Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Калининград Отделения и банкоматы

Пресса о нас

13.03.2006

Банковское обозрение: «Кредит с целью познакомиться»

Банки используют экспресс-кредиты как канал продаж других банковских продуктов

Не так давно Сбербанк отказался от «магазинного» экспресс-кредитования. Это было сделано из соображений имиджа и нежелания банка высокими процентными ставками отпугнуть клиентуру от остальных продуктов и услуг. Другие коммерческие банки не собираются сворачивать свои программы экспресс-кредитования. Для незрелого российского заемщика это самый понятный продукт. Приучив клиентов пользоваться заемными средствами, банки надеются переключить их внимание на карточные продукты.

Сбербанку «магазинные» экспресс-кредиты не интересны

На протяжении минувшего года Сбербанк изучал возможность развивать экспресс-кредитование в магазинах. Весной 2005 года было открыто несколько таких точек, и в конце осени подведены итоги эксперимента. В Сбербанке пришли к выводу, что активно развивать экспресс-кредитование населения в магазинах особого смысла нет.

Доля просроченной задолженности, по словам первого зампредправления Сбербанка Аллы Алешкиной, оказалась достаточно высокой — 90 из 359 заемщиков платили не вовремя.

Сбербанк мог бы избрать самый надежный способ покрыть высокий уровень просроченной задолженности — повышение ставок, например, до 4% в месяц (соответственно 48% годовых). Однако из соображений имиджа банк не пошел на такой шаг. А. Алешкина отметила, что высокие ставки по одному продукту могут отпугнуть население и от других услуг, что никак не приемлемо для кредитной организации, ориентирующейся на максимально широкую клиентуру.

Олег Вялухин, начальник управления по работе с торговыми сетями департамента розничного бизнеса Банка Москвы, объяснил позицию Сбербанка желанием остаться наиболее лояльной с точки зрения процентной ставки кредитной организацией: «Увеличив ставку по экспресс-кредитованию, Сбербанк может потерять часть клиентов, пока не готовых идти на большие траты ради быстроты получения кредита. Отказываясь от экспресс-кредитования, Сбербанк уменьшает риски, связанные с увеличением просроченной задолженности по кредитам». Правда, по мнению эксперта, такая позиция имеет и свои минусы. При росте объема экспресс-кредитования, которое происходит в настоящее время, это приведет к снижению объема кредитного портфеля по этому виду продукта, что неизменно скажется на прибыльности банка в целом.

А. Алешкина уточнила, что Сбербанк может сделать исключение и оставить проекты по экспересс-кредитованию в тех магазинах, с которыми существуют определенные договоренности и которые кредитуются в Сбербанке. Для снижения рисков банк должен знать объективные показатели торговой сети — среднюю стоимость покупки, количество покупателей и т. д. Стороннему банку сеть не раскроет такую информацию. Рассказывать о своих показателях магазин будет лишь своему контрагенту — кредитной организации, клиентом которой является. Вместо «магазинных» кредитов Сбербанк решил сделать ставку на револьверные кредитные карты.

Повысить ставки — значит обезопасить риски

И все же, несмотря на категоричную позицию Сбербанка по отношению к «магазинному» экспресс-кредитованию, некоторые крупнейшие коммерческие банки не собираются покидать этот рискованный рынок. У каждого банка своя политика в отношении приемлемого для него уровня рисков. Здесь существует две стратегии. Одни банки предпочитают нести более высокие риски, но при этом получать еще более высокую доходность (соответственно, товар, приобретаемый с помощью экспресс-кредитов, будет стоить дороже). Политика таких банков нацелена прежде всего на максимизацию прибыли. Другие — предпочитают не иметь дела с клиентским сегментом, риски работы с которым превышают определенный уровень. Такой позиции придерживается, например, Ситибанк. Политика подобных кредитных организаций направлена на минимизацию рисков. Экспресс-кредиты выдают как раз банки первой группы.

Суть экспресс-кредитования заключается в быстроте принятия решения по кредиту (в течение 20- 30 минут) и минимальном количестве трудозатрат клиента. Заемщик предоставляет для проверки только два документа: общегражданский паспорт и дополнительный документ, удостоверяющий личность, — страховой полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, водительское удостоверение, заграничный паспорт, военный билет. Банки не требуют от клиентов справок о доходах, поручительств и страховок. Правда, при ссудах более 30-50 тыс. рублей кредитные организации могут потребовать копию трудовой книжки и справку о доходах.

По словам Анастасии Фоменко, начальника отдела экспресс-кредитования «Внешторгбанка Розничные услуги», принципы предоставления кредитов в торговых залах ввиду отсутствия кредитных бюро и полноценных информационных баз данных не позволяют банку произвести более детальную проверку клиента. При этом уровень просроченной задолженности по данному виду кредитования выше по сравнению с другими банковскими продуктами, говорит А. Фоменко.

Риски экспресс-кредитования, с одной стороны, минимизируются с помощью скоринговых систем оценки. Скоринг в определенной степени помогает решать эту проблему и сокращает риски более чем в два раза. Однако, как подчеркивает О. Вялухин (Банк Москвы), минимальная дополнительная проверка клиентов службой безопасности банка даже при наличии скоринговых систем все же необходима. Поэтому в основном риски кредитных организаций компенсируются повышенными процентными ставками, в которые банки закладывают размер возможных убытков.

Банкиры отмечают, что при условии правильной оценки риска, значительных объемов и длительных сроков кредитования экспресс-кредиты достаточно рентабельный продукт, приносящий банкам неплохую прибыль. В Московском банке реконструкции и развития (МБРР) подчеркивают, что немаловажным здесь является и выбор компаний-партнеров. В МБРР программы экспресс-кредитования направлены на сотрудничество с компаниями, реализующими низколиквидные группы товаров, например, такие как пластиковые и деревянные окна, мебель на заказ, деревянные конструкции и т.п. То есть это те товары, реализация которых практически исключает риск мошенничества, что позволяет банку предлагать для данных компаний весьма конкурентоспособные программы, рассказывает Юлианна Васильева, руководитель центра общественных и международных связей МБРР.

Переплата за кредит

Сейчас уже больше десятка известных банков активно продвигают программы экспресс-кредитования. Среди них Банк Москвы, Росбанк, «Внешторгбанк Розничные услуги», Хоум Кредит энд Финанс Банк, банк «Русский Стандарт», Альфа-Банк, Инвестсбербанк, Московский банк реконструкции и развития, банк «Ренессанс Капитал» и другие. Совсем недавно на этот рынок вышел Промсвязьбанк.

В каждом конкретном случае можно рассчитать реальные суммы переплаты по экспресс-кредитам. В Московском банке реконструкции и развития она составляет за полгода — 10% от суммы кредита, за год — 19, 7%. «Например, если вы взяли в кредит 10 тыс. рублей на 6 месяцев, ежемесячный платеж; по вашему кредиту составит около 1836 рублей, а итоговая сумма переплаты — 1016 рублей», — рассказывает Ю. Васильева (МБРР).

О. Вялухин (Банк Москвы) подчеркивает, что реальная сумма переплаты по кредиту зависит от срока кредитования: чем больше срок, тем больше переплата. В Банке Москвы при сроке кредитования 12 месяцев переплата в среднем составляет 20%, при 24 месяцах — порядка 40%. Поскольку «Внешторгбанк Розничные услуги» предоставляет экспресс-кредиты на базе банковских карт с разрешенным овердрафтом, точно рассчитать эффективную ставку затруднительно, говорит А. Фоменко («Внешторгбанк Розничные услуги»): «Это зависит от суммы кредита и от того, как человек будет пользоваться картой. Диапазон может составить от 26, 5 до 32% годовых».

Распространенный на рынке и, кстати, один из наиболее популярных у населения кредит «10×10 × 10» тоже не так прост и предсказуем, как это кажется на первый взгляд. Плата за кредит в 10% за 10 месяцев — на самом деле это не 12, а 23, 4% годовых, поскольку проценты все время начисляются не на остаток, а на первоначальную сумму кредита. При этом твердое условие — первоначальный взнос 10% — вынуждает брать большой кредит, что, соответственно, увеличивает переплату. Наибольшая сумма переплаты выходит при получении экспресс-кредита без первоначального взноса. В этом случае клиент платит «за троих».

Беспроцентные кредиты

В рамках экспресс-кредитования банки выдают и так называемые беспроцентные кредиты, предоставление которых возможно только при условии тесного сотрудничества и совместных акций с магазинами. Это самый популярный вид потребкредитования. Например, существует продукт «0-0-10». Человек покупает в кредит какую-нибудь технику за 10 тыс. рублей, а затем выплачивает по тысяче рублей ежемесячно. Суть подобных программ заключается в том, что проценты и комиссии по кредиту в течение всего срока кредитования за клиента банку компенсирует торговая организация. Она предоставляет скидку на товар, эквивалентную сумме, которую бы клиент выплатил по данному кредиту с учетом процентов годовых. Поскольку в данном случае на торговую организацию ложатся определенные расходы, не каждый магазин готов их нести. Банки стараются договариваться с торговыми точками. Например, МБРР предоставляет льготные условия для компаний, реализующих программу «беспроцентный кредит», которые заключаются в том, что ставки по такому кредиту выгодно отличаются от стандартной программы. «Для компании — это отличный маркетинговый ход. Многие из наших партнеров, сделав ставку на эту программу, смогли увеличить свои обороты на 20-30%, а в отдельных случаях и на 40%», — рассказывает Ю. Васильева (МБРР). Для клиента же процедура оформления беспроцентного кредита ничем не отличается от той, что существует по стандартной программе.

Однако беспроцентные кредиты имеют несколько «но». Во-первых, такие программы распространяются только на товары, определяемые магазином. И нередко в эту группу входит не очень ходовая техника. Во-вторых, товары по специальным сниженным ценам в рассрочку купить невозможно. Магазин ставит клиента перед выбором: или беспроцентный кредит, или скидка. В-третьих, не всегда такие программы оказываются действительно беспроцентными. Так, предлагающий их банк «Ренессанс Капитал» не имеет собственной сети для погашения ссуд и вынужден пользоваться услугами сторонних организаций за определенное вознаграждение. В результате погашение кредита обходится заемщику, как правило, в 1% от суммы перевода. Кроме того, банк в обязательном порядке страхует жизнь и здоровье заемщиков в страховой компании, а это еще 4% от суммы кредита. И, наконец, несмотря на огромную популярность беспроцентных кредитов у населения, этот продукт все же мало привлекателен для банков, поэтому они ограничивают объемы его продаж населению.

Перспективы экспресс-кредитов

В настоящее время рынок экспресс-кредитования бурно развивается, и темпы его роста в ближайшие годы будут увеличиваться. Особенно это касается регионов России. Согласно последним маркетинговым исследованиям, услугами кредитования воспользовались менее 20% россиян, что свидетельствует о большом потенциале этого рынка. Сколько продлится популярность потребкредитования, предугадать сложно. Эксперты говорят, что это будет зависеть как от развития банковской системы в целом, так и от увеличения числа пользователей банковскими услугами в частности.

По мнению банковских аналитиков, структура рынка кредитования в России претерпит изменения. Определенные сдвиги можно наблюдать уже сегодня. В будущем кредитные карты станут более востребованным и популярным продуктом среди россиян. Экспресс-кредиты уступят место кредитным картам. Некоторые банки планируют в будущем сделать акцент на развитии именно этого направления. Максим Чернущенко, заместитель председателя правления Инвестсбербанка, уверен, что потребкредитование только в совокупности с кредитными картами дает банку прибыль. Экспресс-кредитование, по его мнению, будет развиваться, но со временем доходность банков по таким кредитам будет падать, и оно станет лишь каналом для приобретения клиентов, которые станут потребителями карточных продуктов банка. «Прелесть экспресс-кредитов заключается в том, что они позволяют привлекать большое число клиентов, которым спустя время можно будет предложить другие банковские продукты, в основном — карточные», — сказал эксперт.

***
Из соображений имиджа Сбербанк не пошел на повышение ставок по экспресс-кредитам, поскольку это могло отпугнуть население и от других услуг и продуктов


Возврат к списку