Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Калининград Отделения и банкоматы

Пресса о нас

12.05.2011

Урал-пресс-информ: Кредит или рассрочка?

За последние несколько лет кредиты плотно вошли в нашу жизнь. Наверное, в каждой квартире есть техника, купленная в кредит или в рассрочку.  Все чаще мы слышим фразу: «В рассрочку возьму». При этом большинство из нас и не задумывается, что между банковским кредитом и рассрочкой есть разница и, надо отметить, разница весомая. То, что человек, не разбирающийся в тонкостях экономики и финансов, называет рассрочкой, на самом деле относится к понятию банковского кредита.

Банковский кредит – это кредит, выдаваемый банками, который имеет целевую направленность, выдаётся деньгами, требует обеспечения, предоставляется из собственного или привлечённого капитала. Заёмщиком могут выступать как физические, так и юридические лица, кредиторами – банки. Отношения между заёмщиком и кредиторами регулируются кредитным договором. Банковский кредит предполагает наличие залога. Для получения кредита заёмщик должен заполнить заявку на кредит, где необходимо доказать платёжеспособность, указывается предыдущая кредитная история.

Рассрочка же – это один из видов коммерческих кредитов и предусматривает продажу товаров и услуг физическим или юридическим лицам на условиях отсрочки окончательного расчёта. Передача товара покупателю осуществляется в момент совершения первого взноса, собственником становится после полного расчета. Согласно действующему законодательству, банки не имеют право предоставлять услуги по выдаче товаров в рассрочку. То есть рассрочка – это тот же кредит, только дает его не банк, а магазин.  При этом кредитный процент магазин закладывает в стоимость товара.

Напомним, что полигоном для начала кредитного бума в конце 90-х годов стал  рынок бытовой техники.  Тогда  у людей впервые появилась возможность брать домой холодильники и телевизоры, заплатив лишь первоначальный  взнос. Это было начало массового кредитования.  В  магазинах стояли очереди,  люди сметали с полок товар. Именно тогда продавцы бытовой техники разделились на тех, кто стал сам давать кредиты населению (это называли рассрочкой) и тех, кто стал работать с профессионалами – банками.

Когда в 90-х банки зашли в магазины бытовой техники и электороники, они были довольно неуклюжей структурой, которая просто не успевала обслужить всех желающих. Людей проверяли, требовали справки, было много отказов в кредитовании. Это был этап, когда банки, по сути, учились массовому кредитованию, нарабатывали опыт, на  чайниках и микроволновках   «обкатывали» кредитные технологии, собирали кредитные истории, просчитывали риски.  Тогда магазинные  рассрочки выглядели интереснее банковских предложений. Они были такими же дорогими, как банковские кредиты, но их было проще и быстрее получить.  Но за последние 10 лет система банковского  кредитования претерпела очень серьезные изменения. И сегодня именно на бытовую технику и электронику предоставляются самые простые и выгодные  кредиты. А вот магазинная рассрочка осталась дорогой.

В кредитном отделе магазина, как правило, можно увидеть представителей нескольких банков. Они предлагают огромный выбор кредитных программ – на 12, 15, 24 и 36 месяцев, кредиты с первоначальным взносом и без  него, кредиты без переплаты и многое другое. Консультант всегда подскажет, какую программу брать выгоднее в конкретном случае. Кредитование в магазинах профессионалы называют pos-кредитованием.

Интересным фактом оказалось то, что  даже во  времена кризиса и явного упадка любых  продаж, pos-кредиты  все еще были на пике популярности. В настоящее время pos-кредитование продолжает набирать обороты. К данному виду клиентского обслуживания подключаются все больше банков, в том числе и государственные.

Одним из крупнейших игроков на рынке pos-кредитования является ОТП-Банк. О нюансах и методах работы банка в магазинах рассказал агентству «Урал-пресс-информ» директор Дирекции потребительского кредитования ОТП Банка Аскер Еникеев.

-  Сколько лет Ваш банк работает на рынке pos-кредитования и каких успехов Вы уже добились?

ОТП Банк на данном рынке с 2003 года и он стал одним из первых банков, который начал этим заниматься в России. В настоящее время мы занимаем второе место на рынке pos-кредитования в нашей стране.


- В чем преимущество pos-кредитования перед обычными кредитами?

 Это удобный и быстрый кредит. Заемщик получает его непосредственно в магазине на приобретение конкретного товара. Время рассмотрения заявки, обычно, не превышает пяти минут, все оформление занимает 15 минут. Нет необходимости идти в отделение банка и ждать решения несколько дней. pos-кредитование экономит время клиента. А время – это деньги. Человеку не нужно идти в отделение банка, тратить свое время, а затем идти обратно в магазин и приобретать товар, которого уже может и не быть. Более того, средний размер pos-кредита составляет по России 17 тысяч рублей. А это значит, что он доступен практически всем. Даже если клиент получает невысокую, но стабильную зарплату, например 20 тысяч рублей в месяц, то он  вполне может себе позволить выплачивать порядка 1,5 тысяч в месяц по кредиту.

 - Какие основные условия выдачи pos-кредита? Берутся ли с клиента дополнительные комиссии?

 ОТП-Банк имеет широкий ряд предложений для клиента. Есть рассрочки без переплаты, есть более дорогие продукты. Скрытых комиссий в банке нет, мы указываем эффективную процентную ставку. Практически любой гражданин России, имеющий паспорт и проживающий на территории, где работает наш банк, имеет возможность подать заявку на кредит. Тандем «банк+магазин» разработали систему скидок на товары, которые покупаются в кредит. Это позволяет купить в товар  без переплаты. Допустим, клиент получает кредит ОТП-банка «На 36 месяцев, без переплаты» В этом случае магазин делает скидку в размере банковских процентов. То есть, по сути, человек  платит только стоимость товара, но в течение 36 месяцев. Клиент всегда может погасить кредит досрочно, при этом в банке сделают перерасчет, и общая сумма кредита станет существенно ниже. Кроме того, ОТП-банк не берет с клиента никаких дополнительных комиссий.

- Какие основные требования предъявляются к заемщику и какие документы необходимы для получения кредита?

Возраст заемщика должен быть от 23 до 60 лет и иметь работу, позволяющую оплачивать данный кредит. В большинстве случаев достаточно  только паспорта РФ.

- Каким образом рассчитывается кредитный лимит?

При одобрении кредита и расчету лимита учитываются возраст заемщика, уровень дохода, кредитная история и ряд других факторов.

- Какие еще дополнительные услуги предоставляются при выдаче кредита?

По выбору заемщика предоставляется услуга страхования жизни.

 - В каком случае банк может отказать от выдачи pos-кредита?

Основных  поводов для отказа два: если заемщик имеет плохую кредитную историю или недостаточный доход.

- Каким образом можно оплачивать задолженность по кредиту?

Вариантов множество: почта, электронные терминалы, операционные офисы банка, терминалы банка - в каждом конкретном случае условия за перечисление денег - разные. Это существенный плюс - не надо обязательно ехать в магазин, чтобы сделать взнос.

- Pos-кредитование – довольно рисковый  и в то же время прибыльный способ кредитования физических лиц. Каким образом банк борется с рисками невозврата?

 Банк имеет большой опыт работы в данном сегменте. Наши специалисты из Дивизиона рисков оценивают заемщика по скоринговым моделям, основанным на статистических данных.

- Государственные банки в ближайшее время планируют также войти на рынок pos-кредитования. Каким образом банки будут бороться с конкуренцией и как это скажется на предлагаемых услугах?

Данный рынок высококонкурентный, на нем присутствуют как банки федерального уровня, так и местные игроки. Если госбанки выйдут на pos-рынок, возможно, произойдет перераспределение долей среди основных участников рынка. Это касается, в большей степени, федеральных торговых сетей, где большой поток клиентов и большой торговый оборот. Так же стоит отметить, что если  конкуренция станет жестче, появятся новые оригинальные продукты

В конце стоит отметить, что кредитование – это бизнес. А цель любого бизнеса – заработать деньги. Магазины бытовой техники являются специалистами в области продажи товаров, кредиты - не их профиль. У магазина просто нет ресурсов, что бы на банковском уровне заниматься проверкой людей, которым магазин суживает деньги или создавать разнообразные и мобильные кредитные программы. Поэтому все свои риски магазин просто закладывает в стоимость товара. Именно поэтому рассрочка магазина была и остается просто очень дорогим кредитом. И не попадайтесь на словосочетание  «беспроцентная рассрочка», она может и беспроцентная, но дорогая. В конце концов, покупателя интересуют не проценты, а конечная сумма, которую он должен выложить.

Ольга Мельчакова


Возврат к списку