пилотного проекта. Есть кредитные карты, которыми можно расплатиться сразу в точке продаж. Есть моментальные кредиты наличными. В потребительском кредитования мы останемся в рамках этих продуктов.

А вот на что стоит обратить первоочередное внимание, так это на снижение операционных затрат, что актуально при общем снижении маржи. Влиять на это будут совершенствование клиентского опыта, снижение уровня рисков при повышении лояльности, развитие кросс-продаж, а также использование услуг кредитных брокеров в точках продаж.

Сегодня ОТП Банк предлагает услуги более чем в 140 тыс. точек потребительского кредитования. Мы уверены в будущем потребительского кредитования в России и будем поэтапно развивать его, улучшая качество предоставляемых услуг и продуктов.

КОРОТКО О ВЕНГРИИ

— Какие впечатления у вас от Венгрии?

— У нас тесное взаимодействие со штаб-квартирой, и мы часто бываем в Венгрии. Мне очень нравится Будапешт — наверное, один из самых приятных европейских городов: небольшой и без толп туристов. При этом видно, что город с историей.

— Что из гастрономии запомнилось?

— В Будапеште множество небольших кафе на три-четыре столика. Как правило, это не сетевые заведения, и там сами готовят блюда. Поэтому нет обилия «супов из пакетов», как в некоторых других местах. Из блюд рекомендую обязательно попробовать гуляш и гусиную печень (фуа-гра). Запить их можно национальным напитком «Паленка» со вкусом груши, яблока, сливы или абрикоса.

Источник: журнал "Банковское обозрение" N12,2018

Новости ОТП

Каждый второй клиент ОТП банка регулярно пользуется мобильным приложением

Аналитики ОТП Банка оценили активность пользователей в мобильном приложении – каждый второй клиент выбирает приложение как основной канал взаимодействия с банком и регулярно использует его. Самые активные пользователи мобильного приложения Банка живут в Новосибирске, Краснодаре, Казани, Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге. Чаще всего клиенты банка пополняют счета карт, погашают потребительские кредиты, оплачивают коммунальные услуги, а также услуги сотовой связи и интернета. В 2020 году ОТП Банк сделал ставку на развитие эффективного дистанционного обслуживания – за 10 месяцев здесь появились платежи через СБП, оплата широкого спектра товаров и услуг, удобный чат, в котором обрабатывается до 6,5 тысяч обращений в день, возможность оформить заявку на кредит и открыть вклад. В приложении можно активировать карту, сменить или установить пин-код карты. В скором времени в меню появятся выписки по кредитным картам, сервис по частично-досрочному погашению кредита и обновленный интерфейс пополнения с карт других банков без перехода на сторонние сервисы, а также появится возможность обновить паспортные данные в приложении. Создание удобного цифрового пространства в мобильном интерфейсе помогает клиентам банка распоряжаться финансами, не выходя из дома, что особенно важно в период эпидемиологических ограничений. Push-уведомления ненавязчиво напомнят о предстоящих оплатах услуг и кредитов, а раздел специальных предложений всегда подскажет о новых финансовых инструментах ОТП Банка. Приложение ОТП Банк входит в топ-10 лучших приложений в категории Финансы в App Store и Google Play. Узнать больше о возможностях приложения ОТП Банк можно здесь: https://www.otpbank.ru/online

ОТП Банк начинает выдачу автокредитов по программе «Свои люди»

ОТП Банк начинает выдачу автокредитов по программе «Свои люди» ОТП Банк представляет новую программу автокредитования «Свои люди». Программа предлагает одинаковые условия по ставкам на новые автомобили и автомобили с пробегом. Процентная ставка по кредиту не будет меняться в зависимости от того, какой автомобиль захочет приобрести клиент – новый или подержанный. Кредит можно оформить на срок до 5 лет со ставкой от 10% и первоначальным взносом в 10%. Максимальная сумма кредита составляет 4 млн рублей. Подать заявку на кредит можно по двум документам без подтверждения дохода и занятости, а срок принятия решения составляет менее 1 часа. Программа «Свои люди» доступна и водителям с минимальным стажем от 3 месяцев. Продукт можно будет оформить в более чем 200 дилерских центрах на территории РФ. ОТП Банк также предоставляет клиентам дополнительные преимущества в рамках обновленной программы госсубсидирования автокредитования. Условия предполагают увеличенную стоимость автомобиля, расширенный список доступных моделей и комплектаций, а также скидки для медицинских работников и клиентов, использующих трейд-ин. Кроме того, скидка на автомобиль доступна семьям с одним несовершеннолетним ребёнком. «Отрасль автокредитования активно идет к показателям прошлого года, и мы видим, что сейчас люди возвращаются к отложенному решению о приобретении автомобиля», - комментирует Александр Васильев, заместитель председателя Правления ОТП Банка, - «Снижение спроса на автокредиты в этом году дало нам дополнительный стимул пересмотреть наше кредитное предложение и создать оптимальную программу, которая дает равные возможности и ставки по кредитам для тех, кто хочет приобрести новый автомобиль или автомобиль с пробегом». _________________ ОТП Банк (Россия) входит в международную финансовую Группу ОТП (OTP Group). Один из 50 крупнейших банков России («ИНТЕРФАКС-100» на 1 апреля 2020 г.), ОТП Банк входит в число лидеров рынка по ряду направлений: занимает 3 место на рынке POS-кредитования и 7 место на рынке кредитных карт (Frank Research Group на 1 октября 2019 г.).

Доход на следующий день: ОТП Банк представляет вклад «Проценты сразу»

С 5 октября клиентам ОТП Банка доступен новый формат вклада – «Проценты сразу». Основное преимущество продукта – выплата процентов по сумме вклада на следующий день после его открытия. Клиентам больше не нужно ждать получения средств целый год – деньги сразу появятся на счете, и ими можно будет свободно распорядиться. Вклад можно открыть в любом отделении ОТП Банка. Минимальная сумма открытия вклада – 300 000 рублей, а процентная ставка составляет 4%. Специальное предложение по вкладу будет действовать до конца 2020 года. «С конца июля мы фиксируем рост интереса к вкладам и накопительным счетам среди наших клиентов, и активно развиваем это направление», – отметила Мария Филимоненко, Директор по развитию ежедневного банковского обслуживания ОТП Банка, – «Мы понимаем, что в условиях неопределенности людям нужно видеть, что их деньги «работают», и иметь быстрый доступ к собственным доходам в случае необходимости. Поэтому мы создали продукт, где выгода ощутима сразу, безотносительно срока вклада». Более подробную информацию по открытию вклада «Проценты сразу» можно найти на сайте Банка: www.otpbank.ru/retail/deposit _________________ ОТП Банк (Россия) входит в международную финансовую Группу ОТП (OTP Group). Один из 50 крупнейших банков России («ИНТЕРФАКС-100» на 1 апреля 2020 г.), ОТП Банк входит в число лидеров рынка по ряду направлений: занимает 3 место на рынке POS-кредитования и 7 место на рынке кредитных карт (Frank Research Group на 1 октября 2019 г.).

Контакты для СМИ