Отделения и банкоматы 0707
Для абонентов Билайн, Мегафон, МТС, Теле2
Бесплатный звонок
с мобильных
8-800-100-55-55
Свяжитесь с нами
Интернет-банк
Петропавловск-Камчатский Отделения и банкоматы

Пресса о нас

16.06.2015

Кредитная история не менее важна, чем трудовая книжка

Кризис внес свои коррективы: челябинцы перестали брать кредиты на шубы и дорогие гаджеты, однако при этом вовсе не собираются отказываться от планов по ремонту, покупке мебели и бытовой техники. О том, как правильно рассчитать свои силы, намереваясь взять очередной кредит, и «переписать набело» испорченную кредитную историю, а также о том, как изменятся в ближайшее время ставки по вкладам и кредитам и как начать карьеру в банке, рассказал директор филиала «Челябинский» ОТП Банка Сергей Фадеев.

– Сергей Александрович, жизнь в кредит стала привычной для многих челябинцев. Но в кризис и банки стали осторожнее оценивать риски, и сами заемщики уже не стремятся брать новые кредиты – по старым бы расплатиться. Обострились ли проблемы с просроченной задолженностью?

– Да, к сожалению, кризис наложил свой отпечаток. Если взглянуть на этот год в сравнении с предыдущим, то видно, что платежная дисциплина ухудшилась. И с этой проблемой столкнулись все банки без исключения. И то понятно: на многих предприятиях прошли сокращения, люди потеряли работу – и это сказалось на росте просроченной заложенности по кредитам. Но все же ситуация не безнадежна – в мае и июне, по крайней мере, в нашем банке, просрочка несколько стабилизировалась: принесли свои плоды те изменения в кредитной политике, которые были предприняты еще в конце прошлого года. В частности, изменилось отношение к рискам – так, например, банк сократил кредитование населения с низким уровнем доходов. Это и еще целый ряд изменений в кредитной стратегии позволило нам «подчистить» кредитный портфель от плохих долгов и более уверенно чувствовать себя в новых реалиях.

Стоит отметить, что в банке всегда применяется несколько скорринговых моделей, которые постоянно модифицируются в зависимости от стремительно меняющейся ситуации в экономике. По сравнению с концом прошлого и началом этого года все выглядит уже не столь мрачно, хотя некоторые отрасли пока все еще находятся в упадке и потому остаются высокорискованным направлением кредитования.

– Работники каких предприятий также автоматически попадают в «черный список»?

– Никакого «черного списка» нет. Каждая заявка на получение кредита рассматривается в индивидуальном порядке. Важно все: и уровень доходов, и стаж, и кредитная история, и сколько у человека уже есть непогашенных кредитов.

– Хорошо, в таком случае я задам вопрос иначе: каким заемщикам банк сегодня готов предложить особенно выгодные ставки по кредитам?

– В первую очередь, конечно, тем, которые уже не раз брали кредиты в нашем банке и аккуратно вносили платежи. Плюс у нас заключены партнерские соглашения со многими крупными организациями, названия которых на слуху. Это стабильно работающие компании, которые уже благополучно пережили не один кризис, и сегодня демонстрируют минимальные сокращение производства и текучку кадров. После аккредитации предприятия в нашем банке мы готовы предложить его работникам лучшие условия по кредитам. Более того, сотрудник банка готов приехать на предприятие, чтобы рассказать о действующих кредитных программах и ответить на все вопросы.

– Сергей Александрович, вы упомянули, что при рассмотрении кредитной заявки огромное значение для банка имеет кредитная история. Но, как известно, далеко не всем заемщикам удается избежать просрочек при погашении кредита – пусть даже на день или на пару дней. Все, в таком случае взять новый кредит уже не получится?

– Вовсе нет! Могу вас успокоить: до тридцати дней просрочка считается технической, так что, в принципе, банк может и не принять ее в расчет при оценке платежеспособности заемщика. Если же просрочка уже вышла за пределы месяца, ситуация несколько сложнее, но при подаче заявления на кредит можно пояснить банковскому специалисту, по какой причине эта просрочка возникла.

К слову, далеко не всегда заемщики сами в курсе, что они допускают просрочку. Заемщик пребывает в уверенности, что он вносит платежи своевременно, по графику, а на самом деле – просрочка в один–два, а то и в пять дней. Это может произойти, например, из-за ошибки со стороны работника банка, когда, допустим, на руках у заемщика находится один график платежей по кредиту, а в программе фигурирует другой. Бывают случаи, когда клиент обращается в банк, потому что на его телефон приходят непонятные СМС-сообщения о задолженности по кредиту, звонки от коллекторов. И выясняется, что полгода назад на его утерянный паспорт был оформлен кредит, образовалась задолженность. Конечно, по каждому такому случаю нужно разбираться отдельно, но, чтобы исключить эти риски, необходимо с периодичностью хотя бы раз в полгода просматривать свою кредитную историю, отслеживать – все ли в порядке. Сейчас кредитная история так же важна, как трудовая книжка: от того, насколько хорошо ты исполняешь свои обязанности по погашению долга, напрямую зависит, сможешь ли ты в будущем взять новый кредит на крупную сумму и приобрести, к примеру, квартиру.

К слову, с недавнего времени и в нашем банке появилась такая услуга – по запросу заемщика мы предоставляем выписку из его кредитной истории, которая хранится в БКИ. Из этого отчета можно, к примеру, узнать, какие запросы от банков поступали за последнее время, какие есть непогашенные кредиты и какова платежная дисциплина, нет ли просрочки.

– Зачастую просрочка возникает не из-за необязательности заемщика, а в силу обстоятельств. Какие рекомендации вы могли бы дать тем, кто в свое время допустил просрочку и сейчас хотел бы восстановить свою репутацию в глазах банков?

– Конечно, самой лучшей рекомендацией будет все же стараться избегать просрочек при погашении кредита. Ведь, подписывая кредитный договор, вы заключаете соглашение с банком и обязуетесь ежемесячно, не позднее указанной даты, вносить платежи. На мой взгляд, если из-за финансовых затруднений вы опасаетесь, что можете допустить просрочку, лучше взять недостающую сумму в долг у друзей или родственников или несколько ужаться в привычных расходах, но вовремя внести платеж по кредиту.

Если же просрочка все же возникла, как восстановить свое честное имя? Как и в любом деле, стоит начать с малого. Заемщику придется заново писать свою биографию – взять небольшой кредит – к примеру, на телефон, и рассчитаться – четко и в срок. Только так, шаг за шагом, можно исправить свою кредитную историю.

– У ОТП Банка традиционно сильные позиции в товарном кредитовании. Пользуется ли оно сегодня спросом? Какие товары челябинцы наиболее часто приобретают в кредит?

– Да, это так, и с начала года вновь наблюдается рост товарного кредитования. Конечно, если сравнить с динамикой прошлого года, то заметно отставание процентов на десять, кризис все-таки сказывается. Наибольшим спросом традиционно пользуются кредиты на мебель, бытовую технику. Есть рост, пусть и менее заметный, и в сегменте кредитов на строительные материалы. При этом, что интересно, челябинцы практически перестали покупать в кредит меха и телефоны – видимо, сейчас люди не склонны тратить деньги на дорогие вещи, без которых, в принципе, можно обойтись.

– Летом многие челябинцы планируют сделать ремонт, заняться обустройством дачи, приобрести новую мебель. Что выгоднее: взять товарный кредит прямо в магазине или все-таки оформить классический потребительский кредит в банке?

– У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Оформив товарный кредит в магазине, покупатель может получить хорошую скидку, которая компенсирует часть понесенных им затрат. В случае же, если он приобретает товар за наличные деньги, взяв потребительский кредит в отделении банка, не всегда получается договориться о скидке, но есть возможность получить заемные средства по более выгодной ставке, нежели непосредственно в магазине. Плюс, конечно, и в том, что в этом случае покупатель уже не ограничен в выборе магазина.

К слову, я заметил, что в кризис банки начали выходить с кредитными предложениями в совершенно новые ниши: обувь, запчасти, даже абонементы в фитнес-центр. При том, что стоимость годового абонемента может доходить до 45 тысяч рублей, то предложение купить его с рассрочкой на несколько месяцев весьма востребовано. Насколько мне известно, несколько крупных федеральных банков уже вплотную приступили к выдаче кредитов на покупку товаров в интернет-магазинах.

– И как в этой ситуации удержаться от спонтанных покупок?

– Нужно всегда реально оценивать свои силы, а лучше – «взять паузу», поразмыслить. Ну и у человека всегда должен оставаться путь для отступления, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств он не оказался загнанным в угол. К примеру, если я беру крупный кредит, я всегда прикидываю в уме: если потребуется срочно его погасить, смогу ли я это сделать? К примеру, можно продать машину. Хватит ли этих денег, чтобы полностью закрыть долг? Такие вопросы нелишне задать себе, даже если вы вполне уверены в стабильности своего заработка.

– Сергей Александрович, а каковы сегодня процентные ставки?

– Заметна тенденция к понижению ставок, но к уровню прошлого года они еще не вернулись. Это касается не только кредитов, но и вкладов. Не секрет, что еще зимой можно было открыть депозит под 22–23% годовых, сейчас таких ставок нет и в помине. Кстати, в ближайшее время в нашем банке произойдет полный пересмотр линейки вкладов, появятся новые интересные программы. Кроме того, в ближайшие пару недель появятся и интересные пакетные предложения для малого и среднего бизнеса с выгодными тарифами по расчетно-кассовому обслуживанию.

– ОТП Банк воспринимается в первую очередь как банк, активно развивающий потребительское кредитование. А какие услуги для бизнеса сегодня предлагает банк?

– Действительно, привычный образ ОТП Банка складывается из нескольких моментов – «дочка» крупнейшего венгерского банка, сильные позиции в розничном кредитовании, европейский подход к бизнесу. Но при этом ОТП Банк является классическим универсальным банком, предоставляющим полный комплекс финансовых услуг как для частных клиентов, так и для бизнеса. Сегодня банк предоставляет кредиты на развитие бизнеса и пополнение оборотных средств, а также гарантии на выполнение обязательств для участия в тендерах. Активно развиваются и факторинговые операции. Пожалуй, именно эти три направления имеют приоритетное значение в корпоративном бизнесе банка на сегодняшний день.

Надо сказать, что за последний год на обслуживание в банк перешли многие крупные, известные в городе компании. Несмотря на кризис, они доверяют банку и размещают довольно крупные суммы на депозитных счетах – и это, безусловно, радует. До конца года в наших планах вдвое нарастить портфель привлеченных средств, и все предпосылки для этого есть: расширился штат сотрудников по работе с малым бизнесом не только в Челябинске, но и в Тюмени, Екатеринбурге, есть хорошие наработки и интересные предложения для бизнеса разного формата.

– Сергей Александрович, а правда, что вы крайне редко приглашаете в банк специалистов со стороны, предпочитая воспитывать собственные кадры? По каким признакам вы понимаете: станет новичок частью команды банка или нет?

– Это правда, если открывается новая вакансия, в приоритете всегда оказываются сотрудники нашего банка. И только если мне не удается найти подходящую кандидатуру, мы расширяем зону поиска. Когда я только начинал карьеру в банковской сфере – а это был 1998 год – было просто невозможно попасть в банк, что называется, «с улицы», без связей и рекомендаций. Сегодня же у студентов, выпускников вузов есть, на мой взгляд, великолепная возможность выстроить карьеру в банке с нуля, причем достаточно быстро. Всё – я на сто процентов уверен в этом – зависит только от самого человека, было бы желание. С чего начать? К примеру, наш банк с удовольствием берет студентов на практику. Выполняя несложные поручения – обзвонить клиентов, напомнить о платеже по кредиту или разложить документы по досье, разобраться с архивом – они получают первоначальные навыки коммуникации, опыт работы с документами. И если за время практики студент проявил себя с хорошей стороны, мы можем предложить ему работу – как правило, речь идет о рядовой должности, но при этом устраиваем сразу в штат, заводим трудовую книжку. А дальше – все опять же зависит только от него. Если специалист действительно старается, стабильно попадает в рейтинги лучших продавцов – ежедневные, недельные, месячные – он и зарабатывает хорошо, и быстро растет – от специалиста по продажам до финансового менеджера, главного клиентского менеджера, а возможно, и управляющего отделением. Почему бы и нет? Таких случаев довольно много в нашей сети. И сознание того, что можно построить карьеру в банке, конечно, очень стимулирует сотрудников. Сплоченность, дружеская атмосфера много значат, но и дух соревновательности в коллективе тоже, как мне кажется, должен присутствовать.

Я сам провожу финальное собеседование с соискателями, и, без ложной скромности, уже через пару минут вижу, «наш» это человек или нет. Мне важно видеть, что у человека горят глаза, что он хочет хорошо зарабатывать. Кстати, интересное наблюдение: если в резюме говорится, что во время учебы в университете он ездил за рубеж по программе Work and Travel – это хороший знак: значит, он не боится трудностей, самостоятельный, инициативный, с сильной мотивацией к успеху. Вот такие сотрудники нам и нужны!


Ульяна Бисерова, специально для Chelfin.ru


Возврат к списку