Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Мурманск Отделения и банкоматы

Новое качество POS-кредитования

О том, как развивался сегмент POS-кредитования в России, как построить эффективный бизнес и что будет с рынком POS-кредитования дальше, размышляет в беседе с «Б.О» Александр Васильев, заместитель председателя правления ОТП Банка

POS-кредитование меняется вместе с миром вокруг нас. Если говорить об опыте ОТП Банка — одного из лидеров в этом сегменте в России, то рассказ о нем, начиная с выхода на рынок до сегодняшнего дня, занял бы много страниц. Но есть ключевые моменты, о которых стоит рассказать.

РЫНОЧНЫЕ ТРЕНДЫ

Любой бизнес развивается под влиянием множества факторов. Важна динамика каждого из них. На рынке POS-кредитования стоит выделить несколько основных движущих сил.

Во-первых, это трансформация в риск-менеджменте. В 2008 и 2015 годах (когда происходили финансовые и экономические кризисные явления) нам пришлось полностью пересмотреть подход к оценке рисков в потребительском кредитовании. Но в отличие от других банков мы не останавливали кредитование в сегменте POS, поскольку оно — одно из самых устойчивых «антикризисных» направлений бизнеса: выдаваемые кредиты — короткие по сроку погашения и небольшие по суммам, плюс выдаются на понятные цели.

Во-вторых, изменилась специфика этого сегмента. Если раньше POS-кредитование было неким самостоятельным бизнесом, который приносил банкам неплохие доходы, то сейчас все больше игроков трактуют потребительские кредиты как способ привлечения клиентов для продажи других финансовых продуктов. Рынок потребительских кредитов растет, но далеко не с тем уровнем маржи, что был ранее.

Примерно до 2014 года POS-бизнес сам по себе был очень прибыльным. Банкам можно было развивать только этот сегмент, в активном развитии кросс-продаж необходимости не было. Да и клиенты были не столь требовательны, как сейчас, не нужны были программы лояльности и т.д. После 2014 года все изменилось.

Еще одной тенденцией после 2008 года стало усиление конкуренции, а в 2013-2014 годах понадобилось умение управлять сетью продаж так, чтобы данное направление стало эффективным и приносящим банку прибыль. При этом практически все кредитные организации сокращают как количество точек с сотрудниками, так и количество сотрудников в таких точках. Я думаю, что этот тренд будет только усиливаться, поскольку окупить в одном отдельно взятом магазине, скажем, шесть сотрудников будет очень сложно.

Активно меняются потребности наших клиентов. Изменения происходят в направлении видов товаров. Например, пять лет назад одним из основных товаров для POS-кредитования были ноутбуки и компьютеры, сейчас же их почти никто не приобретает в кредит. Серьезно уменьшилась продажа в кредит бытовой техники, потому что, к примеру, холодильники и телевизоры нечасто меняют, а рынок уже насыщен.

А вот мобильные телефоны — эта та категория товара, которая всегда была популярна и остается таковой поныне. Примерно каждые два года человек хочет поменять телефон, и зачастую для этого он обращается к нам за кредитом. Сейчас же появились новые для российского рынка POS продуктовые сегменты: шубы, мебель, а также различные услуги, например, в области образования, туризма, медицины.

Что касается медицины, то, как правило, сами клиники заинтересованы в привлечении клиентов и предлагают им лечение или косметологические процедуры в кредит. Клиники могут предлагать, к примеру, годовые страховки (ДМС) или конкретный набор процедур. В образовании — такая же история.

Появились новые каналы взаимодействия с клиентами, например онлайн-кредитование в интернет-магазинах. Это, на наш взгляд, самое перспективное направление с точки зрения развития POS-кредитования, поскольку оно выгодно и самим торговым организациям, которым не нужно при этом содержать продавцов и арендовать торговые залы.

БУДУЩЕЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЕГОДНЯ

Мы всегда придерживались консервативного подхода, поэтому увеличение доли рынка никогда не рассматривалось как одна из ключевых целей нашего бизнеса. Исходя из этого, а также на основе вышеприведенных трендов выстраиваются тактика и стратегия ОТП Банка на рынке POS-кредитования. В целом, при выдаче кредита или при принятии решения, сотрудничать с какой-то торговой организацией или нет, мы прагматично смотрим на то, сможем ли мы на этом заработать.

Как мы работаем сейчас? Что банк предлагает клиентам?

Если брать классическое POS-кредитование, то в среднем на практике суммы кредитов нечасто превышают 300 тыс. рублей. За редким исключением и лишь по ряду сегментов рынка, например при кредитовании приобретения деревянных домов, сумма кредита может достигать 1 млн рублей. Тем не менее это, по сути, тоже POS-кредит. Самые «популярные» средний чек и срок — это 24 тыс. рублей при оформлении кредита на 18 месяцев.

Ставка рефинансирования банка России, скорее всего, будет расти, что скажется на стоимости фондирования. Может быть, потребительские кредиты тоже подорожают, но никто не ожидает какого-то радикального изменения в сумме переплаты за кредит. POS — это не ипотека, где изменение ставки на десятую долю процента приводит к сотням тысяч рублей разницы по переплате за срок кредитования.

Конкуренция со стороны кредитных карт и карт рассрочки, скорее всего, нам мешать не будет: клиентская аудитория, которая берет POS-кредит, очень консервативна. Кредитная карта, как правило, — более сложный продукт, а карты рассрочки займут свою нишу, но вряд ли сильно изменят рынок потребительского кредитования, скорее будет достигнуто некое состояние равновесия.

Своя карта рассрочки у нас на этапе пилотного проекта. Есть кредитные карты, которыми можно расплатиться сразу в точке продаж. Есть моментальные кредиты наличными. В потребительском кредитования мы останемся в рамках этих продуктов.

А вот на что стоит обратить первоочередное внимание, так это на снижение операционных затрат, что актуально при общем снижении маржи. Влиять на это будут совершенствование клиентского опыта, снижение уровня рисков при повышении лояльности, развитие кросс-продаж, а также использование услуг кредитных брокеров в точках продаж.

Сегодня ОТП Банк предлагает услуги более чем в 140 тыс. точек потребительского кредитования. Мы уверены в будущем потребительского кредитования в России и будем поэтапно развивать его, улучшая качество предоставляемых услуг и продуктов.

КОРОТКО О ВЕНГРИИ

— Какие впечатления у вас от Венгрии?

— У нас тесное взаимодействие со штаб-квартирой, и мы часто бываем в Венгрии. Мне очень нравится Будапешт — наверное, один из самых приятных европейских городов: небольшой и без толп туристов. При этом видно, что город с историей.

— Что из гастрономии запомнилось?

— В Будапеште множество небольших кафе на три-четыре столика. Как правило, это не сетевые заведения, и там сами готовят блюда. Поэтому нет обилия «супов из пакетов», как в некоторых других местах. Из блюд рекомендую обязательно попробовать гуляш и гусиную печень (фуа-гра). Запить их можно национальным напитком «Паленка» со вкусом груши, яблока, сливы или абрикоса.

Источник: журнал "Банковское обозрение" N12,2018

Новости ОТП

95% процентов погашений идут через электронные каналы

95% процентов погашений идут через электронные каналы Аналитики ОТП Банка подвели итоги I полугодия 2021 года и отметили, что 95% погашений кредитов идут через электронные каналы. Это очень просто и значительно экономит время. Как показывает статистика, наиболее популярным способом являются погашения через карты других банков и с каждым кварталом эта доля растет. Такой способ выбирают 50% клиентов ОТП. Для 27% удобнее воспользоваться переводами по свободным реквизитам. Через партнерские каналы проводят операции по погашению лишь 12% клиентов. В офисы обращаются всего 5%. Мобильный банк один из самых удобных каналов для погашения кредитов – 70% клиентов регулярно его используют. Разработчики добавляют новый функционал в мобильный банк каждые 2 недели. А пользователи высоко оценивают удобство приложения.

OTP Group признана лучшей банковской группой в Центральной и Восточной Европе по версии Euromoney

OTP Group признана лучшей банковской группой в Центральной и Восточной Европе по версии Euromoney OTP Group, частью которой является ОТП Банк в России, получила премию Euromoney Awards for Excellence как лучшая банковская группа в Центральной и Восточной Европе. Euromoney Awards for Excellence — одна из самых престижных наград в мировой финансовой отрасли. Журнал Euromoney, который проводит награждение с 1995 года, отметил, что OTP Group стала единственным банком в регионе, показавшим двузначный доходность собственного капитала и впечатляющий рост кредитного портфеля на 9%. При этом, в 2021 году, OTP Group успешно завершила два крупных процесса по слиянию. «Мы также впечатлены успехами OTP Group в процессах интеграции новых приобретений в Болгарии и Черногории во время пандемии, в мае и декабре соответственно», - говорится в сообщении Euromoney. «Мы гордимся тем, что наша экспертиза позволяет нам совершать успешные сделки и интегрировать новые бизнесы в нашу структуру, и при этом, сохранять высокий уровень удовлетворенности наших клиентов", - прокомментировал получение награды Ласло Вольф, заместитель председателя Правления OTP Group.

Рефинансирование от ОТП Банка: 4 месяца без процентов и переплат

Рефинансирование от ОТП Банка: 4 месяца без процентов и переплат ОТП Банк представляет возможность рефинансировать кредиты других банков – теперь каждый клиент Банка может погасить задолженность по кредиты в любом российском банке картой «120 дней без процентов» и не платить проценты в течение 4 месяцев. Опция рефинансирования позволит клиентам комфортно распределить долговую нагрузку - к примеру, досрочно погасить взятый ранее кредит, существенно уменьшить ежемесячный платеж или значительно уменьшить процентную ставку по кредиту до 13,9%. Рефинансирование легко оформить в несколько кликов в мобильном приложении или интерфейсе интернет-банка ОТП. О закрытии кредита позаботятся специалисты ОТП Банка, а клиент сможет полностью увидеть процесс онлайн: от момента активации рефинансирования и перевода средств на счет другого банка без комиссии до проверки статуса закрытия кредита спустя 70 дней и получения справки по предыдущему кредиту в чате мобильного банка ОТП. «По результатам опросов наших клиентов, 90% клиентов были бы заинтересованы в возможности рефинансировать кредит, чтобы снизить ежемесячный платеж или существенно сократить финальную переплату по кредиту», - комментирует Денис Луковский, директор по развитию кредитных карт ОТП Банка, - «Мы предлагаем технологичное и понятное решение, которое доступно в мобильном банке ОТП в несколько кликов – в течение нескольких минут клиент Банка сможет перейти на более комфортные условия кредитования с 120-дневным беспроцентным периодом. По нашей оценке, каждый пятый клиент ОТП Банка воспользуется предложением по рефинансированию в течение года». Узнать больше о возможности рефинансирования можно на сайте: https://www.otpbank.ru/refinancing/ и в мобильном приложении ОТП Банка.

Контакты для СМИ

Продолжая просмотр сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые мы используем для удобства пользователей и персонализации сервисов. Вы можете отключить cookie в настройках Интернет-браузера. Подробнее о защите персональных данных можно узнать в нашем разделе. Закрыть